Эволюция космоса в кино: от несбыточных фантазий до фильмов, снятых на МКС

Кино и космос всю жизнь шли рука об руку. В День Космонавтики мы решили копнуть поглубже и изучить эволюцию темы космоса в кинематографе.
12 апреля
Александра Рачкова
что посмотреть разборы
Кадр из фильма «2001 год: Космическая Одиссея»
Кадр из фильма «2001 год: Космическая Одиссея»

Космические дали вызывали неподдельный интерес у мечтателей Земли ещё задолго до того, как полёты туда стали возможными. Люди во все времена проводили ночи напролёт, любуясь звёздами и строя предположения о том, что же скрывается над их головами. Известные писатели, такие как Жюль Верн и Герберт Джордж Уэллс, пытались представить, как могут выглядеть полёты на другие планеты, даже и не подозревая, что когда-нибудь человечество получит шанс действительно слетать в космос.

Разумеется, когда возник кинематограф, один из первых фильмов был о полёте на Луну. Более того, работая над фантастическими фильмами, киноделы сумели собственноручно развить космическую индустрию – многие известные нам изобретения, ассоциирующиеся с космосом, были сначала придуманы именно для работы над фильмами. А начиналось всё с одноглазой Луны.

Кадр из фильма «Путешествие на Луну»
Кадр из фильма «Путешествие на Луну»

В 1902 году, спустя 7 лет после презентации братьями Люмьер своего первого фильма, французский режиссёр Жорж Мельес снял картину «Путешествие на Луну». 13-минутная лента рассказывает о группе астрономов, соорудивших космический корабль и отправившихся на Луну на поиски удивительных открытий. Мельес вдохновился романами Жюля Верна «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут» и «Вокруг Луны». Инновационный фильм прогремел на весь мир благодаря уникальной техники монтажа – кинематограф до этого не мог представить себе настолько фантастические сюжеты. Однако, помимо спецэффектов, картина про приключения астрономов-авантюристов выделилась кое-чем ещё – лента показала восход Земли со стороны Луны за 67 лет до того, как первый человек на Луне увидел это своими глазами.

Кадр из фильма «Путешествие на Луну»
Кадр из фильма «Путешествие на Луну»

Естественно, на тот момент «полёты на Луну» казались чем-то совершенно несбыточным. Но вот уже в 1930-х годах люди стали понимать, что в ближайшие пару десятков лет это может быть возможным. Немаловажную роль в этом сыграла картина режиссёра Фрица Ланга «Женщина на Луне» 1929-ого года, которая считается первым в мире фильмом жанра научной фантастики. Лента повествует о группе учёных, отправившихся на спутник Земли в поисках золота. Герои совсем не ожидали, чем обернётся их приключение, а создатели картины тем более не предполагали, что фильм повлияет на все космические путешествия в принципе.

Кадр из фильма «Женщина на Луне»
Кадр из фильма «Женщина на Луне»

Мало того, что Ланг положил начало известным сценарным тропам научной фантастики, которые потом много раз были использованы во всеми любимых фильмах про космос, он также придумал «нулевой отсчёт» перед взлётом. Эта маленькая деталь была создана специально, чтобы придать моменту взлёта драматичности, а «королева драмы» NASA сразу же присвоила задумку себе.

Кстати, в работе над картиной также участвовал инженер-ракетостроитель Герман Юлиус Оберт, который даже проектировал ракету для съёмок. Достроить её к завершению съёмочного процесса Оберт не успел, однако чертежи использовал в дальнейшей своей карьере ракетного техника, закладывая основу современного ракетостроения.

Сотрудничество астрономов, инженеров и прочих учёных из космического поприща с кинорежиссёрами стало нормальной практикой в середине XX-ого века. Именно благодаря этому французский фильм «Звёздные круизы» (1942 год) стал первой картиной, показавшей влияние космоса на человека. Задолго до Нолана и его нашумевшего «Интерстеллара», режиссёр Андре Звобода рассказал, как, проведя в космосе 2 недели, герои вернулись на Землю спустя 25 лет. Напоминаем, всё это происходило задолго до космической гонки, а все фантастические сюжеты строились исключительно на предположениях и теориях.

Кадр из фильма «Звёздные круизы»
Кадр из фильма «Звёздные круизы»

Но вот в 1961 году произошёл первый полёт в космос. Советский космический корабль «Восток-1» с лётчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту совершил первый успешный пилотируемый полёт в космическое пространство. Последующие пару лет прошли в ожесточённой гонке за освоение космоса между США и СССР. Безусловно, это время можно считать золотой эрой для фанатов фантастических фильмов, ведь оно породило огромное количество космических сюжетов.

Главной жемчужиной среди них, конечно же, стала картина Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая Одиссея», снятая в 1968 году. Это был не просто фильм, а настоящее видение будущего, к созданию которого приложились в том числе и лучшие умы NASA. Дотошный Кубрик обзавёлся таким количеством советчиков, что мог уже самостоятельно лететь в космос при желании. Режиссёру были интересны мельчайшие технические подробности и то, что на тот момент у NASA не было ответов на половину его вопросов, ничуть не смущало Кубрика. Стэнли снимал будущее, а у будущего нет лимитов, поэтому то, что учёные ещё не успели выяснить, приходилось выяснять на месте.

Кадр из фильма «2001 год: Космическая Одиссея»
Кадр из фильма «2001 год: Космическая Одиссея»

Благодаря этому, хотя фильм «2001 год: Космическая Одиссея» и имеет ряд технических неточностей (о которых, правда, стал известно значительно позже, когда полёты в космос стали более частым явлением), он так или иначе является визионерским в отношении развития космических путешествий.

Картина поразила умы людей по всему миру. Певец Дэвид Боуи, будучи таким же невероятным фанатом космоса как и Кубрик, вдохновился фильмом и написал песню Space Oddity про потерявшегося космонавта. Спустя десятки лет астронавт Крис Хэдфилд спел её на борту Международной Космической Станции (МКС). Таким образом, маленькая мечта двух любителей космоса осуществилась в самом неожиданном ключе.

С тех пор на экраны кинотеатров выходила масса различных космических картин, но некоторые из них уже снимались по реальным событиям, как например фильм «Аполлон 13». Однако прошлогодние события в сфере космического кино стали настоящим прорывом.

5 октября 2021 года на борт МКС отправился экипаж корабля «Союз МС-19», на борту которого находился съёмочная группа фильма «Вызов». Это первая в своём роде полнометражная картина, снятая в космическом пространстве. На весь съёмочный процесс в космосе у экипажа ушло 12 суток. Конечно, только часть всей ленты снималась на МКС, и говорить о полнометражных съёмках в присутствии всей съёмочной группы не приходится – в полёт отправились только режиссёр картины Клим Шипенко и главная актриса фильма Юлия Пересильд. Однако вообразить подобное всего несколько лет назад было просто невозможно.

Режиссер Клим Шипенко, актриса Юлия Пересильд и космонавт-испытатель Антон Шкаплеров на космодроме Байконур
Режиссер Клим Шипенко, актриса Юлия Пересильд и космонавт-испытатель Антон Шкаплеров на космодроме Байконур

Кино раздвигает горизонты, заставляя человечество развиваться вместе с ним. Смотрите фильмы, мечтайте и, возможно, когда-нибудь, вы совершите нечто великое, о чём наши современники могут только смотреть в фантастических лентах!

Читайте также
«Нам стоило отдельных усилий уговорить актёра лечь на стол для трупов»
«Нам стоило отдельных усилий уговорить актёра лечь на стол для трупов»
Интервью режиссёра Ивана Капитонова о работе над фильмом «Ледяной демон».
История Эркюля Пуаро – гениально неприятного сыщика
История Эркюля Пуаро – гениально неприятного сыщика
10 февраля в российский прокат выходит фильм «Смерть на Ниле» по мотивам одноимённого романа Агаты Кристи. Прочитайте эту статью, чтобы знать всё про гениального сыщика Эркюля Пуаро и быть готовыми к просмотру!
Самые ожидаемые фильмы и сериалы 2022 (часть 1)
Самые ожидаемые фильмы и сериалы 2022 (часть 1)
Что посмотреть в 2022 году? Составили календарь премьер фильмов и сериалов на первое полугодие 2022 года. Нас ждут открытия новых супергероев и приключения в поисках сокровищ.
История ругательств в кино
История ругательств в кино
Изучаем историю ругательств на экранах мирового кинематографа.