Как снимал Ингмар Бергман: краткий гид по режиссёрскому стилю великого шведа

О чёрно-белом, женских лицах и экзистенциальных метаниях в фильмах шведского гения.
14 июля
Анастасия Бертолло
разборы
Ингмар Бергман и Свен Нюквист за работой
Ингмар Бергман и Свен Нюквист за работой

Влияние шведского режиссёра Ингмара Бергмана на кинематограф настолько масштабно, что вы наверняка видели Бергмана, даже если считаете, что не видели. Чёрно-белые фильмы с людьми в кризисе, ведущими философские беседы, притчи и продолжительная, вдумчивая съёмка лиц актёров крупным планом — всё это стало актуальным и даже модным с лёгкой руки находчивого шведа. 14 июля исполняется 105 лет со дня рождения Ингмара Бергмана, поэтому мы решили вспомнить ключевые техники и излюбленные приёмы мэтра артхауса.

Чёрно-белое vs цветное

Кадр из фильма «Причастие»
Кадр из фильма «Причастие»

Для Бергмана чёрно-белая палитра была не только дешёвым способом снимать кино, хотя это, безусловно, имело значение. Большинство его фильмов чёрно-белые именно потому, что, по словам самого режиссёра, «именно такими их и надо видеть». Так достигается особая выразительность естественных элементов освещения — Бергман всегда был готов дождаться того самого, особенного света или облаков необычной формы, как в «Седьмой печати». Чёрно-белая гамма в его фильмах делает свет особенно пронзительным среди серых пейзажей и минималистичных интерьеров с одинокими людьми. Достаточно вспомнить хотя бы «Причастие», где утративший веру священник (Гуннар Бьёрнстранд) буквально обрушивается на пол в своей церкви перед единственным человеком, которому он дорог. В этот момент окно церкви пронзает яркий солнечный свет, словно указывающий на возвращение священника в область человеческой искренности.

Кадр из фильма «Шёпоты и крики»
Кадр из фильма «Шёпоты и крики»

Единственным фильмом, который сам Бергман позиционировал как цветной (хоть он и не был единственным, снятым в цвете), является эффектная интерьерная драма «Шёпоты и крики», рассказывающая о напряжённых отношениях трёх сестёр, одна их которых смертельно больна. Красный, цвет жизни и души, является своего рода посредником между персонажами, белый цвет символизирует веру и радости прошлого, а чёрный — отчуждение и закономерный финал. Цвет в «Шёпотах и криках» настолько самодостаточен, что молчание и застывшие позы персонажей предсказуемо раскрывают в нём больше смыслов, нежели диалоги.

Крупный план

Кадры из фильмов «Персона» (вверху), «Урок любви» (внизу слева), «Молчание» (внизу справа)
Кадры из фильмов «Персона» (вверху), «Урок любви» (внизу слева), «Молчание» (внизу справа)

Одержимость Ингмара Бергмана человеческими лицами вылилась в целый отдельный фильм, который так и называется — «Лицо» (1958). Все люди носят те или иные маски, но группа богачей из виртуозной драмы Бергмана забывает об этом и решает поглумиться над приезжими фокусниками, оказавшимися в их власти. Однако, наслаждаясь разоблачением «шарлатанов», столпы общества ставят под удар собственные тёмные секреты и рассудок. Эмоции и страхи героев режиссёр с удовольствием раскрывает зрителю с помощью крупного плана, который считается одним из любимейших приёмов Бергмана. 

Именно благодаря «портретному» крупному плану, когда лицо актёра почти полностью заполняет кадр, мы получаем возможность проникнуть внутрь персонажа, снедаемого ревностью, жаждущего любви или погрузившегося в противостояние, как героини фильма «Персона». Биби Андерссон и Лив Ульман играют занемогшую актрису и её сиделку, которые затевают опасные психологические игры в уединённом домике на берегу моря. Крупный план лиц Биби и Лив позволяет нам заглянуть во внутренний мир героинь и полюбоваться на их замысловатых демонов. Женщина-мать, женщина-творец, женщина-суккуб — все эти образы мы видим в пугающе приближенных и по-новому раскрывшихся лицах актрис.

Аскетизм

Макс фон Сюдов в фильме «Девичий источник»
Макс фон Сюдов в фильме «Девичий источник»

Как правило, пейзажи и декорации в фильмах Бергмана крайне минималистичны. Таким образом режиссёр стремился подчеркнуть неприкаянность персонажей, их поиски смысла жизни и часто несправедливую судьбу. Например, в фильме «Девичий источник» виртуозная работа оператора Свена Нюквиста подчёркивает холодность и даже какую-то первобытную жестокость напоённой солнцем природы, которая становится свидетельницей гибели невинной девушки и страданий её родителей. Иногда, как в «Седьмой печати», враждебность сменяется милостью, и усталые путники находят утешение в особенно тёплых лучах солнца — эти дни запоминаются им навсегда. Так отстранённый пейзаж и незатейливые декорации позволяют нам сконцентрироваться на истории и прочувствовать эмоции героев Бергмана.

Постоянный актёрский состав

Гуннар Бьёрнстранд и Ева Дальбек в «Уроке любви» и «Улыбках летней ночи»
Гуннар Бьёрнстранд и Ева Дальбек в «Уроке любви» и «Улыбках летней ночи»

Некоторые режиссёры не ограничиваются альтер-эго и обзаводятся целой труппой верных актёров, кочующих из фильма в фильм. Один и тот же исполнитель мог играть у Бергмана и диаметрально противоположные роли, и похожих персонажей. Герои, вновь возвращающиеся на свои места спустя годы, как в «Сарабанде», создают целую киновселенную с собственной мифологией и традициями. Так, замечательный Аке Фриделль то изображал простоватого кузнеца в «Седьмой печати», то снимался в ролях трикстеров, проходимцев и смышлёных мужичков в таких фильмах режиссёра, как «Лицо», «Лето с Моникой» и «Улыбки летней ночи». Долгое время классическую бергмановскую пару играли Гуннар Бьёрнстранд и Ева Дальбек — они появились вместе в «Уроке любви», «Улыбках летней ночи», «Женщины ждут», а также оба сыграли в драме «Женские грёзы». Остальные фирменные актёры Ингмара Бергмана: Макс фон Сюдов, Эрланд Юзефсон, Биби Андерссон, Ингрид Тулин, Ярл Кулле, Лив Ульман, Харриет Андерссон, Гуннель Линдблум, Оке Грёнберг. 

Поиск смысла

Вверху, слева направо: «Сквозь тёмное стекло», «Седьмая печать»; внизу: «Из жизни марионеток»
Вверху, слева направо: «Сквозь тёмное стекло», «Седьмая печать»; внизу: «Из жизни марионеток»

Почему же персонажи Бергмана настолько близки зрителю, а их истории цепляют за душу? Они уязвимы, они задаются вопросами бытия, они такие знакомые в своих простых, лишённых эпического масштаба злоключениях. Рыцарь Антониус Блок из «Седьмой печати» переживает кризис веры и требует ответа от молчаливых небес, пожилой профессор Исак Борг из «Земляничной поляны» подводит итоги своей жизни, а несчастный Минус в драме «Сквозь тёмное стекло» жаждет отцовского участия. Проблемы брака и верности себе, а также лицемерие общества исследуются в «Сценах из супружеской жизни», пронзительной драме «Из жизни марионеток» и многих других работах режиссёра. Впрочем, даже самые мрачные фильмы Бергмана наполнены удивительным человеколюбием и интересом к людям. Вот так наблюдательность и восприимчивость позволили шведскому «выдумщику» снимать непревзойдённые по уровню психологизма картины, которые не теряют актуальности по сей день.

Смотрите фильм «Женские грёзы» Ингмара Бергмана онлайн на Tvigle!

Читайте также
Кинословарь: макгаффины
Кинословарь: макгаффины
Вожделенный приз или пустышка? Разбираем один из самых популярных повествовательных приёмов кино в рубрике «Кинословарь».
Корифеи пасторального ужаса: эволюция фолк-хоррора с конца 1960-х до наших дней
Корифеи пасторального ужаса: эволюция фолк-хоррора с конца 1960-х до наших дней
Ведьмы, сектанты, мощь природы и религиозные откровения в одном из самых нетривиальных жанров кино.
Что посмотреть: «Невидимый убийца» — медицинский триллер для фанатов теорий заговора
Что посмотреть: «Невидимый убийца» — медицинский триллер для фанатов теорий заговора
Объясняем, как основанный на реальной истории фильм о смертоносной болезни притворяется очередным размышлением о ковиде.
Забастовка сценаристов в Голливуде-2023: что происходит?
Забастовка сценаристов в Голливуде-2023: что происходит?
Разбираемся в новом витке противостояния голливудских сценаристов и продюсеров.