16 февраля в 20.30 телеканал новинок мирового и отечественного кинематографа «Кинопремьера» (входит в премиальный пакет «Настрой кино!») впервые на российском ТВ покажет новый российской хоррор «Ледяной демон».
Через десять лет после пропажи Матвея, его замерзшее тело находят в горах – тот до сих пор жив, но находится в анабиозе. Неожиданное возвращение ошарашивает его семью: дочь Ксюша вроде бы рада, но совсем не знает отца, а вот бывшая жена Татьяна давно нашла в себе силы жить дальше и теперь боится, что появление бывшего мужа испортит её новый брак. Но эти проблемы уходят на второй план, когда герои понимают, что вместе с Матвеем в дом проникло нечто сверхъестественное и зловещее.
Специально для Tvigle «О кино» Иван Капитонов, для которого «Ледяной демон» стал дебютом в кресле режиссёра, рассказал о работе над фильмом.
– Иван, расскажите, как появилась идея создания фильма «Ледяной демон»?
– Изначально появился образ «вернувшегося» человека, желающего отомстить. Так же мы давно хотели совместить жанр хоррор с зимним сеттингом. Приступив к изучению мифологии, мы обнаружили очень интересную финно-угорскую легенду о демоне, живущем в горах и сохраняющем жизнь замерзающим путникам, чтобы они могли вернуться и отомстить своим обидчикам. Нам показалось это интересным, и мы приступили к разработке.
– Надеюсь, это не станет спойлером для зрителей канала «Кинопремьера», но фильм не столько про демона потустороннего, сколько про наших демонов внутри.
– Да, мы хотели рассказать о семейной драме через жанр хоррор. Наше кино говорит о катастрофической природе болезненной любви. Людям порой сложно признаться самим себе, что те чувства, которые они испытывают – это не любовь в привычном её понимании, а зависимость, часто приводящая к саморазрушению. Наш фильм о том, как важно это осознавать, чтобы как минимум сохранять рассудок, а как максимум – не погибнуть.
– Вы уже много лет продюсируете и пишете сценарии хорроров. Почему в «Ледяном демоне» решили занять режиссёрское кресло?
– Мне хотелось попробовать себя в этом амплуа. Когда ты продюсер и автор сценария, то, несомненно, глубоко погружён во все стадии кинопроизводства, но всё равно основная ответственность делегирована режиссёру. Тебе остаётся только советовать и корректировать. А мне захотелось самому пройти этот путь. Своими руками поставить эту камерную историю. К тому же, все артисты были мне давно знакомы. Это мои приятели и друзья. Когда мы обсуждали идею с Лешей Розиным и Олей Ломоносовой, они сказали: «Круто, если ты сам сделаешь кино». И я подумал, почему бы нет?
– Волос выпадает больше, когда ты продюсер или режиссёр?
– Честно говоря, одинаково (смеётся). Как продюсер ты можешь вести несколько проектов одновременно, но, когда ты режиссёр, на период плотной подготовки и съёмок ты настолько сильно погружаешься в процесс, что ни о чём другом попросту думать не можешь.
– Почему вы не делали акцент на месте действия фильма? По косвенным признакам можно догадаться, что события происходят в Ленинградской области, но напрямую об этом вы не говорите.
– Перед нами не стояла задача об этом говорить, ведь мы всегда стараемся делать наши фильмы в универсальном сеттинге. Это даёт хорошую дистрибуцию по всему миру. Нам часто пишут зрители из разных точек планеты – из Сингапура, Вьетнама, Чили, Аргентины, Бразилии. Находят нас в Инстаграме: «Как круто! Мы не знали, что в России есть хорроры».
Изначально мы хотели снимать городскую историю, много ездили по России в поисках нужной локации, но никак не могли найти подходящий дом. Горы были, пятиэтажки были, а вот подходящего частного дома не было. В провинции либо старые одноэтажные избы, либо кирпичные коттеджи с жутким ремонтом из 90-х. В итоге, именно в Ленинградской области, мы нашли вот этот пустой дом. Тут правда возникла уже новая проблема – внешне дом подходил, но вот внутри абсолютно ничего не было – голые стены. Не было даже электричества. Нам пришлось полностью его отремонтировать, чтобы получилось то, что вы увидите в фильме.
– В прошлом интервью вы говорили, что снимать ночью тяжело, а каково снимать ночью зимой?
– Это был ужас! У нас было много ночных смен, очень холодно. В доме не было центрального отопления, поэтому мы прогревали каждую комнату отдельно тепловым оборудованием. Другая проблема, с которой мы столкнулись: в ту зиму вообще не было снега. Я знаю, что несколько проектов из-за этого остановились. В каждой сцене, где идёт снег – компьютерная графика. Да – нам пришлось дорабатывать его на постпродакшне. Наш продюсер теперь как героиня книжки «Смилла и её чувство снега», разбирающаяся в 80 его видах: метель, лёгкий снежок, мокрый снег и так далее.
– Кроме дома в фильме есть другая важная для сюжета локация – морг…
– Это, кстати, настоящий старый заброшенный морг в Петербурге. И столы для трупов с кровостоками тоже настоящие. Нам стоило отдельных усилий уговорить актёра Андрея Марусина, играющего «вернувшегося» отца, лечь на стол. Он об этом узнал в начале смены. «Парни, вы серьёзно?» (смеётся). Но морг действительно кинематографичный, с большими панорамными окнами. Причём, остальное здание разрушено – лестниц и ступенек там почти нет, и мы пробирались в это помещение практически по камням.
– Не поверю, что в заброшенном морге с вами не произошло никакой мистики.
– Нет, если честно. Работать ночью в морге – ну да, не по себе и чуть-чуть с мурашками. Но знаешь, хорроры всегда весело снимать. Внутри съёмочной группы все друг друга подкалывают и троллят. Мистики не было, но я рад, что у нас была всего одна смена в морге.
– Расскажите про работу с Алексеем Розиным.
– Леша блестящий артист. На площадке он может дурачиться, смеяться и шутить, но как только звучит «Камера! Мотор!», он преображается и через секунду перед нами уже не Леша Розин. Он моментально приобретает черты своего персонажа и очень точно передаёт его состояние через походку, тембр и мимику.
– Какие проекты у вас в разработке?
– Сейчас мы готовим историческую мистическую драму для одной онлайн-платформы. Также мы получили поддержку Министерства культуры для полнометражной романтической комедии «Страсти по Матвею». И, конечно, делаем несколько больших разработок в нашем родном жанре хоррор.
Не пропустите эксклюзивную телепремьеру отечественного фильма ужасов «Ледяной демон» – смотрите впервые на российском ТВ 16 февраля в 20.30 на канале «Кинопремьера» (входит в премиальный пакет «Настрой кино!»). О возможностях подключения узнавайте у операторов кабельного и спутникового вещания в своем городе, либо на официальном сайте.