В конце ноября 2023 года на экраны выйдет исторический фильм Ридли Скотта «Наполеон» с Хоакином Фениксом («Джокер», «Все страхи Бо», «Гладиатор») и Ванессой Кирби («Миссия невыполнима: Последствия», «Фрагменты женщины»). В преддверии новой масштабной драмы о судьбе Наполеона Бонапарта вспоминаем самые яркие киновоплощения одиозного исторического деятеля.
Харизматичная и полная страстей личность Наполеона всегда интересовала кинематографистов. Снимать фильмы про знаменитого полководца начали буквально с самого рождения кино — впервые Наполеон Бонапарт появился на экране аж в 1897 году в немом фильме Луи Люмьера «Встреча Наполеона с Папой». Более того, такая популярная историческая личность пользовалась спросом у талантливых актёров немой эры. Фирменными исполнителями роли Наполеона I в то время были американец Уильям Хамфри (действительно очень похожий на французского императора) и датчанин Вигго Ларсен, который сам срежиссировал некоторые из лент. Впрочем, наиболее яркие и удачные работы в образе Наполеона получились скорее благодаря стремлению уловить характер, нежели типажному соответствию.
«Наполеон», 1927 — Альберт Дьедонне
Эпическое полотно Абеля Ганса «Наполеон» не отличается историчностью, о чём сам режиссёр предупреждает ещё в начале фильма. Это скорее масштабная фантазия на тему личности полководца, с готичным Альбертом Дьедонне в роли первого внятного Наполеона кинематографа. Сумрачная стать и горящие глаза создают фигуру некоего демонического мессии, этакого Чезаре из «Кабинета доктора Калигари», обретшего собственную волю. Трёхчасовой блокбастер эпохи немого кино заканчивается итальянской кампанией, ведь эта история восхождения должна была стать первым из шести (!) фильмов о великом полководце. Однако одержимый личностью Наполеона Абель Ганс понял, что они просто не потянут такие гигантские траты — первый «том» субъективной биографии обошелся студии в 18 миллионов франков.
«Война и мир», 1956 — Герберт Лом
Итало-американская экранизация романа Льва Толстого пришлась не по вкусу европейской публике, но приобрела некоторую популярность у советского зрителя. Несмотря на странный кастинг, картина впечатляет размахом. К тому же, актёрский состав спасают великолепный Джон Миллз в роли Платона Каратаева и Герберт Лом, уже опытный исполнитель роли Наполеона. В «Войне и мире» его персонаж немного карикатурен, но актёру всё же удалось передать трагедию непомерных амбиций и уязвленного эго. А его юмористическое прочтение образа Наполеона, несомненно, вдохновило более поздние киновоплощения полководца и императора Франции.
«Война и мир», 1965 — Владислав Стржельчик
После выхода экранизации 1956 года в СССР было решено показать миру, как правильно снимать Толстого, поэтому на создание эталонной киноверсии «Войны и мира» положили производственные мощности всей страны. В распоряжение Бондарчука были предоставлены музейные экспонаты и тысячи солдат для сцен сражений. И всё же съёмки шли тяжело, не в последнюю очередь из-за непростого характера режиссёра. Если масштабные сцены сражений получились безукоризненными, то с актёрскими работами всё несколько сложнее. Вопросы вызывали как Пьер Безухов в исполнении самого Бондарчука, так и некоторые другие персонажи. А вот небольшую, но драматичную роль Наполеона сыграл талантливый советский актёр Владислав Стржельчик, смело отринувший харизму героя-любовника и темперамент, чтобы показать французского полководца неприятным, затерявшимся на просторах чужой страны. Благодаря операторским хитростям внушительный актёр выглядит невысоким и, по задумке создателей, слегка «бледноватым».
«Ватерлоо», 1970 — Род Стайгер
Беспрецедентный успех «Войны и мира» вдохновил продюсера Дино де Лаурентиса на съёмки целого фильма, посвящённого финальному сражению антинаполеоновской коалиции против французской армии — битве при Ватерлоо. Сергея Бондарчука пригласили срежиссировать эпическую драму, а на главную роль был взят американец Род Стайгер, маститый кинозлодей. Фанатично преданный работе, актёр так тщательно прорабатывал образы, что в итоге стал любимцем зрителей: зачастую его персонажам сочувствовали больше, чем менее объёмным положительным героям. Девиз Стайгера «Злодей — тоже человек» прослеживается и в образе Наполеона, который завладевает вашим вниманием с первых кадров. По воспоминаниям современников, именитый актёр так болел этой ролью, что даже наводил справки о недомоганиях Наполеона в тот период. К тому же, между Стайгером и Бондарчуком царило полное взаимопонимание, что очень помогало на съёмках. Хотя фильм в итоге и провалился в прокате, роль Наполеона осталась одним из главных достижений Рода Стайгера.
«Бандиты во времени», 1981 — Иэн Холм
Терри Гиллиам — не первый режиссёр, сделавший Наполеона комедийным персонажем. Например, в блистательной пародии Вуди Аллена «Любовь и смерть» 1975 года полководцу (Джеймс Толкан) достаётся на орехи не меньше всех остальных героев. Однако именно в «Бандитах во времени» появляется тот самый каноничный Наполеон со своими комплексами. Героя Иэна Холма («Чужой», «Пятый элемент», «Властелин колец») гложет неуверенность в себе: он слишком маленького роста. Поэтому и окружить себя Наполеон пытается людьми, которые ещё ниже его. Вот почему новоприбывшей группе карликов и маленькому мальчику оказывается такой радушный приём, ведь на их фоне герой Холма могуч и грозен! Кстати, наш любимый Бильбо Иэн Холм вновь сыграл Наполеона в телефильме 2001 года «Новое платье императора».
«Война и мир», 2007 — Скали Дельпейра
Мини-сериал 2007 года, снятый по мотивам «Войны и мира», безусловно, уступает советской экранизации в батальных сценах. Создатели решили сделать упор на кастинг актёров и, ориентируясь на типажное соответствие, набрали интернациональную команду. Француженка Клеманс Поэзи в роли одухотворённой Наташи Ростовой, немец Александр Байер в роли Пьера, россиянин Владимир Ильин в роли Кутузова… Наполеона же сыграл французский актёр Скали Дельпейра. Он сделал акцент на расчётливости и мрачном чувстве юмора своего героя, в его Наполеоне меньше страсти и монументальности. Это скорее хитрый лис, совершивший промах, когда позарился на слишком большой курятник. Возможно, не такой величественный, но при этом гораздо более пугающий. Спустя 9 лет вышла 6-серийная британская экранизация «Войны и мира», которая должна была сгладить шероховатости и убрать недоделки своего слишком «мелодраматичного» предшественника. Однако в угоду событийности здесь пожертвовали кастингом, что особенно заметно по главным героям. Роль Наполеона отдали французу Матьё Кассовицу («Амели»).