20 апреля в российских кинотеатрах вышел один из самых ожидаемых отечественных фильмов последних лет (что скрывать, это и правда так) — «Вызов» Клима Шипенко, ради съёмок которого сам режиссёр вместе с актрисой Юлией Пересильд отправились на МКС. Более миллиарда рублей бюджета, Константин Эрнст и Дмитрий Рогозин в роли главных патронов проекта и зазывание зрителей в кинотеатры через «Госуслуги» — рассказываем, что на самом деле из себя представляет «Вызов» и какое значение он имеет для кинематографа.
Минутка истории
«Мы снова первые», — примерно так звучит негласный слоган этой киноленты, изящно и не очень вплетаемый в комментарии как первых зрителей «Вызова», под впечатлением покидающих залы кинотеатров, так и продюсеров, горделиво называющих съёмки фильма в космосе «подвигом». Фраза «мы первыми сняли полнометражный художественный фильм на орбите, на борту космического корабля» прозвучала даже в одном из выступлений президента России Владимира Путина.
Действительно — «Роскосмосу» и «Первому каналу» было ради чего стараться. Ради почётного звания «первых» они вступили в настоящую гонку «не на жизнь, а на съёмки в космосе» с Томом Крузом и Илоном Маском. Те почти в то же время (в 2020 году) объявили о решении отправить известного своей любовью к адреналину актёра на МКС ради производства новаторской киноленты. Сроки поджимали, но российская сторона успела первой — правда, есть подозрения, что Голливуд ответит достойно, ведь снимать Круза планируется не только внутри МКС, но и в открытом космосе.
Однако главный вопрос в другом. В подмене коннотаций в рамках обширной маркетинговой кампании «Вызова». А дела обстоят вот как: «Вызов» с точки зрения съёмок в космосе далеко не первопроходец. По этому пункту Шипенко и Ко опоздали ровно на 40 лет, поскольку именно в 1983 году вышла научно-фантастическая лента «Возвращение с орбиты» Александра Сурина, которая и была первым художественным фильмом, частично снятым в космосе. Это очень кстати подметил наш коллега Тимур Алиев, чья негативная рецензия на «Вызов» была удалена с сайта «Кино ТВ», но осталась на просторах интернета. В ней же кинокритик приводит ещё один факт: «Вызов» даже не первый художественный фильм, снятый на МКС (звучит как «Ринго даже не лучший барабанщик в The Beatles»), — ведь на борту космической станции (правда, на американской её части) уже побывал режиссёр Ричард Гэрриотт, который и привёз оттуда свою короткометражку «Апогей страха» (2012).
Так в чём же «первым» оказался «Вызов»? Очевидно, в съёмках ряда сцен на российской части Международной космической станции. Но звучит уже не так здорово, согласитесь.
О чём фильм «Вызов»
Женя Беляева (Юлия Пересильд) — торакальный хирург, пользующийся уважением коллег, — разрывается между работой и домом. На работе — тяжёлый график и явный романтический интерес со стороны её звёздного коллеги, тоже хирурга Владислава Николаева (Милош Бикович). Дома — больная мама (Елена Валюшкина), дочь-бунтарка (Варвара Володина), недавно избившая одноклассницу, и гложущее чувство вины из-за гибели любимого мужа, которого не стало несколько лет назад.
Но космос зовёт. Нет, поначалу — не Женю. Она становится лишь наблюдателем, который должен составить план операции в условиях невесомости, ведь одному из находящихся на МКС исследователей требуется срочное вмешательство опытного врача. А потому к полету на станцию готовят сразу нескольких специалистов. И снова — Жени среди них нет. Да она, честно говоря, и не слишком стремится в космические дали, ведь у неё масса земных проблем: дочке к этому моменту уже грозит уголовным делом папа той самой избитой одноклассницы, прокурор по совместительству.
Как именно Женя в итоге оказывается в космосе, едва ли поймёт даже самый внимательный зритель. Половину фильма к этой миссии готовят абсолютно других людей — именно они проходят многочисленные обследования и испытания, выбывают в рамках отсева. Но на МКС летит именно Женя — единственная женщина в этой команде, — просто потому, что герой Владимира Машкова (мужчина с грозными бровями из ЦУПа) в неё отчаянно поверил.
Так торакальный хирург Женя Беляева летит спасать жизнь космонавту — и спасает. А попутно закрывает собственные гештальты — прощает себя за смерть мужа, метафорически отпускает любимого в невесомость и возвращается на Землю, обновлённая и духовно обогащённая. Открытая к отношениям с давно влюблённым в неё коллегой Владиславом.
Как снимали фильм «Вызов»
Режиссёра Клима Шипенко к работе над «Вызовом» привлекли довольно быстро — на тот момент именно он был постановщиком самого кассового отечественного фильма («Холоп»), а также имел опыт работы с «космическими» картинами («Салют-7»).
Я изначально не рассматривал никакого другого режиссёра на этот проект, кроме Клима. Я понимал, что этот человек так любит космос, что ему надо это. Потому что получается только тогда, когда очень надо
А вот с подбором актрисы на главную роль всё было чуть сложнее. Осенью 2020-го «Первый канал» объявил открытый кастинг — в нём могли участвовать все желающие. В первой партии претенденток на роль Жени Беляевой оказалось 20 девушек — и Юлии Пересильд среди них не было (прямо как и её героини среди претендентов на полёт в космос). Но судьба есть судьба — всё 20 потенциальных актрис не прошли медкомиссию, и теперь взгляды всех продюсеров пали на Пересильд. Впереди актрису ждал самый необычный кастинг в её жизни, включающий гастроскопию, колоноскопию, проверку ровности носовой перегородки, бесконечные КТ, МРТ и прочие медицинские манипуляции. А затем — три месяца ускоренной подготовки совместно с Климом Шипенко. Тренировки в центрифуге, кресле Кориолиса и барокамере… проверка на выживаемость в диких условиях (на тот случай, если капсула с Пересильд и Шипенко на обратном пути к Земле упадёт где-нибудь в тайге).
По словам постановщика, перед полётом они оба написали завещания, а Юлия ещё и оставила прощальные письма близким — готовились даже к самому плохому исходу.
И трудности при выполнении киномиссии действительно случились. Во время полёта к МКС корабль «Союз МС-19» с Шипенко и Пересильд на борту не смог состыковаться со станцией в автоматическом режиме, из-за чего командиру пришлось перейти на ручное управление. А при проверке двигателей корабля для обратного полёта киноэкипажа МКС на какое-то время потеряла ориентацию в пространстве. Однако всё закончилось благополучно, и 17 октября 2021 года съёмочная группа «Вызова» вернулась обратно на Землю.
Всего Шипенко и Пересильд провели на МКС 12 дней — за это время режиссёр, выполнявший в космосе также функции кинооператора, осветителя, гримёра и художника постановщика, отснял несколько десятков часов материала. И это при невероятно жёстком графике пребывания на Международной космической станции: каждому, кто находится на борту, прописывается чёткий распорядок подъёма, приёма пищи, тренировок и т.д.
Космонавтам Олегу Новицкому и Петру Дуброву, уже находившимся на МКС до прибытия съёмочной команды, пришлось взять несколько уроков актёрского мастерства: им тоже предстояло сыграть в кино. При отправке Шипенко и Пересильд с ЦУПом согласовывали каждый грамм груза — в итоге на станцию смогла отправиться лишь профессиональная камера RED, компактная Sony, три осветительные LED-панели и небольшой медицинский реквизит для съёмок самой операции в невесомости.
Шипенко вспоминает, что особенно сложными были кадры с пролётами по станции — режиссёру приходилось крепко держать камеру, одновременно настраивая фокус, и следить за тем, чтобы не врезаться в стены. Для этих целей постановщик прихватил с собой шлем для игры в регби, но и он не предотвратил синяков. Тем не менее полученные в итоге длинные планы, демонстрирующие передвижение Пересильд и самих космонавтов по отсекам станции, действительно выглядят впечатляюще.
Оправдывая необходимость полёта в космос для производства «Вызова», генеральный продюсер киностудии Yellow, Black and White (YBW) Алексей Троцюк приводит в пример именно эти кадры, а также, как ни странно, внешний вид волос Юлии Пересильд в условиях невесомости.
В той же «Гравитации», с которой «Вызов» наверняка будут сравнивать, нет ни одного длинного плана. И там нет волос. Никто никогда не снимал фильм в космосе, поэтому казалось, что все можно нарисовать. Однако графика, позволяющая создать реальное ощущение невесомости, будет стоить дороже экспедиции на МКС. И все равно того, что получилось у нас, компьютерной графикой не добьешься
К слову о волосах — к ним у съёмочной команды были свои требования. Юлия Пересильд, пересмотревшая перед полётом множество роликов с женщинами на МКС, пришла к выводу, что лучше всего в космосе выглядит причёска с небольшой завивкой, чем актриса и воспользовалась для создания нужного эффекта.
У меня было с собой 20 резинок, и я завивала ими свои волосы каждый вечер, после того как мыла голову. Поэтому они так волшебно стояли. А иначе выглядели бы как некий шарик
Другая техническая проблема, с которой столкнулись режиссёр и актриса на космической станции, — освещение. Держим в уме, что в распоряжении съёмочной команды находилось всего три осветительные панели. Однако Шипенко принял волевое решение воспользоваться «космическими» возможностями самой МКС для запечатления поистине завораживающих кадров с восходом и заходом Солнца над Землёй.
Была идея во время съёмки закрывать иллюминаторы и выставлять тремя осветительными приборами студийный свет, и в некоторых случаях так и поступали. Но я подумал: зачем их закрывать? На Земле это нельзя было отработать — например, посмотреть поведение света при открытом иллюминаторе. Как он движется, в какую сторону поворачивается. А это очень красиво. Очень! И мы снимали при естественном свете, а он меняется каждые 40 минут. Пока свет был идеальным — всего 10 минут, — шла съёмка. Потом ждали, когда он вернётся опять. Зрители увидят, как прямо в кадре свет меняется и переходит от дня к ночи
Другой лайфхак пришёл к отечественным киноделам от зарубежных соседей — те пустили Шипенко и Пересильд на американский сегмент МКС, где находится модуль «Купол». Оттуда благодаря панорамному остеклению открывается потрясающий вид — так получилась одна из самых красивых сцен «Вызова».
Вы покупаете билет и оказываетесь в космосе
Пожалуй, техническая сторона фильма с головокружительными пролётами по МКС, демонстрирующими настоящий (далёкий от кинематографического) быт космонавтов и создающими эффект головокружения у зрителя, — это главное достоинство фильма, которое действительно сложно оспорить. «Космическая» часть «Вызова» выглядит впечатляюще — Шипенко и Пересильд удалось отснять сложнейшие мизансцены в невероятно тяжёлых условиях. И даже сопутствующая CGI-графика в эпизодах в открытом космосе смотрится весьма качественно, не отнимая у зрителя ощущения присутствия прямо там, за бортом космической станции.
Однако просмотр фильма оставляет на языке вяжущее послевкусие, навеянное вопросами «а зачем?» и «что теперь?». И с ними, увы, все не так однозначно.
А зачем? И что теперь?
Основная проблема «Вызова», о которой говорят почти все оппоненты фильма, — драматургическая составляющая. В картине Клима Шипенко история писалась под полёт в космос, а не наоборот, и этот нюанс даёт о себе знать с первых же кадров. Чтобы снять фильм о хирурге-героине, в нечеловеческих условиях спасающей жизнь другого человека, никакой экспедиции на МКС не потребовалось бы, и сама история от этого совершенно бы не пострадала. Но в случае с «Вызовом» сюжет картины подстраивается под технические нужды, что сильно бьёт по логике повествования, оставляя за собой настоящие чёрные дыры.
Формально сценарий картины следует общепринятым голливудским лекалам (иронично, не правда ли?), проходя по этапам «пути героя» и разбавляя линейную композицию чёрно-белыми флешбэками, но делает это настолько формалистски, что все сюжетные повороты выглядят до скрежета в зубах предсказуемо и столь же наивно. Вот героиня Пересильд, находясь где-то в ЦУПе, роняет карандаш между щелей в напольном покрытии, а персонаж Милоша Биковича показывает ей, как легко достать потерянную канцелярскую принадлежность с помощью подручных средств. Должно быть, этот незначительный момент, который так детально расписали в сценарии, сыграет роль в кульминационной сцене, думает зритель. Вот ведь неожиданность — так и происходит.
Но нелепые «чеховские ружья», которые стреляют холостыми, именно потому что их выстрел настолько ожидаем, — далеко не главный логический кратер картины. Ещё хуже дела обстоят с мотивацией главной героини.
Если к этому моменту вы уже слегка подзабыли сюжет, напомним: как именно Женя Беляева оказывается главной претенденткой для полёта на МКС, до этого даже не участвуя в испытаниях, фильм практически не объясняет. И дело тут не только в невесть откуда взявшемся наитии героя Владимира Машкова, но и в целях самой героини. В начале ленты она категорически отказывается от возможности пройти ускоренную подготовку молодого космонавта, ссылаясь на проблемы с дочкой-уголовницей и больной мамой. Тут всё по канонам — помним кэмпбелловский «отказ от зова». К середине же картины ситуация с дочерью решается пресловутым «звонком сверху», а проблема с болезнью матери никуда не уходит, но Жене и этого оказывается достаточно, чтобы забыть, что именно держало её на Земле, и устремиться в космос.
Кто-то может сказать — причиной всему является чувство вины героини, которая хочет спасти чьего-то мужа и отца, чтобы перестать переживать из-за гибели собственного супруга. И отчасти это даже справедливо, но мы же с вами помним: Женя — торакальный хирург, и за годы своей работы в этом статусе она наверняка не раз спасала чужих сыновей, отцов, мужей, братьев и кузенов, чтобы хоть чуть-чуть замолить грехи. Так чем спасение жизни космонавта отличается от спасения жизни любого другого человека? Для врача — абсолютно ничем.
Но ведь Женя, скажете вы, не просто врач, а ещё и женщина. Знаем-знаем, об этом «Вызов» забыть не даёт. Картина Шипенко парадоксальным образом пытается усидеть сразу на двух стульях, с одной стороны, стараясь вписаться в общемировую фемповестку, а с другой, как бы заявляя: русские женщины — они всем женщинам женщины, и в космос полетят, и всех мужиков очаруют. Главная героиня фильма и правда в определённые моменты кажется примером для подражания: умная, образованная мать-одиночка, которая тянет на себе всю семью и сохраняет тёплые отношения с близкими, красавица, умница, комсомолка, да ещё и бесстрашная, когда речь заходит о спасении чьих-то жизней. Только вот сценаристы не дают этому персонажу развернуться, сводя весь её внутренний конфликт к банальнейшей любовной линии и заставляя Женю надевать красивое платье перед своим первым выходом в открытый космос — ну а как иначе, женщина же в первую очередь должна быть женственной и привлекательной, а всё остальное уже не так важно.
Ну а финальная фраза «Вызова» про русских женщин, которые «везде создают притяжение», и вовсе выглядит как неуместная сексуализация и отсылка к знаменитому афоризму Майкла Скотта из сериала «Офис»: «В офисе должны работать как мужчины, так и женщины. Вместе они создают сексуальное напряжение и стимулируют работу». Только вот даже тогда, в 2005-м, это уже было высмеиванием твердолобых боссов, склонных к харассменту и нарушению субординации. Увы, в российском фильме 2023 года подобное произносится едва ли не с героическим пафосом.
Наблюдать, как «Вызов», сам того явно не планируя, раз за разом закапывает себя подобными сценами — отдельный вид guilty pleasure. Тут и пьянки сотрудников Центра управления полётами на рабочем месте, и решение вполне заслуженных проблем дочки главной героини с законом через кумовство, и множество аналогичных моментов, которые где-нибудь ещё наверняка расценились бы как преступная халатность и коррупция, но в «Вызове» подаются практически на уровне национальной идеи. Ещё более любопытно, что за подобными эпизодами, казалось бы, дискредитирующими всё происходящее, следуют до звона в ушах пафосные речи в духе «русские не сдаются» — их декламаторами в картине Шипенко как правило выступают персонажи Владимира Машкова и самой Юлии Пересильд.
Призванные снизить заявленный уровень патетики «первого фильма, снятого в космосе» шутки — работают, но и они сводятся в основном к пережёвыванию стереотипов о недалёких матерях, жаждущих сплавить дочек замуж, и строгих начальниках, прикрывающих исключительно своё мягкое место, напоминая тем самым номера «Уральских пельменей».
И куда без продакт-плейсмента — даже в картине, претендующей на звание национального достояния, вам непременно укажут, что название единственного банка, мобильное приложение которого работает даже на МКС, начинается на «Тиньк…» и заканчивается на «офф». Спасибо авторам за столь серьёзный подход к просвещению аудитории.
На выходе «Вызов» получился весьма и весьма средним фильмом со слабой драматургией, схематичными характерами героев и кучей клише, но никак не шедевром. Съёмки на МКС здесь не работают на пользу истории, а лишь кричат: «Смотрите, как мы можем. Мы снова первые». Только вот такая риторика, не подкреплённая ничем, кроме самого запуска актрисы и режиссёра в космос, может успокаивать лишь тех, кому кажется, будто российский кинематограф должен что-то доказывать западному, остальные же зададутся вопросом: а зачем?
Будут ли после «Вызова» поголовно снимать фильмы на МКС? Едва ли. Переплюнет ли российский кинематограф голливудский хотя бы в ближайшие пять-десять лет? Тоже нет — бюджеты и производительность тут несопоставимы. Войдёт ли «Вызов» в историю? Скорее всего, но с оговорками, о которых мы писали ранее.
На производство «Вызова» было потрачено свыше 1 млрд рублей. Ради полёта Шипенко и Пересильд на МКС был изменён график ракетных запусков, из-за чего одному из уже находящихся на станции космонавтов пришлось остаться там на полгода дольше положенного срока. Стоил ли полученный результат того? В финансовом эквиваленте, вероятно, стоил — во всяком случае, сборы «Вызова» уже перевалили за миллиард рублей. Хотя кассовые успехи фильма пока далеки до зрительской популярности пресловутого «Чебурашки» — и ничто не предвещает того, что новая работа Шипенко может пошатнуть позиции этого тяжеловеса. Возможно, тому виной чрезвычайно агрессивный маркетинг — всё же призывы через «Госуслуги» куда-то прийти с недавнего времени ассоциируются у россиян с иными обстоятельствами. Но факт остаётся фактом — «Вызов» смотрят куда менее охотно, чем того, скорее всего, ожидали создатели. И, увы, не зря.
Напоследок важно сделать одну оговорку: всё вышесказанное нисколько не умаляет личных достижений актрисы и режиссёра, которые сделали действительно многое для того, чтобы рядовой зритель хотя бы на пару часов почувствовал себя настоящим космонавтом. И это достойно уважения даже тех, кому сам фильм не пришёлся по вкусу.