Подпольная империя анимации

Мультипликаторы Северной Кореи многие годы работают над созданием известных западных мультфильмов. Разбираемся, как это произошло.
05 июля
Александра Рачкова
интересные факты

В конце прошлого года президент США Джо Байден огласил ряд санкций против должностных лиц и организаций в восьми странах, включая Китай, КНДР, Россию и другие, за нарушение прав человека и репрессивные действия. Казалось бы, при чем здесь это и киноиндустрия? Представляем вашему вниманию яркий пример того, как тесно политика связана со всеми аспектами нашей жизни, хотим мы этого или нет, ведь это действие может привеcти к кризису в мире западной мультипликации.

Если спросить у кого-то, чем известна Северная Корея, то скорее в ответ прозвучат слова «диктатура», «ядерной оружие», «социализм», «Ким Чен Ын» и так далее, но уж точно не «анимация». Спешим открыть вам страшную тайну – северно-корейские мультипликаторы приложили свою талантливую руку к очень большому количеству известных зарубежных мультфильмов!

А конкретно – попавшая под санкции, широко известная в узких кругах, студия SEK (Scientific Educational Korea). Это, кстати, не единственная анимационная студия в Северной Корее, как ни странно, мультипликация оказалась крайне эффективным средством пропаганды, которым грех было не воспользоваться. Но давайте по порядку.

Как зарождалась империя

SEK Studio, ранее известная как Киностудия для детей имени 26-ого апреля, была основана в Пхеньяне в 1957 году. Изначально мультипликационная студия предназначалась для работы на территории Северной Кореи, а точнее – для распространения агитационных мультфильмов. Скорее всего, её созданию способствовал бывший правитель Ким Чен Ир, который отличался своей страстной любовью к кинематографу. В своём трактате «Об искусстве кино» бывший генеральный секретарь писал, что кино – это один из основных методов привлечения всего общества к идее Чучхе (северокорейской национал-коммунистической государственной идеологии).

Маленький будущий диктатор Ким Чен Ын очень полюбил мультфильмы производства студии, а в особенности мультсериал «Мальчик-генерал» про отважного война королевства Когурё, расположенного на современной территории двух Корей и частично Китая. Позже Ким Чен Ын даже способствовал продлению шоу на несколько сезонов.

Кадр из мультфильма «Мальчик-генерал»
Кадр из мультфильма «Мальчик-генерал»

В 1989 году студия Детской анимации 26-ого апреля вышла на международный рынок, а в 1997 году получила новое имя – SEK Studio. Произошло это в преддверии международного фестиваля анимации, куда северокорейские власти направили представителей студии.

Достаточно скоро выяснилось, что студия SEK является настоящим рассадником таланта. У компании стало появляться всё больше международных заказов, а штат работников вырос в разы. Студия SEK приложила руку своих талантливых мультипликаторов к таким известным мультфильмам и мультсериалам как «Клуб Винкс», «Джонни Браво», «Симпсоны в кино», «Черепашки Ниндзя» и другим. Предположительно, в этот список также входят такие крупные картины как «Король лев», «Покахонтас» и «В поисках Немо», однако эти слухи не подтверждены.

На момент своего пика в начале 2000-х в студии работало более 1600 человек, которые производили около 60 мультфильмов в год (включая локальные и зарубежные). Таким образом, на тот момент это была одна из самых крупных анимационных студий в мире. Хотя сегодня её размеры значительно поуменьшились, она всё ещё является единственно известной северокорейской студией, несмотря на наличие других компаний на рынке. Студия также долгое время была одним из единственных легальных источников КНДР для получения зарубежной валюты, которая помогла местной экономике выстоять довольно тяжёлые для местной экономики времена.

Аутсорсинг, который мы заслужили

Но как же получилось, что самая закрытая страна в мире в какой-то момент начала заниматься производством популярных мультфильмов для западного рынка? Всё просто – аутсорсинг. Аутсорсинг на рынке мультипликации – дело привычное. Создание мультфильма – это комплексный процесс, в котором участвует огромное количество людей. Обычно он состоит из трёх важных этап, где первый – это написание сценария, раскадровка, отрисовка моделей персонажей и фонов; второй, промежуточный, включает в себя создание макета «сцены», раскрашивание и создание композиции. Финальный этап – это озвучивание персонажей, добавление музыки и других звуковых эффектов. Один или даже несколько из этих этапов или просто часть одного из них, любая студия может отправить на аутсорсинг, то есть поручить другой студии-подрядчику, чтобы не тратить на это много времени, денег и сил.

Студия SEK oказалась настоящим лакомым кусочком для подобных сделок, ведь она готова работать сверхурочные часы за не самую дорогую стоимость, при этом предоставляя услуги по-настоящему талантливых мультипликаторов.

Подобными сделками активно занимались итальянская студия Mondo TV, южнокорейская AKOM и некоторые независимые студии мультипликации. При этом аутсорсинг северокорейским специалистам – дело немного осуждаемое, поэтому в титрах вам никогда открыто не скажут о том, что мультфильм, который вы только что посмотрели, создавался под пристальным надзором Ким Чен Ына. Обычно всё, что может намекнуть на это – это корейские имена в титрах.

Подобная практика с КНДР настолько часто скрывается, что даже одна из первых студий, начавших сотрудничать с SEK, AKOM, очень долго держала этот факт в тайне и всячески отнекивалась от всех обвинений. А ведь история их коллаборации довольно прозаична.

Кадр из мультфильма «Императрица Чанг»
Кадр из мультфильма «Императрица Чанг»

Основатель южнокорейской студии AKOM Нельсон Шин сам родом из Северной Кореи. В 13 лет Шину с семьей удалось бежать в соседнюю страну, а после чего – эмигрировать в Америку. Прожив некоторое время в Штатах и проработав там с анимацией и графикой (в том числе, Шин был одним из авторов знаменитого джедайского меча из франшизы «Звездные войны»), мужчина вернулся в Южную Корею, где вскоре открыл свою студию мультипликации AKOM. Одним из первых больших проектов студии стал полнометражный мультфильм «Императрица Чанг». Однако в процессе создания картины, Шин столкнулся с неожиданными сложностями, и как раз в этот момент судьба свела его с северокорейскими мультипликаторами, которые периодически посещали международные выставки анимации. Тут-то бывший земляк открыл для себя волшебство аутсорсинга. Сотрудничество со студией SEK помогло мужчине закончить фильм с меньшими затратами. Мультфильм также стал первой картиной одновременно выпущенной в обеих Кореях.

Это положило начало долгому и плодотворному сотрудничеству двух студий. Помимо собственных проектов, AKOM получала заказы от своих американский коллег на аутсорсинг. В своё время Шин уже успел поработать над мультсериалом «Симпсоны», живя в США, и мужчина не растерял свои полезные связи. Благодаря им, студии поручили такой крупный проект как «Симпсоны в кино», который был тут же поделён почти пополам между SEK и AKOM.

Кадр из мультфильма «Симпсоны в кино»
Кадр из мультфильма «Симпсоны в кино»
Они [западные студии] и не хотят знать об этом [сотрудничестве с Северной Кореей]. Это было бы не так весело. После заключения контракта с Южной Кореей, они просто предполагают, что мультфильмы создаются тут. На самом деле их интересует только конечный продукт и его качество. Задаваться вопросом, где конкретно он создавался – это уже слишком. К тому же, мы не обязаны им сообщать об этом. Единственное, что они оставляют за собой – это авторское право
заявил бизнесмен китайского происхождения Цзин Ким, сотрудничающий с обеими северо- и южнокорейскими студиями

Протоптанной Шином дорогой пошли многие европейские студии. Специалисты студии SEK отличались удивительным талантом и исключительной неприхотливостью, и, вскоре, аутсорсинг в Северную Корею стал привычным делом. Мультипликаторы из КНДР участвовали в создании огромного количества малоизвестных российскому зрителю европейских мультфильмов и мультсериалов, но также продолжали сотрудничать с крупными американскими студиями. Однако подробности этого сотрудничества хранятся в строжайшем секрете. Большинство подобных заказов, если не все, были перенаправлены от всё той же студии AKOM.

На вопрос о том, были ли мультфильмы, созданные в Северной Корее, показаны на американских экранах, Ким ответил:

О да, множество. Я лично принимал участие в работе над семью. <…> Если названия компаний [американских студий, сотрудничавших с SEK] всплывут, им конец

Тем не менее в прошлом году плодородному сотрудничеству Востока с Западом пришел конец. «Возмутительная» практика была предана огласке, и американское правительство приняло необходимые меры, чтобы не позволить себе и своим гражданам ассоциироваться с тоталитарным государством Ким Чен Ына. Теперь студии SEK остается только плодить агитационные мультфильмы для своих зрителей и сотрудничать с другими восточными партнерами. Вряд ли так хорошо зарекомендовавшие себя аниматоры пропадут, тем более что у компании уже давно имеется офис в Китае, из которого гораздо удобнее вести все международные сделки, однако западным мультипликаторам, возможно, придётся поднапрячься, чтобы возместить ущерб от испарившейся почти бесплатной рабочей силы Северной Кореи.

Читайте также
Как проблематичные отношения с отцом подарили миру талант Спилберга
Как проблематичные отношения с отцом подарили миру талант Спилберга
Разбираемся, как «daddy-issues» режиссёра Стивена Спилберга послужили поводом становления его гения.
9/11: Национальная травма или что общего у Волан-де-Морта и Бен Ладена
9/11: Национальная травма или что общего у Волан-де-Морта и Бен Ладена
Как трагедия 11 сентября изменила кинематограф.
Знак Голливуд: от расцвета к упадку и обратно
Знак Голливуд: от расцвета к упадку и обратно
История знаменитых букв на холмах — рассказываем, как рекламная вывеска стала символом американской киноиндустрии и пережила несколько разрушений.
Джонни Депп и Эмбер Хёрд – рассвет и закат культуры отмены
Джонни Депп и Эмбер Хёрд – рассвет и закат культуры отмены
История о восходе и одновременно закате культуры отмены во время конфликта Джонни Деппа и Эмбер Хёрд.