Дебютная полнометражная работа постановщицы Натали Эрики Джеймс вышла на экраны в 2020 году и сразу была окрещена любителями жанра ужасов «событием сезона». Классический для хорроров сеттинг (странный дом), три актрисы разных возрастов, едва ли узнанных широкой аудиторией, а также знакомый зачин, навевающий воспоминания о «Визите» М. Найта Шьямалана — не самый уникальный и привлекательный набор. Однако «Реликвии» удалось куда больше, чем любому рядовому, пусть и самому популярному хоррору — сыграть на таком бытовом, таком архетипичном и постыдном страхе, что вызовет оторопь у любого. И речь, отнюдь, не о страхе перед призраками.
О чем фильм «Реликвия»
Женщина средних лет по имени Кей и её дочь-студентка Сэм спешат из привычного для них Мельбурна в тихий пригород — в отчий дом Кей, где пару дней назад потерялась её пожилая мать. Эдна уже много лет живёт одна, под присмотром добродушных соседей — но в последнее время и они начали сторониться старушку из-за проявляющихся у неё когнитивных нарушений. Кей и Сэм вместе с полицией и отрядом добровольцев прочёсывают близлежащие лесочки, уже и не надеясь найти Эдну живой. Однако в один из дней, тихим утром, мать и дочь обнаруживают старушку за непринуждённым приготовлением завтрака — Эдна вполне здорова и даже узнаёт собственных родственниц. Но чем дольше женщины живут под одной крышей, тем отчётливее становится ясно — это уже не та мать и бабушка, которую они знали, и что-то тёмное пожирает её изнутри.
Зачем смотреть фильм «Реликвия»
Чтобы просто так, без повода, взять и навестить своих пожилых бабушек и дедушек, мам и пап — пусть даже те не вспомнят вашего имени. «Реликвия» буквально тыкает всех нас в источающие знакомое амбре помои из стыда и брезгливости перед пожилыми родственниками, утверждая простую, но крайне доступную истину: да, видеть рядом с собой кого-то настолько немощного не просто сложно — это фильм ужасов во плоти, но пережить его обязан любой из нас.
«Разве не так всё устроено: сначала мама меняет тебе подгузники, а потом — ты ей?» — выдаёт, что называется, базу внучка-студентка Сэм. Но Кей стыдливо поджимает губы: всё так, но, видишь ли, у меня же жизнь, работа... И даже эти размытые аргументы вызывают у зрителя как минимум понимание: кто же поспорит, что пускающие слюни младенцы куда симпатичнее и проще в уходе, чем гниющие заживо старики? Стоит ли жертвовать собственным комфортом ради того, кто через раз считает тебя незнакомцем?
Натали Эрика Джеймс отвечает на этот вопрос в своей манере: решать, конечно, вам, но не забывайте, что разъедающая разум изнутри чёрная плесень рано или поздно посетит и ваш дом. И киноязык постановщицы целиком направлен на подтверждение этой идеи — он намеренно тягуч и вязок, лишён скримеров и привычных дешёвых пугалок. Режиссёр выводит давящую атмосферу своего слоубёрнера не широкими мазками, а пунктирной линией, дидактично и монотонно, не стесняясь порой забывать, что перед нами — чистокровный хоррор, и привнося в повествование элементы психологической драмы.
В этой обесцвеченной, клаустрофобной феерии из стыда и омерзения невероятно органичны все три исполнительницы главных ролей, отражающие три женских возраста соответственно. У Эмили Мортимер («Служба новостей») отлично выходит отыгрывать как бы «промежуточное» состояние — строгой матери и невнимательной дочери с уже постоянной тревожной морщинкой на лбу. Известная по «Неоновому демону» и сериалу «Части неё» Белла Хиткот — идеальное попадание в образ слегка наивного вчерашнего ребёнка, чья экзальтированность слетает как лёгкая панамка в ветреный день при первом же столкновении с кошмаром старости. Наконец, главная звезда «Реликвии» Робин Невин воплощает на экране истовый ужас любого геронтофоба — саму безумную немощь, вызывающую то ли страх, то ли отвращение, то ли жалость, то ли сожаление, то ли всё и сразу.
Нет, конечно, «Реликвия» — не лучший хоррор в истории. В нём местами не хватает изобретательной подачи, игры со зрительским восприятием и смелых экспериментов. Но ему удаётся заглянуть в самое нутро, пожалуй, одного из главных человеческих страхов и вынести неутешительный вердикт, пробирающий до мурашек на затылке.