Любое творчество – это отражение внутреннего мира творца, и, безусловно, внутренние переживания и травмы человека неминуемо влияют на продукт его творения. Многие режиссёры, так сказать, вносили в свои фильмы «ссор из избы», делая это отличительной чертой своих картин. Так, например, мрачные картины Альфреда Хичкока часто напоминали о его безрадостном детстве; почти каждый фильм Мартина Скорсезе включает в себя изображения опасных улиц бандитского Нью-Йорка его детства; а ленты Оливера Стоуна, за редким исключением, имеют горький привкус его трагичного опыта во Вьетнамской войне. Однако, в день отца, разговор пойдет о конкретном режиссёре, чьи проблемы были связаны именно с родителем, вернее с его отсутствием.
Вы, возможно, никогда не задумывались, почему все фильмы Стивена Спилберга, даже самые обычные фантастические ленты, направленные, казалось бы, на детскую аудиторию, несут в себе такой глубокий и трагичный подтекст внутрисемейных взаимоотношений. А ведь ответ на это очень прост – маленький Стивен с детства страдал от отсутствия отца в своей жизни.
Даже когда родители будущего режиссёра ещё были вместе, Арнольд Спилберг отличался прохладным отношением к сыну. Режиссёр вспоминал, что родитель постоянно работал, пропускал важные для мальчика мероприятия и совершенно не интересовался его увлечениями. А тем временем, жизнь ребёнка была не самой простой. Мальчик еврейского происхождения жил в антисемитском квартале и часто подвергался насмешкам со стороны сверстников и даже соседей. При этом сам мальчик был робким «ботаником», не имел много друзей и тяжело переживал подобные нападки со стороны общества. Это даже заставило его врать о своём происхождении и некоторое время утверждать, что фамилия «Спилберг» имеет немецкое происхождение.
Уверен, что мои бабушки и дедушки, услышав мои тогдашние слова, перевернулись бы в гробу
Несмотря на постоянное отсутствие отца, как это часто бывает, именно его общества мальчику хотелось больше всего, а его слова производили наибольшее влияние. Так, именно благодаря словам старшего Спилберга Стивен впервые обратил глаза к небу, сделав первый шаг к своему увлечению звездами и космосом, которое потом множество раз откликнется в его творчестве («Близкие контакты третьей степени», «Инопланетянин», «Война миров» и другие).
Впервые в жизни я обратил внимание на небо, когда отец показал мне метеорный дождь Персеиды. Мне тогда было около 6 лет, мы жили в Хэйддон Хейтс в Нью-Джерси. Думаю, это был первый раз, когда я вообще узнал, что существует небо. У моего отца был ключ ко вселенной, который отпирал двери моему воображению. Я считаю это заслугой своего отца. Он был инженером-электриком, но он также был астрономом-любителем. Он любил читать научную фантастику и это он открыл мне путь к чудесам природы и воображения
Наверное, именно поэтому, Стивен так сильно злился на своего отца. Считая его хранителем всех таинств во вселенной, единственным, знающим ответы на все вопросы, он при этом был лишён его общества. Поэтому когда родители мальчика развелись, будущий режиссёр сходу встал на сторону матери. Он был очень зол на отца, и даже когда ему все-таки поведали, что именно мама Стивена изменила Арнольду и разрушила семью, злость мальчика не утихла.
Даже после того, как я узнал правду, я винил своего отца. Для меня до сих пор загадка почему, но, несмотря на то что моя мать была для меня чем-то вроде старшей сестры, я как бы возвёл её на пьедестал. А мой отец был более приземлённый, такой «соль земли». И почему-то мне было легче обвинить его, чем кого-то, кого я... возвысил
Так злость маленького Стивена на отца с возрастом только росла и подпитывала его творческие силы. Сам режиссёр признавался, что фильм «Инопланетянин» возник именно во время его попыток написать историю о разводе его родителей.
Картина пропитана чувством одиночества и забытости. Главный герой – мальчик Эллиот, которого, вместе с его братом и сестрой, бросил отец, чтобы проводить время вместе со своей новой подружкой Салли в Мексике. Мальчик находит потерявшегося инопланетянина, которого забыли на Земле его сородичи. Оба героя, выражаясь научным языком, страдают от «травмы покинутости», чем, скорее всего, и страдал маленький Стивен. Это чувство подчеркивается мрачноватой цветовой гаммой и почти полным отсутствием взрослых людей на экране, что лишний раз иллюстрирует, как одиноко ощущает себя Эллиот.
Ещё одна картина, чьи истоки явно вытекают из «daddy issues» Спилберга – «Близкие контакты третьей степени». В картине глава семьи пережил встречу с инопланетянами и после этого стал буквально одержим этой встречей и возможностью повторить контакт. Мужчина настолько увлёкся своей идей, что полностью забыл про семью и был готов навсегда покинуть планету, улетев со своими новыми друзьями.
Стоит также упомянуть, наверное, худшего кино-отца в Голливуде, Робина Уильямса из фильма Спилберга «Капитан Крюк». Холодный, вечно увлечённый работой и совершенно не замечающий свою семью Питер Беннинг напрочь забыл, каково это быть ребёнком. А ведь он когда-то был самым весёлым и бесстрашным мальчишкой в Неверлэнде. Туда-то и попадает угрюмый адвокат, пытаясь вернуть своих детей, которых украл заклятый враг героя – Капитан Крюк. Только, надо сказать, что сказочный злодей детям куда больше понравился, чем их собственный отец, это ли не повод вручить Беннингу награду худшего кино-отца?
Но даже в фильмах Спилберга, сюжет которых не фокусируется на внутрисемейных отношениях, так или иначе поднимается вопрос «нерадивых отцов». Например, во франшизе «Индиана Джонс», отношения героя с отцом, которого играл Шон Конерри, также оставляли желать лучшего, ведь тот в своё время бросила маленького Инди ради приключений. В знаменитой картине «Челюсти» глава семейства Мартин Броуди, подобно герою «Близких контактов третьей степени», одержим охотой на огромную акулу и готов ради этого рисковать жизнью своей семьи. А в ленте «Искусственный разум» отец буквально выбрасывает ребёнка-робота, когда тот случайно чуть не убивает его настоящего сына.
Даже картина «Война миров», которая считается символом воссоединения Стивена с отцом, насквозь пропитана «daddy issues». Ведь непутевый Рэй Ферриер, безусловно, был готов на что угодно ради спасения своих детей от инопланетян, вот только до нашествия герою было плевать на собственных отпрысков. Разведённый Рэй абсолютно не интересовался жизнью своих детей Робби и Рейчел. Именно поэтому, когда бывшая жена попросила мужчину присмотреть за ними, Рэй никак не мог найти с детьми общий язык, а Робби и вовсе постоянно норовил убежать от надоевшего псевдо-отца.
Тем не менее именно в интервью 2005 года (год выхода фильма «Война миров) Спилберг заявил, что его отношения с отцом наладились. Родственники наконец-то смогли всё обсудить и оставить обиды в прошлом. Инициатором налаживания отношений стала жена Стивена Кэйт Кэпшоу.
После этого картины режиссёра всё меньше затрагивали болезненную тему отсутствия отца в жизни, однако, так или иначе, эта тема пронизывает всё творчество режиссёра.
Так, одна травма детства подарила миру гениального режиссёра Стивена Спилберга, чьи трогательные фильмы, к сожалению, отзываются в сердцах многих зрителей.