9/11: Национальная травма или что общего у Волан-де-Морта и Бен Ладена

Как трагедия 11 сентября изменила кинематограф.
11 сентября
Александра Рачкова
разборы
Трагедия 11 сентября 2001 года.
Трагедия 11 сентября 2001 года.

Сегодня трагедии 11 сентября 2001 года, когда два самолёта, угнанные боевиками «Аль-Каиды», врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра, исполняется 21 год. Поражающее масштабом своего влияния, это событие до сих пор отбрасывает тень на жизнь американских граждан и жителей всего мира по касательной. Кино – это зеркало, отражающее окружающий мир, поэтому о том, как террористический акт 9/11 повлиял на людей можно судить по тому, как менялся кинематограф после трагедии.

Национальная травма

До 2001 года планы Манхэттена с его огромным количеством небоскребов и двумя возвышающимися башнями Всемирного торгового центра за несколько десятилетий превратились в адресные для множества популярных голливудских фильмов и мультфильмов и закрепили образ Манхэттена в массовой культуре именно в таком виде. Башни стали для Нью-Йорка чем-то сравни Эйфелевой для Парижа — элементом, собирающим хаотичное пространство города воедино, и ярким символом — торговый центр как самая заметная точка капиталистической державы. Тем сильнее кажется эффект от атаки, совершенной террористами 11 сентября 2001 года. Помимо физического урона, они нанесли удар по жизненным ценностям и символу капитализма, намеренно превращая событие в театральное зрелище с многочисленными зрителями, которое транслируют по всему миру.

С подобной трагедией американское общество еще не сталкивалось. В сравнение может попасть только нападение японцев на военно-морскую базу Перл-Харбор, но это было давно и не здесь, не в самом сердце «большого яблока». Картинки, крутившиеся по новостным каналам раз за разом, показывали ужасающие кадры: людей, прыгающих из окон; облако пепла, накрывшее город; объятых ужасом выживших и спасателей; и взрывы, бесконечные взрывы. Никто из тех, кто находился в тот момент в осознанном возрасте, не смог избежать этих видов, даже жители других стран.

В наше время сложно представить, насколько травмирующими были эти кадры, ведь современный человек каждый день видит по 10 подобных фотографий и видео с разных уголков Земли ещё по дороге на работу. Тем не менее в 2001 году прогресс ещё не дошел до того, чтобы доставлять военные репортажи нам в постель, да ещё и с такими ужасающими подробностями. Но нет смысла объяснять, как и почему это событие навсегда изменило социум, ведь можно просто посмотреть в «зеркало» и увидеть все наглядно.

Стадии принятия

Мы уже разбирали в статье «Кино-терапия: жанр альтернативной истории как копинг механизм», как кино становится средством рефлексии и возможностью пережить то или иное травмирующее событие. Мы действительно можем проследить, как психика целой страны видоизменялась со временем, проходя все стадии принятия горя через кино. А началось всё, конечно же, с отрицания.

Отрицание

Титры к сериалу «Секс в большом городе» до (сверху) и после 11 сентября 2001 года (снизу)
Титры к сериалу «Секс в большом городе» до (сверху) и после 11 сентября 2001 года (снизу)

Киноиндустрия молниеносно сработала на потенциальную реакцию зрителей. Все изображения Всемирного торгового центра были поспешно стёрты как с уже вышедших картин, так и с готовящихся премьер. Никто не хотел напоминать гражданам о страшной трагедии и лишний раз бередить ещё не зажившие раны. Под цензуру отрицания попал сериал «Секс в большом городе», где во всех сериях после 11 сентября 2001 года появляющиеся на фоне титров небоскрёбы заменили зданием Эмпайр-стейт-билдинг, а все изображения «близнецов» бережно подтёрли.

Промо-кадр фильма «Человек-паук»
Промо-кадр фильма «Человек-паук»

Фильм «Человек-паук» Сэма Рэйми также пострадал от событий 11 сентября. Картина должна была выйти в мае 2002 года, уже в 2001 году в кинотеатрах активно транслировался тизер с супергероем, ловящим грабителей на вертолёте в огромную паутину между башнями ВТЦ. Сцена должна была войти в фильм, готовились многочисленные постеры с её изображением, а также с крупным планом Человека-паука, в чьих глазах явно отражались башни. Естественно, на всё это пришлось позвать «Галю», постеры отменили, тизер сняли с кинотеатров, а саму сцену вырезали из фильма.

Кадр из фильма «Армагеддон»
Кадр из фильма «Армагеддон»

Похожая участь настигла и уже вышедшие фильмы. Например, картина «Армагеддон» Майкла Бэй вышла ещё в 1998 году, в ней от метеоритного дождя пострадал весь город, однако кадры горящих и дымящихся башен-близнецов особенно запоминались зрителями. От них же в первую очередь и избавились для телевизионных трансляций, хотя на носителях ещё можно найти фильм «без купюр». Майкл Бэй, кстати сказать, такое решение не оценил, заявляя, что историю искусства нельзя изменить, с чем бы мы согласились, не будь это Майкл Бэй, конечно.

Кадр из мультфильма «Лило и Стич»
Кадр из мультфильма «Лило и Стич»

Тем не менее стереть с лица Земли все изображения башен оказалось недостаточной мерой. После теракта американское общество страдало своего рода ПТСРом, любые изображения взрывов, разрушений городов и катастроф работало мощным триггером. Режиссёры быстренько свернули все свои «взрывоопасные» проекты, а отснятые материалы старались бережно корректировать. Данная участь не обошла даже мультфильмы, картина «Лило и Стич», например, была изменена специально, чтобы не триггерить зрителей. Так в одной из сцен Стич с друзьями угоняет космический корабль, чтобы спасти Лило, которую забрали злодеи. Изначально, герои должны были угнать «Боинг-747» и лавировать по городу, между высотками и другими зданиями, но чтобы избежать возникновения неприятных ассоциаций сцена была перерисована.

Депрессия

Избавившись от всех убойных экшенов и подавляя всяческие воспоминания об увиденных кадрах, люди стали искать адреналин в других жанрах. Некоторые эксперты полагают, что именно трагедия 11 сентября послужила толчком для развития жанра ужасов, а особенно для вида хоррора, известного как «пыточное порно». Фильмы «Пила» (2004), «Пила II» (2005), «Хостел» (2005) и так далее – послужили родоначальниками целой серии картин с ярким и подробным изображением человеческих пыток. Общественный мрачный настрой успешно мигрировал в кино, оставляя за собой длинный след из сомнительных фильмов, рождённых непроработанными эмоциями.

Гнев и Торг

Но нельзя сказать, что вся нация просто погрузилась в молчаливое страдание. События 11 сентября послужили причиной для начала войны в Афганистане и Пакистане. Нельзя отрицать, что без теракта, вторжение США в эти страны послужило бы поводом для негодования, но на волне патриотизма, хлынувшего из всех щелей, как способ справиться с отрицательными эмоциями, военные действия активно поддерживались.

Однако обычным патриотичными фильмами про войну или предотвращения терактов, как это делалось раньше, поддерживать патриотичный настрой было невозможно. Люди просто не ходили на боевики и военные фильмы, стараясь максимально отвлечься от травмирующих воспоминаний. Тогда на выручку Голливуду пришел долгожданный жанр фэнтези.

2000-е годы можно по праву считать рассветом фэнтезийных и фантастических фильмов. Трилогия «Властелин колец» пришлась как нельзя кстати, в декабре 2001 году вышел первый фильм франшизы, а за ним и второй –«Властелин колец: Две крепости» (2002). Название, кстати, немного болезненно воспринялось некоторыми критиками, а создатели даже думали убрать «две крепости» из названия, чтобы не напоминать зрителям про башни-близнецы. Но здравый смысл победил, и оригинальное название книги перекочевало в экранизацию. В 2002 и 2005 году вышли 2ой и 3ий эпизоды «Звёздных войн», что несомненно добавило фантастическому жанру популярности. Ну, и нельзя забывать про франшизу «Гарри Поттера», первый фильм из которой вышел в марте 2001 года. Также в 2005 году вышел первый фильм про волшебную страну «Нарния».

Промо кадр к фильму «Гарри Поттер и философский камень»
Промо кадр к фильму «Гарри Поттер и философский камень»

Подобных фильмов в тот период было множество, и всех их объединял один важный нарратив – существует добро и зло, и добро должно победить. Не сложно догадаться, кто в ситуации с трагедией 11 сентября воспринимался «злом», а кто «добром». Заверять с уверенностью, что именно падение башен-близнецов породило кино-версию Волан-де-Морта невозможно, однако многие социологи настаивают на том, что это событие сыграло свою важную роль в развитии жанра.

Но если рефлексию в качестве фэнтези и фантастикм ещё можно объявить притянутой за уши, то настоящим продуктом 9/11 можно по праву считать вселенную Marvel такой, какую мы знаем её сегодня.

Супергерои появились в нашем мире тогда, когда люди были в особенном отчаянии – компания Marvel была основана в 1939 году, и самые первые её комиксы пришлись на Вторую Мировую Войну. Если именно супергерои спасали социум от полного упадка духа в эпоху самого кровожадного мирового конфликта, то не удивительно, что именно им и предстояло вытаскивать американцев из пучины отчаяния после 2001 года.

Первые годы брешь супергеройского настроения кое-как закрывали другие студии своими фильмами про человека-паука, Электру, женщину-кошку и других. Затем на сцену вышел Бэтмен Кристофера Нолана («Бэтмен: Начало», 2005) и изменил игру. Мрачный Готэм словно передавал всё настроение американского общества, погрузившегося в паранойю и вечное ожидание новых атак. Бэтмен спасает город от обезумевших террористов, желающих уничтожить всё на своём пути без особой на то причины, даруя надежду и зрителям.

Фильм возымел такой потрясающий успех, что компания Marvel тут же поняла, куда надо бить, и уже в 2008 году на экраны вышел фильм «Железный человек», заложивший основу будущим «шедеврам» киновселенной. Если вам кажется, что в 2008 году люди должны бы уже и пережить события 2001 года, то стоит вспомнить, что герой фильма Тони Старк становится супергероем именно в заложниках у неких Афганских террористов. И, кстати, картина имела бешенный успех.

Невозможно пересчитать сколько раз после этого супергерои спасали постоянно разрушающийся Нью-Йорк, вернее можно, но мы не будем. Табу на разрушение и экшены было торжественно снято, благодаря появившейся надежде на светлое будущее, а Мстители торжественно встали во главе американской поп-культуры.

Промо-кадр к фильму «Мстители»
Промо-кадр к фильму «Мстители»

Зачем всё это нужно? В статье «Кино-терапия: жанр альтернативной истории как копинг механизм» мы рассказывали про руминацию, привычку человек снова и снова прокручивать в голове травмирующий опыт, представляя, как можно было бы его изменить. Кинематограф отлично справляется с этой задачей.

Принятие

Сейчас, 11 лет спустя, было бы уместно говорить про стадию принятия страшных событий прошлого, но было ли оно? Киноиндустрию прочно завоевали супергерои, но и их воинственная патриотичность начала со временем «плавиться». В боевиках всё чаще ставят под сомнение действия государства и секретных служб, что в корне отличается от нарратива большинства фильмов 2000-х. 

В кино также вернулись болезненные когда-то картины разрушения Нью-Йорка. А несколько режиссёров даже сняли фильмы про печальные события, помогая зрителям рефлексировать не косвенно, а уже напрямую. Правда первые картины про трагедию 11 сентября никогда не показывали сам теракт и старались максимально оградить людей от неприятных воспоминаний. Одним из самых первых удачных таких фильмов можно назвать ленту «Потерянный рейс» (2006) про пассажиров одного из самолётов, угнанных террористами в тот день. Сам самолёт должен был врезаться в здание Капитолия или Белого дома, однако пассажиры попытались остановить боевиков, и воздушное судно потерпело крушение, не долетев до цели. 

Тем не менее, даже сейчас, спустя столько лет, призрак 9/11 не покидает мысли американского сообщества, а режиссёры всё ещё осторожничают с данной темой. Не даром о событиях 11 сентября нет популярного сериала на HBO или Netflix. Так что, возможно, стадия принятия горя ещё не настала.

Читайте также
Знак Голливуд: от расцвета к упадку и обратно
Знак Голливуд: от расцвета к упадку и обратно
История знаменитых букв на холмах — рассказываем, как рекламная вывеска стала символом американской киноиндустрии и пережила несколько разрушений.
Подпольная империя анимации
Подпольная империя анимации
Мультипликаторы Северной Кореи многие годы работают над созданием известных западных мультфильмов. Разбираемся, как это произошло.
Джонни Депп и Эмбер Хёрд – рассвет и закат культуры отмены
Джонни Депп и Эмбер Хёрд – рассвет и закат культуры отмены
История о восходе и одновременно закате культуры отмены во время конфликта Джонни Деппа и Эмбер Хёрд.
Фильмы про взросление: что это за жанр?
Фильмы про взросление: что это за жанр?
Как зародился этот жанр, в чем его смысл и почему люди так обожают фильмы про подростков?