2 мая 2023 года Гильдия сценаристов Америки объявила забастовку. Уже не первый раз члены Гильдии и представители крупнейших студий не могут договориться об улучшении условий труда. Предыдущая забастовка серьёзно ударила по телевещанию и оставила отпечаток на популярных сериалах и шоу. Рассказываем, чем особенна нынешняя забастовка и к чему она может привести.
Что происходит: забастовка сценаристов и редакторов Голливуда
Дата начала: 2 мая 2023 года
Стороны: Гильдия сценаристов Америки (WGA) и альянс представителей крупнейших кинокомпаний (AMPTP)
Суть конфликта: не достигнуто согласие по условиям труда
Эта любопытная история проста и сложна одновременно. Работники кино и ТВ так же, как и все остальные, хотят справедливых условий труда и соответствующей оплаты. Именно поэтому в кузнице кинобизнеса — Голливуде — каждый класс работников представлен тем или иным профсоюзом. Например, есть Гильдия киноактёров (SAG-AFTRA), Гильдия режиссёров (DGA), Международный альянс работников театральной сцены (IATSE) и прочие. Интересы сценаристов представляет Гильдия сценаристов Америки (Writers Guild of America, сокращенно WGA). Туда входит примерно 15 000 сценаристов и редакторов телевидения, кино, радио и онлайн-изданий.
Как развивались события
Гильдия уже не первый десяток лет отстаивает права сценаристов в противостоянии с крупнейшими киностудиями, а теперь ещё и стриминговыми сервисами, которые, в свою очередь, представляет Альянс продюсеров кинофильмов и телевизионных продуктов (Alliance of Motion Picture and Television Producers, сокращенно AMPTP). Именно голосом AMPTP говорят такие компании-гиганты, как Walt Disney, Paramount, Netflix, Amazon, Sony Pictures, Apple, Warner Bros. Discovery и NBCUniversal. Само собой, через эти студии проходят баснословные деньги, а сценаристам достаётся… ну, вы поняли.
Чтобы обеспечить беспрерывное производство контента, раз в несколько лет AMPTP и профсоюзы работников обновляют договор о сотрудничестве — Коллективное торговое соглашение или CBA (Collective Bargaining Agreement). Прогресс не стоит на месте, и у авторов появляются новые требования и условия. Так, раз в три года WGA и AMPTP заключают обновлённый договор в случае, ЕСЛИ стороны приходят к соглашению. Однако случается так, что ассоциации не могут договориться, и тогда Гильдия сценаристов начинает забастовку, чтобы её претензии были приняты.
Вот краткая история движения за права сценаристов в Голливуде:
- Забастовка WGA 1960 года (22 недели) — сценаристам одобрены отчисления с проката фильмов и пенсия;
- Забастовка WGA 1981 года (3 месяца) — сценаристы требуют долю с рынка хоумвидео, получают некоторые отчисления с проданных за рубеж телесериалов. График вещания сериалов подвергается серьёзному срыву;
- Забастовка WGA 1988 года (153 дня) — ТВ-вещание встало, в результате сценаристы начинают получать отчисления за повторы старых программ (residuals).
Забастовка 1988 года стала крайне неприятным сюрпризом для киноиндустрии. Например, съёмки первого фильма хоррор-франшизы про куклу Чаки «Детские игры» фактически проходили без сценариста, поскольку Дон Манчини по правилам Гильдии не мог участвовать в производстве после начала забастовки. По этой же причине правки в сценарий «Бэтмена» Тима Бертона вносили уже британские сценаристы, не связанные обязательствами. Майкл Дж. Уилсон заканчивал сценарий бондианской «Лицензии на убийство» в одиночку, потому что его напарник выбыл из игры опять-таки в результате забастовки.
С телевидением в 1988 году вообще случился полный швах. Представьте себе картину: популярные сериалы выходят в эфир с летальным опозданием либо осаждают зрителей повторами старых выпусков. Либо затягиваются жвачкой, по сравнению с которой постпалмеровские серии «Твин Пикса» покажутся шедевром. Телепередачи за неимением сценария превращаются в дохлые импровизационные номера (и разве можно здесь винить ведущих?). Катастрофические убытки и хаос. В результате, студии идут навстречу WGA и договариваются о выплате денег за повторы шоу.
- Забастовка WGA 2007-2008 гг. (100 дней) — сценаристы требуют увеличить отчисления за продажи DVD и в Интернете. Серьёзные убытки для киностудий. Отмена церемонии «Золотой глобус»-2008.
Забастовка началась 5 ноября 2007 года и закончилась 12 февраля 2008 года. В итоге студии согласились выплачивать сценаристам фиксированную сумму в первые два года после заключения соглашения и 2% с прибыли от продаж на третий год. Общий финансовый ущерб от событий оценивается приблизительно в 2,5 млрд долларов. Вынужденная отмена церемонии «Золотой глобус» стоила устроителям 60 млн долларов.
Кстати, именно из-за забастовки 2007 года были сокращены сезоны таких телехитов, как «Теория большого взрыва», «Сверхъестественное», «Во все тяжкие», «Доктор Хаус» и «Сплетница».
Трудности эпохи стримингов
Одним из главных тезисов забастовки WGA-2023 стала проблема отчислений со стриминговых сервисов и использование искусственного интеллекта (ИИ), например, ChatGPT, в производстве медиа-контента. Очередные переговоры студий и сценаристов не увенчались успехом, поэтому Гильдия и начала протесты.
Вот ключевые требования WGA по отношению к Альянсу продюсеров:
- увеличить минимальную ставку, пенсию и выплаты по медстраховке;
- сравнять минимальный гонорар за стриминговый контент с кинотеатральным;
- ограничить использование ИИ по отношению к работе сценаристов (ИИ не должен использоваться для написания или редактирования сценария);
- увеличить размер «сценарной комнаты» (то есть, команды авторов проекта) до минимум шести человек.
Почувствуйте разницу: выполнение продюсерами условий WGA будет приносить сценаристам 429 млн долларов в год, в то время, как ответное предложение киностудий обойдется воротилам всего лишь в дополнительные 86 млн долларов. В данный момент стриминговые проекты оплачиваются гораздо хуже, нежели остальные категории, вот и получается, что авторы работают больше за незначительную прибавку.
Что касается «сценарных комнат», то суть вот в чём: Гильдия добивается гарантий для команды сценаристов проекта. Минимум шесть человек должны составлять «сценарную комнату», пока шоу не дадут зелёный свет. После начала производства необходимо добавлять по одну автору на каждые две серии, начиная с седьмого эпизода. Для гарантий занятости сценаристы требуют нанимать их только исключительно до запуска шоу на срок не менее десяти недель.
Марта Кауффман, одна из создателей сериала «Друзья», замечает, что пикетчики осаждают офисы киностудий ради будущих поколений сценаристов: «Мы здесь для поколения молодых авторов, которые рискуют не узнать, что значит стать шоураннером».
Пока их условия не выполнены, сценаристы прекращают всякую работу «по специальности» вплоть до обсуждения будущих проектов с членами AMPTP. Запрещается даже переписка. Авторы, не состоящие в WGA, вольны проигнорировать забастовку, но в дальнейшем их могут не принять в Гильдию. Впрочем, подавляющее большинство и так поддерживает бастующих. Солидарность с американскими коллегами также выразили Гильдии сценаристов Великобритании, Ирландии, Австралии, Канады, Швеции, Италии и Израиля: они предостерегли своих членов от работы над американскими проектами в период забастовки.
Остальные гильдии работников индустрии — актёры, художники-аниматоры, работники сцены — тоже поддержали коллег, и многие присоединились к пикетчикам. Надо понимать, что исход забастовки повлияет и на отношения этих ассоциаций с AMPTP, ведь зуб на продюсеров, как ни крути, есть у всех. WGA поддерживают телеведущие Джей Лено и Джимми Киммел, актёры от Марка Хэмилла до Элизабет Олсен, режиссёры, писатели и многие другие. Не остался в стороне и президент США Джо Байден.
На данный момент пикеты организуются перед офисами крупнейших каналов и компаний в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке в две смены — с 9.00 до 13.00 и 13.00 до 17.00. Демонстрации проходят перед представительствами MGM, Disney, Netflix, 20th Century Studios, Universal, MTV, Paramount, Sony, Lionsgate, Warner Bros., HBO, Silvercup Studios и других.
Вы спросите, отчего студиям просто не согласиться с требованиями Гильдии сценаристов? Дело в том, что у продюсеров есть свои причины экономить. Мы знаем, как сильно по индустрии ударил COVID-19. Знаем, что руководство любого предприятия закономерно всегда ищет способ сократить расходы. К тому же, боссы компаний вполне логично рассуждают, что, если они сейчас уступят сценаристам, примеру мятежных авторов последуют другие гильдии, у которых тоже есть претензии к AMPTP. Президент Альянса продюсеров Кэрол Ломбардини в ответ на вопрос о гарантиях занятости для сценаристов заявляет, что «авторам повезло, что у них есть частичная занятость». То есть, здесь имеет место отношение к сценаристу скорее как к внештатному сотруднику, в то время как членам WGA важно иметь гарантированный период занятости в каждом фильме или шоу. Тем не менее, главный исполнительный директор Warner Bros. Discovery Дэвид Заслав выразил надежду, что всё решит «любовь к бизнесу и любовь к труду».
Забастовка WGA уже повлияла на производство многих фильмов, сериалов и телепередач. Зрителей снова ожидают повторы старых выпусков, как в случае с Saturday Night Live. Остановилась работа над сериалами «Очень странные дела», «Миллиарды», «Сорвиголова», «Эйфория», «Одни из нас», «Рассказ служанки» и другими. Уже два фильма киностудии Marvel поставлены на паузу, а именно: новый «Блэйд» с Махершалой Али в главной роли и так перманентно откладывается с 2021 года, а теперь ещё и «Громовержцы» Джейка Шрейера замораживаются на неопределенный срок.
И что теперь?
В 2007-2008 годах последствия забастовки были тяжелыми для экономики Калифорнии, но в этот раз всё может быть ещё хуже. Мариса Гербер и Рональд Д. Уайт в своей статье «Во сколько забастовка сценаристов обойдётся Лос-Анджелесу?» отмечают, что ситуацию осложняют нестабильность после пандемии, статус стриминговых сервисов и опасения сценаристов, что их заменит ИИ. Предполагается, что финансовый ущерб от протестов превысит 3 млрд долларов. Напомним, предыдущая забастовка стоила экономике примерно 2,5 млрд долларов.
Аналитики рейтингового агентства Moody’s считают, что эта забастовка может продлиться больше трёх месяцев. Если она затянется, последствия могут быть неприятными или «даже ужасными». Учитывая сложный характер ситуации, эксперты не исключают катастрофических результатов для экономики штата, в том числе, для сфер, не связанных с киноиндустрией напрямую. Директор Института прикладной экономики в Корпорации экономического развития округа Лос-Анджелес Шэннон Седжвик считает, что не последнюю роль в этом могут сыграть упрямые титаны стриминга.
Теперь у нас есть такие стриминговые сервисы, как Amazon и Netflix. Эти новички в конфликте могут играть жёстко, что, в свою очередь, может увеличить продолжительность стачки
Нельзя недооценивать мощь компаний вроде Disney и Netflix, отмечает Тимур Алиев в статье Forbes о возможных последствиях протестов WGA. Чтобы не платить авторские отчисления за непопулярный контент, сервисы удаляют ряд шоу, так что произойдёт своеобразный отсев проектов, который только поможет «разгрузке» и так распухших от контента студий. К тому же, стриминговые сервисы уровня Netflix обычно запасаются отснятым материалом на несколько месяцев вперёд, поэтому им будет чем порадовать зрителей, если только забастовка не затянется. В случае простоя больше чем на четыре месяца, случится так называемый «квартальный сдвиг»: проекты, назначенные на конец 2023 года, будут перенесены на на 2024 год, зимне-весенние фильмы и программы переедут на лето-осень и так далее. Не говоря уже о том, что даже подписчики Netflix и других сервисов почувствуют просадку контента.
Предполагается, что студии могут согласиться на увеличение минимальных гонораров, но вот о пунктах о «сценарных комнатах», авторских отчислениях и регулировании использования AI продюсеры даже слышать не хотят. Со своей стороны студии заявляют, что авторам предлагается гораздо больше «плюшек», о которых они закономерно умалчивают.
30 июня 2023 года истекает срок договорённости SAG-AFTRA (Гильдии киноактёров) и AMPTP, что грозит забастовками уже со стороны актёрского сообщества. Еще 26 мая президент SAG-AFTRA Фрэн Дрешер, создательница оригинального сериала «Няня», призвала членов своей Гильдии проголосовать за начало стачки.
Мы должны убедиться, что компании прекратили обесценивать исполнителей, которые воплощают постановки в жизнь. Одобрение забастовки не гарантирует, что она тут же начнётся. Совсем нет. И всё же это мощное послание. Наше сообщество должно объединиться для борьбы за общее будущее
Можно сказать, что с каждой новой волной протестов этот конфликт становится похож на ситуацию «кто кого перемогёт», где сталкиваются аргументы и требования разных сторон. Студии вправе защищать свои интересы. Работники вправе требовать лучших условий труда. Тем временем останавливается производство ожидаемых фильмов и любимых сериалов. Проседает экономика и появляются новые социальные тренды. И, пока мы с попкорном наблюдаем за происходящим, из этого противостояния неизбежно куются новая реальность и новые ценности.