Что посмотреть: «Прощание» — хит 2019 года для тех, кто уехал

Рассказываем, почему драмеди Лулу Ванг вызовет знакомые чувства не только у тех, кому доводилось терять близких.
20 апреля
Анастасия Седова
что посмотреть на Tvigle
Кадр из фильма «Прощание»
Кадр из фильма «Прощание»

Билли — 30-летняя американка китайского происхождения — живёт в Бруклине и пытается строить карьеру писательницы. Она — типичный представитель того прогрессивного поколения, где, разменяв четвёртый десяток, не стыдно оставаться вечным студентом и просить денег у родителей. Но суровая реальность всё же вторгается в беззаботный мир девушки: сначала известием о том, что ей отказали в стипендии на обучение, а затем и куда более страшным обстоятельством — любимая бабушка Билли по имени Най Най тяжело больна, и жить ей осталось, по самым смелым прогнозам, всего три месяца. И вот уже вся большая семья собирается в Китай, чтобы попрощаться с умирающей. Правда, о страшном диагнозе сама Най Най даже не догадывается — ведь по китайским традициям принято скрывать от больного неприятные вести. А потому семейство выбирает иной повод, чтобы навестить бабушку,  — свадьбу кузена Билли, который, кажется, и сам не рад жениться при таком раскладе.

В 2019 году «Прощание» стало большим хитом после премьеры на кинофестивале «Санденс», закрепив за исполнившей главную роль Аквафиной титул большой актрисы, а также провозгласив новую тенденцию в американском кино — ностальгию по утраченным корням. После ту же традицию продолжили, например, картины «Минари» и «Прошлые жизни» — тоже, к слову, обласканные мировой критикой. Но «Прощание», пожалуй, даже в этом конкурентном ряду выглядит триумфатором, и вот почему.

Кадр из фильма «Прощание»
Кадр из фильма «Прощание»

Американская постановщица китайского происхождения Лулу Ванг, как чаще всего и происходит с подобными историями, сняла почти автобиографическую ленту, запечатлев на экране реальность, невероятно близкую к существующей. Со всеми вытекающими — столкновением комических и драматических элементов, бытовыми зарисовками и разговорами «не о чем». Герои Ванг, чья бабушка, как и Най Най, боролась с раком, — кажутся не нанятыми актёрами, исполняющими свои роли в предложенных обстоятельствах, а обычными людьми, приехавшими со всего света погостить к главе семейства.

Благодаря отстраненной фиксации событий фильму легко удаётся совмещать несовместимое: китайские традиции и американский скепсис, нелепые ситуации и почти трагический пафос, порождаемые самой жизнью. При этом одни и те же операторские приемы в разных сценах работают как на комедийный эффект, так и на драматический: будь то монтаж одноракурсовых кадров разной крупности или мизансцены с расположением героев по центру и в нижней части кадра. Натуралистичность съёмки подчёркивается и полным отсутствием закадровой музыки — зато исполненная героями (конечно же, в караоке) песня Killing me softly при таком решении обретает гротескно-иронический подтекст.

Кадр из фильма «Прощание»
Кадр из фильма «Прощание»

Героиня Аквафины Билли выступает своеобразным проводником по этому миксу менталитетов: она, выросшая на Западе, оказывается единственным человеком, искренне не понимающим, как можно скрывать от бабушки её же смертельную болезнь. И этот этический вопрос не остаётся висеть в воздухе, а обретает вполне себе гуманистический ответ (он, к слову, тоже лежит в плоскости культурных различий).

«В Америке вы думаете, что жизнь принадлежит человеку. Но здесь, в Китае, другой взгляд на это. Здесь жизнь человека — это часть чего-то большего: семьи, общества. Ты хочешь рассказать Най Най о болезни, чтобы переложить бремя ответственности с себя на неё. Мы же хотим взять её горе на себя», — говорит Билли вернувшийся из Японии дядя. И давайте признаемся, в этом, конечно, есть своя логика.

Кадр из фильма «Прощание»
Кадр из фильма «Прощание»

Забавно, насколько сильный отклик показанные в «Прощании» обычаи способны вызвать у российского зрителя. Вот вся семья Най Най собирается у могилы её почившего мужа, чтобы возложить цветы и его любимую еду, а затем поспорить — следует ли класть ещё и сигареты, ведь незадолго до смерти он клялся, что бросил курить. А вот любимая бабушка приносит уже довольно взрослой внучке конвертик с деньгами — мол, возьми с собой, на чёрный день. Всё это, конечно, смотрится с ностальгической улыбкой.

Для Билли, как и для многих из тех, кто возьмётся посмотреть «Прощание», бабушки и дедушки — своеобразный мостик, соединяющий нынешнюю жизнь с детством. Именно благодаря им большая семья из нескольких поколений готова снова собраться за одним столом. А потому потеря любого из пожилых родственников грозится обернуться отрывом от собственных корней, потерей идентичности как таковой.

Кадр из фильма «Прощание»
Кадр из фильма «Прощание»

Наверное, оттого эта драмеди вытаскивает наружу столько потаённых страхов, откупоривает столько воспоминаний и давно позабытых чувств. Не так уж и важно, перебрался ли ты в другую страну (хотя теперь это особенно актуально для определённой части россиян), сменил город проживания или просто съехал от семьи в свою квартиру — прощаться всегда тяжело.

Читайте также
Что посмотреть: «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» — российское роуд-муви для тех, кто не скучает по 90-м
Что посмотреть: «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» — российское роуд-муви для тех, кто не скучает по 90-м
Рассказываем, почему режиссёрский дебют оператора Александра Ханта понравится и любителям жанрового кино, и поклонникам артхауса.
«Вызов»: Нолану и не снилось?
«Вызов»: Нолану и не снилось?
Что на самом деле из себя представляет фильм «Вызов» и какое значение он имеет для кинематографа.
Духи леса, брошенные друзья и новые семьи: современный кинематограф Ирландии
Духи леса, брошенные друзья и новые семьи: современный кинематограф Ирландии
Истории любви, страха и преодоления в многоликом ирландском кино 2010-2020х.
Место встречи изменить нельзя: культовые бары и кафе из фильмов
Место встречи изменить нельзя: культовые бары и кафе из фильмов
Самые обаятельные и/или привлекательные заведения кинематографа.