Вышедшая в 2017 году лента «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» в одночасье прославила на тот момент начинающего режиссёра Александра Ханта. Провинциальный колорит, тоскливая эстетика бандитской России, жанровая оболочка роуд-муви и отличные актёрские работы Алексея Серебрякова и Евгения Ткачука заслужили для этой картины звание одного из главных событий нового отечественного кино. Tvigle рассказывает, что такого в этой простой на первый взгляд истории о конфликте поколений и почему «Витьку Чеснока» полюбят как приверженцы голливудского кино, так и синефилы, не пропускающие ни одной фестивальной новинки.
О чём фильм «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»
В прошлом детдомовец Витька Чесноков (Ткачук) трудится на заводе, пропивает заработанные копейки в самом злачном городском кабаке и редко отказывается от мордобоя — особенно, если на кону симпатия первой встречной барышни. Только вот дома Витьку каждый раз ждут несчастная жена, нежеланный сын и недовольная тёща. Ответственного отца и любящего мужа из парня не вышло — он бы и рад прикупить собственное жилье и съехаться с новой пассией в леопардовых лосинах, но лишних денег у таких, как Витька, обычно не водится.
Потенциальным решением проблем внезапно оказывается квартира отца — криминального авторитета Лёхи Штыря (Серебряков), недавно откинувшегося с зоны. Только вот вместе с желанными квадратными метрами в жизнь Витьки врывается и сам папаша — парализованный и недееспособный бандит старой закалки, требующий постоянного ухода. Никакой радости от воссоединения с родственником парень не испытывает и принимает единственно верное для себя решение — сдать Лёху в интернат для инвалидов, а самому зажить счастливо в его квартире. Так сын и отец отправляются на красном минивэне в долгое путешествие по России, полное невысказанных взаимных претензий, сожалений о прошлых ошибках и ностальгии по лихому бандитскому прошлому.
Зачем смотреть фильм «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»
В первую очередь — ради эстетической составляющей. Визуально первая полнометражка Ханта на дебют совсем не похожа, и это, конечно, совершенно не нонсенс. Как уже довольно опытный оператор, Хант выстраивает невероятно поэтические кадры российской глубинки с ее тоскливым колоритом неасфальтированных проселочных дорог, столкновением агрессивной городской застройки и пасторальных пейзажей. Красный минивэн Витьки Чеснока контрастирует и с тем, и с другим — он выглядит слишком ярким на фоне рассекающих шоссе бесконечных фур и слишком искусственным, бутафорским рядом с буйством красок российских лесов.
Не меньшим контрапунктом выступает и музыкальное сопровождение: качающие биты из треков Хаски, хоть и задают ритм путешествию отца и сына, но разрушают поэтику тихой сельской местности, привнося в нее надрыв, драматизм и звонкий деструктив.
И все это неслучайно: оба героя, бороздящие просторы нищей и до сих пор пребывающей где-то между 90-ми и безвременьем родины, здесь очевидно лишние, выброшенные на обочину, никому не нужные. Когда-то давно Лёха Штырь оставил сына, доведя до самоубийства его мать, а теперь вынужден признать собственную никчёмность, смириться с положением балласта, от которого мечтают избавиться даже самые близкие. Но и Витька, убедивший себя в ненависти к собственному отцу, похож на него куда больше, чем хотелось бы (о чем весь фильм ему и нам напоминает каждый встречный), и вот-вот совершит ту же самую ошибку — бросит сына, изведя супругу.
Ни Лёхе, ни Витьке сопереживать совсем не хочется, но отчего-то сочувствие к обоим по мере просмотра всё же начинает укореняться в сердце зрителя. Ханту вместе с автором сценария Алексеем Бородачёвым удаётся рассказать свою историю без «взгляда сверху», снисхождения и назидательности. Они не поучают ни зрителя, ни своих героев, лишь демонстрируя те дороги, что Лёха и Витька могут выбрать во время своего путешествия.
Во многом такой эффект достигается за счет актёрских работ исполнителей главных ролей Алексея Серебрякова и Евгения Ткачука, по участию которых в касте того или иного фильма уже давно можно определять уровень его качества. Большую часть хронометража экс-уголовник и молодой гопник даже не разговаривают друг с другом, но внутренняя трансформация обоих отчётливо проявляется в мимике, жестах и даже взглядах героев.
Любители криминальных комедий наверняка признают в «Витьке Чесноке» свой контент — ритмичные клиповые сцены, столкновения с бандюганами разных мастей и ироничные гэги разбросаны по всему фильму, словно хлебные крошки. Но ни присутствующие в ленте нарочито карикатурные будни пацанов с района, ни каноничные разборки «малиновых пиджаков» не должны сбить вас с толку. Эти излишне жирные мазки окружающей действительности, как и сам формат роуд-муви, позволяют Ханту оформить куда более глобальное высказывание, выходящее за рамки одной истории путешествия отца и сына. Страна, в которой разрушенное прошлое формирует неустроенное настоящее, разумеется, будет иметь будущее — но какое. У Витьки Чеснока есть все шансы пойти по стопам своего папаши, повторить так называемый родовой сценарий. Но открытая концовка ленты оставляет молодого героя на перепутье — он, как и мы с вами, ещё не решил, куда двигаться дальше.