Если вы устали от потрясений и негатива, самое время послать хандру ко всем чертям и погрузиться в дурашливую атмосферу приближающегося Хэллоуина. Ведь ужастики могут быть забавными и совершенно не угнетающими. Специально к кануну Дня всех святых мы вспомнили хоррор-комедии, которые развеселят даже самую мрачную душу. Здесь и озорные слэшеры с социальным подтекстом, и искромётные пародии, и очаровательные непреднамеренные балаганы. Сладость или гадость? Зачем выбирать — пакуйте всё!
Про инопланетную угрозу — «Клоуны-убийцы из космоса» (1987)
— Попкорн! Почему попкорн?! — Потому что они клоуны!!
В этой блистательной хоррор-комедии всё предельно просто. Есть самый обыкновенный американский городок. Есть парочка воркующих влюблённых, которые вдруг решают посмотреть на странный метеорит, упавший в лесу. И есть остальные жители городка, ведущие подчёркнуто мещанский образ жизни. Когда планету осаждают жуткие клоуны, прибывшие прямиком из космоса, Майку и Дебби никто не верит. В итоге инопланетные захватчики устраивают кровавое шапито в отдельно взятом городке и только нашим героям под силу остановить чудовищ. Создатели фильма, братья Чиодо, потрудились на славу, придумывая образы космических клоунов и их разнообразные земные ипостаси. Чудища получились такими яркими и харизматичными, что, в общем, на сюжет и протагонистов (откровенно картонных) становится уже слегка начихать. Можно бесконечно смотреть, как хитрюги-клоуны доставляют пиццу каноничной блондинке или насмерть закидывают пирогами полицейского, превращая того в гигантский сандей с вишенкой. Тупорогие земляне, весёлые цирковые фокусы и совершенно умильные в своей примитивности диалоги — эта колонизация придётся вам по вкусу.
Про экзорцизм — «Изгоняющий дьявола II: Еретик» (1977)
Как перестать бояться фильмов про одержимость? Посмотреть худший из них. «Еретик» настолько плох, что даже веселит своими неумелыми попытками в экзистенциальную драму и артхаусный хоррор. Здесь постарались все: студия, доверившая сиквел мегауспешного ужастика Уильяма Фридкина режиссёру-скептику, сам Джон Бурмен, которому было жаль «пытать» молодых девушек сценами экзорцизма, и даже актёры, устроившие на площадке чёрт знает что. Маститый англичанин Ричард Бёртон, сыгравший священника, пил весь период съёмок (впрочем, здесь его можно понять). Линда Блэр вернулась к роли одержимой Риган, но теперь хотела выглядеть в фильме взросло и сексуально, поэтому наотрез отказалась от демонического грима. В результате борющуюся с наркотической зависимостью актрису в сценах из прошлого заменяла дублёрша. Так что история повзрослевшей Риган, в которую вновь вселяется демон Пазузу, на наших глазах превращается в невероятный фарс: здесь вам и экзорцизм в Африке, и тонны саранчи, и зеркальная голубятня для скучающей среди небоскрёбов девочки. Не спрашивайте больше ни о чём. Просто включайте этот сногсшибательный бред. Не упускайте возможность полюбоваться на Бёртона, выставляющего себя идиотом полтора часа кряду.
Про животных-убийц — «Арахнофобия»/ «Боязнь пауков» (1990)
«Арахнофобия» — это тот случай, когда каждое клише встречаешь как старого доброго друга. Герой (Джефф Дэниелс) уезжает с семьёй в тихий городок подальше от стрессов. Однако потрясения настигают Росса и там в виде агрессивно плодящегося гигантского паука, которых доктор Дженнингс патологически боится. Чудовище удивительным образом попало в город и сразу же принялось за бесчинства. Страдают все: милая чета пенсионеров, отупевшие от телешоу обыватели и, конечно же, принимающие душ девушки. Росс, несмотря на свою фобию, начинает борьбу с экзотической тварью, уже населившей его дом многочисленными отпрысками. В этом ему помогают неутомимый борец с вредителями (великолепный Джон Гудман), энтомолог (Джулиан Сэндс) и его вечно возбуждённый ассистент (Брайан МакНамара). С серьёзными лицами герои то и дело несут абсолютную ерунду или хором пугаются, словно актёры и режиссёр уговорились сделать этот киностёб по-настоящему изящным. Эпичная суматоха вокруг паучков предвосхищает такие комические шедевры, как «Война копрофагов» в третьем сезоне «Секретных материалов», где под сгущающейся завесой штампов в одном городке учиняют переполох аномально активные… тараканы.
Про растения-убийцы — «Возвращение помидоров-убийц» (1988)
Кровожадные помидорки вернулись! Благодаря сумасшедшему профессору Гангрене (Джон Эстин) теперь они ещё сильнее и к тому же, могут превращаться в людей. Тем временем, после победы над зловредными существами в первом фильме, помидоры находятся под полным запретом, поэтому люди не подозревают о готовящемся реванше. Парнишка Чэд влюбляется в загадочную Тару, сбежавшую от профессора, его приятель Мэтт весь фильм что-то мутит, а в окрестностях объявляется подозрительная пушистая помидорка… Восхитительно дурацкая пародия на общество, в которой есть развлекалово на любой вкус: полоумный злодей, красотки, нарочито дебильные шутки, мимимишные существа и даже Джордж Клуни. Последний сыграл дамского угодника и крепкого соображалу Мэтта, о чём сегодня очень не любит вспоминать. Ну где же ваше чувство юмора, Джордж?
Про кровищу — «Живая мертвечина» (1992)
Непревзойдённая классика жанра, которую мы не могли обойти стороной. До «Властелина колец» Питер Джексон снимал ужастики и этот — одно из его лучших творений. Разумеется, дело происходит в Новой Зеландии, в Веллингтоне. Лайонел (Тимоти Бальм), ужасно похожий на Энтони Перкинса из «Психо», живёт со своей властной, деспотичной матерью, которая контролирует каждый его шаг. Когда Лайонел начинает встречаться с девушкой, матушка всячески пытается помешать их отношениям. Казалось бы, хуже ей уже не стать. Однако в зоопарке женщину кусает странное существо, после чего мамаша уходит в полнейший кровавый отрыв. Она превращается в зомби и с одинаковой яростью нападает на животных и людей. Лайонелу приходится держать потерявшую человеческий облик мать и её жертв в подвале, но число укушенных растёт, а дом ведь не резиновый. В конце концов бедняге Лайонелу придётся решить проблему радикально. Фильм известен финальной сценой расправы над нежитью с помощью газонокосилки. Сотни литров «крови», десятки пострадавших зомби и самая зловещая киномама в истории!
Про зомби и нечисть — «Зловещие мертвецы 2» (1987)
Задолго до капустников вроде «Очень страшного кином Сэм Рэйми снял 84 минуты концентрированного зрелища про Эша и его новые похождения в проклятом лесу. Если первая часть даже сегодня пугает впечатлительных, то сиквел стремится исключительно вас развлечь. Веселый балаган из разношёрстной нечисти, злонамеренных растений, а в эпицентре носится подспятивший Эш (Брюс Кэмпбелл), с прибаутками изничтожающий демонов и зомби. В перерывах он сам переживает разнообразные трансформации и даже становится вместилищем зла. Он отпиливает себе руку и потом гоняется за мерзкой ожившей конечностью. Он сражается с трупом собственной подружки и борется с одержимостью злым духом. Он оказывается пленником хохочущей комнаты и в итоге присоединяется к вакханалии. За всё время герой Кэмпбелла переживает такой диапазон эмоций, что его вполне можно было номинировать на какую-нибудь престижную кинопремию. Одинокий герой на бешеной карусели событий с совершенно неожиданными остановками — будет страшно весело!
Про японских духов — «Дом» (1977)
Представьте себе семь японских Алис в Доме чудес. Школьницы просто выбрались на каникулы в гости к тёте одной из девочек. Откуда же они могли знать, что тётя, мягко говоря, с изюминкой? Да и у старинного дома на них собственные виды. Чего только не происходит в этом загадочном, населённом некими сущностями особняке. Одна за другой цветущие девушки сталкиваются со своими страхами и исчезают в пасти прожорливого дома, словно наделённого собственной волей. Среди удивительных видений на грани метафизики и кэмпа за злоключениями девочек следят ироничная тётушка и загадочный белоснежный кот, портрет которого красуется на стене дома. Или все они есть один злой демон? В этой потрясающей смеси «Маргариток» Веры Хитиловой, японского хоррора и поп-эстетики вы можете не понять ничего. Это не страшно, ведь главное — хорошо провести время. Устройте пижамную хоррор-вечеринку и погрузитесь в дивный визуал «Дома». Только не забывайте пересчитывать друг друга время от времени.
Про мутантов — «Существо в корзине» (1981)
Нет лучшего друга сценариста, чем ограниченный бюджет. Фрэнку Хененлоттеру позарез нужно было снять дешёвый фильм, который бы мог выстрелить. Предприимчивый киношник придумал сценарий «Существа в корзине», гуляя по Таймс-сквер, где, по его словам, «витал чудный малахольный душок». Благодаря нью-йоркской атмосфере и родилась мерзкая и в то же время необыкновенно запоминающаяся история сиамских близнецов, разделённых в детстве. Дуэйн с виду совершенно нормальный юноша, а вот в корзине он носит своего горячо любимого братца Билайла — безногого изуродованного монстра с телепатическими способностями. Братья расправляются с ненавистными врачами и, что ещё страшнее, одинаково жаждут любви. Когда Дуэйн находит себе девушку, терпению страдающего Билайла приходит конец. Получивший вначале смешанные отзывы, фильм ныне считается культовой трэш-классикой. Особенно хороша пёстрая стайка соседей Дуэйна, нарочито карикатурных и надоедливых постояльцев засаленного мотеля, где прячутся братья. А Дуэйн с его корзиной, полной неистовых желаний, теперь признаётся одной из удачных кинометафор о тёмной стороне человека.
Про демонические игрушки — «Детские игры» (1988)
Аннабель, посторонись! Неубиваемый ветеран кукольных интриг не терпит соперничества. Легендарный герой франшизы «Детские игры», Чаки тут как тут, чтобы переселиться в свежее тельце! Первая часть «Детских игр» не то чтобы страшная, но зато жутко прикольная. Смертельно раненый маньяк-оккультист (Брэд Дуриф, разумеется) успевает переселить свою душу из умирающего тела в игрушечного пупса. Как раз такую игрушку хочет себе маленький Энди Барклай, поэтому мама покупает ему заветную рыжеволосую куклу. Беда в том, что именно в этого пупса и вселился кровожадный убийца, который очень хочет вернуться в человеческое тело. Свежее, юное и полное надежд… Под действием злого духа преступника милая игрушка постепенно приобретает зловещие черты — всё благодаря прекрасной аниматронике. К этому добавили озвучку Дурифа, и вот так получился харизматичный злодей, любимец публики. В последующих сериях Чаки остепенился и даже завёл семью, но не стал от этого менее демоническим.
Про жесть в глуши — «Убойные каникулы» (2010)
Считаете, что во всём всегда виноваты хиллбилли? Возможно, вам стоит посмотреть «Убойные каникулы». Это изобретательный комедийный ужастик, который переворачивает идею классического слэшера с ног на голову. Режиссёр Илай Крэйг убедительно доказывает, что потрёпанный мужик с бензопилой — не обязательно маньяк. А вот студентики, приехавшие оттягиваться на природе, ведут себя максимально странно. Везде им чудится техасская резня на повороте не туда, где у холмов есть глаза. Поэтому и безобидных деревенщин Такера (Алан Тьюдик) и Дейла ребята принимают за серийных убийц в глуши. В результате вместо мирного досуга в лесном домике братюни попадают под атаку обезумевшего от страха молодняка. В процессе приезжие ребята по очереди самоубиваются один нелепее другого. Оставшихся в живых возглавляет альфач в модной футболке и вдохновляет студентов «дать отпор» ничего не подозревающим мужичкам. Болеем за плюшевого бородача Дейла!
Про маньяков — «Спящий лагерь» (1983)
Подзабытый ныне слэшер про череду странных убийств в детском лагере приятно удивит тех, кто уже наелся коммерческим хитом «Пятница, 13-ое». В «Спящем лагере» гораздо больше тихого, мурашкового безумия и необычных визуальных решений. Молчаливую сироту Анджелу воспитывает тётя с причудами (Дезри Гулд), любительница ярких цветов и странных идей. Она отправляет девочку со своим родным сыном Рикки в детский лагерь «Аравак», где Анджеле приходится несладко из-за её скрытности и робкого нрава. Внезапно у девочки появляется таинственный защитник, который начинает жестоко расправляться со всеми обидчиками. Надо отметить, что в фильме очень реалистично показаны нравы и быт детского лагеря, а сыгравшие обитателей «Аравака» актёры полностью соответствовали возрасту своих героев. Подчёркнуто токсичные девочки, ведомые гормонами мальчики, а вожатые — вообще отдельная песня. Ещё плюсы: убедительный грим и прекрасные костюмы. Ну а спецэффекты и концовка точно порадуют ценителей хороших, годных твистов.
Про «найденные плёнки» — «Тайна перевала Дятлова» (2013)
Слава «Ведьмы из Блэр» по-прежнему не даёт покоя деятелям кино. Вот и затейники Ренни Харлин с Викрамом Уитом придумали снять ошеломляющее мокьюментари про печально известный перевал Дятлова. Снова псевдодокументальная съёмка, снова пропавшие исследователи, снова жуткие рассказы местных, но вот термостат бредовости выкрутили на максимум. Как мы помним, в 1959 году группа опытных советских туристов погибла при загадочных обстоятельствах в горах Северного Урала. Так вот, группа молодых и симпатичных американцев под предводительством энтузиастки Холли Кинг (Холли Госс) отправляется в поход по следам тургруппы, фиксируя свои приключения на камеру. И тут в горах с жизнерадостными ребятами начинают происходить немыслимые вещи. Именно немыслимые. Да, начало фильма обещает клишированный, но более-менее адекватный сюжет, однако потом Харлина и Уита чудесным образом уносит на крыльях фантазии в совершенно невообразимые места. Лавины, стычки с местными, секретные испытания — и это только начало! Вероятно, Харлину так понравились все версии развития событий, что он решил не выбирать между ними, а буквально все и использовать. Что добавляет трогательной наивности этому изысканному кушанью для конспирологов.
Про вампиров — «Поцелуй вампира» (1988)
Спросите любого мемолога про Николаса Кейджа, и первое, что он вспомнит — кадры из «Поцелуя вампира». Вообще, этот фильм и задумывался как хоррор-комедия, но смешны здесь как раз-таки не остроты главного героя, а моменты, которые вроде бы должны вызывать совершенно иные чувства. А тут, словно по наущению Томми Вайсо, заявленный как преуспевающий бизнесмен персонаж Николаса Кейджа всё экранное время творит чепухню. На работе Питер Ло (жаль, что не Лол) только и делает, что отчитывает свою секретаршу-латиноамериканку, требуя найти некий контракт. В свободное время он посещает психотерапевта и знакомится с девушками в клубах. Одна из пассий, роковая Дженнифер Билз, кусает Питера в шею. Или ему так кажется. В любом случае Питер решает, что заразился вампиризмом, а значит, нужно вести себя соответствующим образом. То есть, надо раскурочить свою комнату и спать под диваном, с важным видом носить тёмные очки и экзальтированно есть живых тараканов. Надо устраивать истерики на сеансах психотерапии и носить накладные клыки. Экранное сумасшествие Кейджа настолько нелепо, что поневоле проникаешься симпатией к режиссёру, сотворившему такое целебное и отрезвляющее душу зрелище. Обязательно к просмотру любителям излишней рефлексии и душевных метаний. Кстати, за таракана Кейдж недавно извинился.
Смотрите подборку к Хэллоуину онлайн бесплатно на Tvigle: