«Пугать людей – это прикольно!»: интервью с создателями хоррора «Вдова»

Специально для Tvigle «О кино» Иван Капитонов и Святослав Подгаевский рассказали о съёмках «Вдовы» и особенностях отечественного производства хорроров в целом.
09 февраля
Антон Шадрин
интервью

10 февраля в 20.30 телеканал новинок мирового и отечественного кинематографа «Кинопремьера» (входит в премиальный пакет «Настрой кино!») впервые на российском ТВ покажет новый хоррор «Вдова» от продюсеров Ивана Капитонова и Святослава Подгаевского – создателей современных отечественных ужасов «Яга. Кошмар темного леса», «Невеста» и «Русалка. Озеро мертвых».

По лесам Ленинградской области бродит призрак Хромой Вдовы. Именно из-за него здесь пропадают люди, ежегодно более 300 человек. Тела некоторых из них потом находят – голые и в странных позах. Когда поступает сигнал о пропаже 14-летнего подростка, группа спасателей сразу же отправляется на поиски. Но вместо мальчика они находят едва живую женщину, обнаженную и замерзшую. Спасатели решают отвезти ее в город, но внезапно понимают, что выйти из леса они не могут.

Продюсеры фильма Иван Капитонов и Святослав Подгаевский ответили на вопросы Антона Шадрина.

Снимать ночью тяжело

– Расскажите, где и когда проходили съемки?

Иван:
У нас было 26 смен в октябре-ноябре. Снимали в Ленинградской области, где и происходит действие фильма.

Святослав: Режиссер картины Иван Минин из Петербурга, он и предложил снимать в Ленинградской области. Красивая натура, сосны, рельеф – в подмосковном лесу такого не найдешь.

– Тяжело в лесу снимать?

Иван: Тяжело снимать ночью. Большая часть фильма – это ночные смены. Снимать ночью в ноябре под Питером не так классно, как, скажем, в июне в Сочи.

– Какие-то мистические ситуации происходили на площадке?

Иван: Однажды лиса пришла, целую смену вокруг нас тусовалась. То тут постояла, то там. Ходила за нами, из кустов подсматривала. Они же любопытные животные.

Так снимали «Титаник»

– Надеюсь, это не станет большим спойлером для зрителей канала «Кинопремьера»: в фильме есть сцена выстрела из сигнальной ракетницы в рот одной из героинь. Расскажите, как с технической точки зрения она снималась.

Иван:
Это комбинированный кадр, он снимается по слоям. Устанавливается камера. Она статичная, её никто не трогает. Сперва, когда никого нет, снимается выстрел ракетницей. Потом на траекторию выстрела ставят актрису, кладут ей в рот лампочку и подводят трубку с потоком воздуха. Это дает ощущение, что щеки раздуваются от выстрела и во рту появляется какой-то свет. Потом на монтаже эти кадры совмещаются, трубки и лампочка зачищаются. Мы актрису довольно долго уговаривали засунуть лампочку в рот. Она боялась, что та может лопнуть. Поэтому я даже сам лампочку в рот засовывал и говорил: «Видишь? Все в порядке!».

– В фильме использовано много компьютерной графики?

Святослав: Смотря, что называть компьютерной графикой. В фильме нет 3D-персонажей или сцен, но сейчас ни один фильм, даже малобюджетный, не обходится без каких-то затирок, доработок. Если не ошибаюсь, во «Вдове» около 100 кадров компьютерной графики. Это немного. Наш жанр тем и хорош, что сам по себе достаточно недорогой в производстве. Если делать дорогой хоррор, со сложными спецэффектами и большущими декорациями, он все равно должен делать вид, что он недорогой хоррор.

Иван: Помнишь сцену, где машина героев, «буханка», тонет в реке? Мы просто не могли утопить такой реквизит, нам же надо дубли делать. Поэтому распилили ее вдоль под определенным углом, и на тросах медленно опускали верхнюю часть. Если нам нужен был дубль, поднимали верх и снова ее опускали. Потом уже на постпродакшене все тросы затирали.

Святослав: Так снимали «Титаник». Макет корабля был достаточно длинный, резервуара просто не хватало, чтобы утопить его целиком. Поэтому топили по кускам.

Хоррор страшнее, когда ты смотришь на людей, которых никогда и нигде не видел

– Вы говорили, что большую часть персонажей сыграли реальные поисковики.

Иван:
Да. Спасатели, этнографы. Ребята, которые действительно живут поисковыми работами.

– Как они готовились к съемкам?

Иван: У них был специальный актерский коуч, который в течение нескольких месяцев прорабатывал с ними сцены, ставил голос, учил, как работать в кадре.

– Топовые российские актеры не снимаются в фильмах ужасов? Например, Александра Петрова можно представить в хоррор-фильме?

Иван: Да, вполне. Если роль интересная, если есть классный герой, то артисты с удовольствием работают в любых жанрах. Более того, наш жанр достаточно новый для русского кино, и многим артистам интересно. Другой вопрос, что с точки зрения бизнеса нам не обязательно нужны известные лица. Потому что хоррор страшнее, когда ты смотришь на людей, которых никогда и нигде не видел. Это придает некую реалистичность происходящему на экране.

– А для бизнеса не лучше, если на постере изображен известный артист?

Святослав: Трудно сказать, потому что еще не было прецедентов, чтобы хоррор-фильм собирал кассу только из-за того, что в нем сняли какие-то известные лица. Это, наверное, работает на международные продажи, когда есть актеры, которые фильмы с участием которых были, например, на кинофестивалях класса А. Плюс, мы работаем в достаточно ограниченных средствах, а большая звезда – это ощутимое увеличение бюджета. Тут надо взвешивать риски, анализировать, насколько цель оправдывает средства.

Хорроры смешно снимать

– У короля ужасов Стивена Кинга часто спрашивают, что с ним произошло в детстве, из-за чего он пишет такие страшные книги. Какие у вас были отношения с жанром хоррор?

Иван:
Мы просто киноманы, много всего посмотрели. Плюс хорроры довольно смешно снимать.

– Смешно?

Иван: Ну, пугать людей – это же прикольно! Когда хочешь свою девушку испугать, резко выскакиваешь из-за угла. Она пугается, ты смеешься. Здесь примерно то же самое.

– Приведите примеры, когда вся группа смеялась и лежала на полу.

Святослав: Холодно было, не до смеха. Но вообще, мне всегда нравится, когда на площадке царит «веселая сосредоточенность». Когда люди серьезно относятся к работе, но с юмором, не ходят загруженные и уставшие. Мне вообще кажется, что кино – это немножко история про детство. Про то, как мы в детстве играем в игрушки, разговариваем за них. Здесь все то же самое, только еще вовлечены деньги. Игра становится бизнес-процессом.

Кровь – это выразительное средство

– Какие ваши любимые хорроры?

Иван:
А у тебя?

– Из последнего мне понравился «Маяк». Навскидку могу вспомнить «1408» – экранизацию рассказа Стивена Кинга с Джоном Кьюсаком.

Святослав: А «Мгла» не понравилась?

– Литературное произведение понравилось, а экранизация – не очень.

Святослав: Мне кажется, что измененный финал получился лучше, чем в рассказе. Кстати, этот же режиссер (Фрэнк Дарабонт – прим.) снял и «Побег из Шоушенка», и «Зеленую милю». Я где-то читал, что «Мгла» – это одна из любимых экранизаций самого Кинга.

Иван: Мне всегда сложно отвечать на этот вопрос. Мне о своих-то фильмах сложно говорить, а о чужих – тем более. Просто бывают фильмы-впечатления. У меня есть теория, что на кинопредпочтения человека оказывают сильнейшее влияние фильмы, которые он посмотрел, когда только стал кинозрителем. Есть пул из, условно, десяти фильмов, которые ты впервые посмотрел в осознанном возрасте. А потом с ростом киносмотрения ты просто расширяешь палитру. Чем палитра больше, тем больше красок.

– У вас есть запретные приемы или темы в кинопроизводстве?

Иван: Мы не очень любим слэшеры. Сложно смотреть и снимать такое упоение насилием.

Святослав: Не то что не любим. Кровь – это же интонация фильма, средство рассказать историю. У Тарантино кровь льется фонтанами, это выразительное средство. Дэвид Финчер говорил, что «кино должно не развлекать, а ранить». И каждый зритель сам решает, готов он себя ранить или нет. Так же и автор. Кто-то готов, кто-то не всегда.

Во всём мире любят русские хорроры

– Отечественные хорроры в России востребованы?

Святослав:
Они и на Западе востребованы.

– Вы продали «Вдову» на Запад?

Иван: Мы все фильмы продаем на Запад. И не только на Запад, но и на Восток. Зарубежные продажи у нас очень большие. Во всем мире очень любят русские хорроры. «Русалка» была продана более, чем в 150 стран, а «Яга» более, чем в 100. Это и кинопрокат, и онлайн-платформы. «Вдова», кстати, недавно вышла в кинотеатрах Мексики, заняла третье место в бокс-офисе, а 18 февраля картину увидят зрители Бразилии.

– За что? Почему зарубежному зрителю интересны русские хорроры?

Святослав: Мы пытаемся анализировать, что работает, а что нет. Зарубежному зрителю интересно, что происходит в России. Ее легенды и мифы. А мы предлагаем контент, сделанный понятным языком и в понятном жанре – конечно, это вызывает интерес. Тут нет каких-то особых секретов. В целом, зрителю интересно, поэтому и смотрят.

Иван: Наша кинокомпания – это лаборатория по поиску ранее не артикулированных страхов и формы, в которую можно было эти страхи облечь, чтобы это было интересно зрителю и коммерчески успешно.

– Расскажите о ближайших проектах.

Иван: 11 февраля, ко Дню святого Валентина, выходит мистическая мелодрама «Приворот. Черное венчание». Про девушку, которая не могла отпустить бросившего ее парня и совершила сильный любовный приворот, чтобы его вернуть. Что вышло из этого, зритель увидит в кино совсем скоро. А осенью у нас выходит фильм «Ледяной демон». История про то, как мужа одной женщины находят в горах спустя 10 лет после исчезновения. Он в странном состоянии: как бы заморожен, но жив. Его возвращают домой, и дальше начинают происходить мистические события.

Не пропустите эксклюзивную телепремьеру отечественного хоррора «Вдова» – смотрите впервые на российском ТВ 10 февраля в 20.30 на канале «Кинопремьера» (входит в премиальный пакет «Настрой кино!»). О возможностях подключения узнавайте у операторов кабельного и спутникового вещания в своем городе, либо на официальном сайте.

Читайте также
Ёжик на большом экране. Рецензия на фильм «Соник в кино»
Ёжик на большом экране. Рецензия на фильм «Соник в кино»
«Соник в кино» — всё о фильме.
Самые ожидаемые фильмы и сериалы 2021
Самые ожидаемые фильмы и сериалы 2021
Чёрно-белые супергерои Ванда и Вижн от Marvel, эстетичная Зендея, прощание Крэйга с агентом 007 и Смертельная битва.
Топ лучших фильмов, снятых по видеоиграм
Топ лучших фильмов, снятых по видеоиграм
В этой статье мы решили собрать все знаковые картины, которые смогли удачно объединить игровую индустрию с кинопроизводством.
Джеймс Бонд: актёры, игравшие агента 007
Джеймс Бонд: актёры, игравшие агента 007
Эти актёры помогли агенту 007 стать одним их самых известных шпионов секретной службы.