Сказочные истории про рождественское чудо — это прекрасно. Но далеко не все выдерживают каждый год пересматривать «Гарри Поттера» и «Реальную любовь». Если атмосфера предновогодней суеты не для вас, а вместо того, чтобы предаваться праздничному веселью, вы планируете открыть для себя необычную сторону январских каникул, наша подборка наверняка вам пригодится. Приключения аниме-бомжей в зимнем Токио, монстры в костюмах Санты, психоанализ от Стэнли Кубрика и настоящий рождественский нуар — всё это и даже больше советует вам Tvigle.
«Однажды в Токио» (реж. Сатоси Кон)
Незаурядная рождественская история от второго по величине и признанию японского режиссёра аниме, кумира Даррена Аронофски и Кристофера Нолана, вдохновившего этих двоих на «Чёрного лебедя» и «Начало», — Сатоси Кона.
Трое бездомных в канун Рождества находят выброшенного младенца и решают во что бы то ни стало отыскать его родных, попутно исправляя ошибки прошлого и становясь странноватой, но настоящей семьей. Этот нехитрый зачин вполне мог бы подойти для нежной новогодней сказки про силу добра и семейных уз, если бы не исходил от поклонника необычных ракурсов Кона. Так что в «Однажды в Токио» находится место для насилия, нецензурной брани, попытки суицида и пробирающих до дрожи холодных взглядов жителей японской столицы, которыми те окутывают главных героев.
«8 женщин» (реж. Франсуа Озон)
Какое же Рождество без убийства, подумал Франсуа Озон и снял детективный фильм в лучших традициях Агаты Кристи об одном убитом мужчине и восьми женщинах, застрявших в предпраздничном поместье вместе с неизвестным убийцей. Мотивы и отношения между персонажами неясны, ясно одно: восемь женщин — это вам не десять негритят. Сидеть и ждать расправы никто из них не собирается.
Страстная манера Озона привносит в текст одноимённой пьесы Роберта Томаса свойственный режиссёру сексуальный подтекст и особый взгляд на вероломную женскую натуру. А каст, составленный из лучших французских актрис, среди которых Изабель Юппер, Фанни Ардан и Катрин Денев, точно не оставит равнодушными ценителей камерного европейского кино.
«Плохой Санта» (реж. Терри Цвигофф)
Пожалуй, наиболее классический среди всех неклассических фильмов о Рождестве. Опасность одна — даже самым циничным зрителям придётся постараться, чтобы возненавидеть главный декабрьский праздник с той же силой, что и герой Билли Боба Торнтона.
Настоящий антигерой — сиделец, бабник, пропойца и, разумеется, грабитель — вынужден носить костюм Санты для прикрытия. Но жизнь его, конечно же, перевернётся, когда его полный преступных помыслов разум столкнётся с наивным миром грёз маленького мальчонки. Очаровательный дуэт, который даже самые скабрезные пошлости превратит в изящные шутки для искушенных, а скептиков и ярых ненавистников Рождества и Нового года заставит ждать волшебства, затаив дыхание.
«Страна ОЗ» (реж. Василий Сигарев)
Уральский драматург и режиссёр Василий Сигарев, известный своими экзистенциальными и полными трагизма картинами а-ля русская хтонь, в 2015 году преподнёс подарок всем тем, кто до скрипа в зубах не выносит оптимистические новогодние франшизы вроде народных «Ёлок». Его «Страна ОЗ» — это настоящее русское поле экспериментов, незабываемых типажей и абсурдно комичных ситуаций, которые попросту невозможны нигде, кроме России.
Яна Троянова в образе самой обыкновенной жительницы уральской деревушки со звучным названием Малые Ляли в канун Нового года спешит сменить коллегу в киоске, однако её путешествие до рабочего места оборачивается настоящим испытанием не на жизнь, а на смерть. Самый ожидаемый праздник в году оказывается не просто игривым сеттингом, а отдельным персонажем — неконтролируемым, временами буйным, но методично обнажающим все противоречия пресловутой русской души.
«С широко закрытыми глазами» (реж Стэнли Кубрик)
Наверное, самая противоречивая и загадочная картина и без того прослывшего нелюдимым и замкнутым Стэнли Кубрика. Фрейдистские намёки, супружеская наверность, тайные общества, заговоры и, как следствие, нарастающая паранойя — а ещё откровенные сцены с Николь Кидман и Томом Крузом, которые после съёмок в «С широко закрытыми глазами» решили-таки покончить со своим тяжёлым браком, — ждут тех, кто решится посмотреть последний фильм легенды британского кино.
Накануне Рождества респектабельные с виду манхэттенские супруги Билл и Элис Харфорд отправляются на вечеринку к местному миллионеру, где без стеснения флиртуют с другими гостями. После неприятного разговора по душам на следующий день, в котором Элис признается Биллу в эротических фантазиях о других мужчинах, супруг уходит бродить по заснеженным нью-йоркским улочкам. Это путешествие приводит его в закрытый загородный клуб, где сильные мира сего устраивают оргии на фоне роскошных интерьеров. Теперь уже в огромной опасности оказывается не только брак, но и жизнь Билла. Но точно ли происходящее реально, или это лишь его потаённые грёзы о внебрачных связях начали выходить из-под контроля?
«Крампус» (реж. Майкл Догерти)
Говорят, под Рождество своё получают не только прилежные детишки, но и провинившиеся взрослые. Только раздавать долги к ним приходит не Санта Клаус, а кое-кто более зловещий — персонаж европейского фольклора Крампус. Не избежало этой участи и погрязшее в дрязгах и междоусобицах семейство из рождественского хоррора Майкла Догерти.
После выхода фильма в 2015 его немало ругали за излишнюю воздушность и бескровность — якобы, в таком формате сам Клаус велел пуститься во все тяжкие и обратиться к лучшим традициям треш-фильмов. Однако после выхода ужастика на Blue-Ray эта претензия перестала быть актуальной — в режиссёрской версии «Крампуса» насилия и жестокости хватит всем нехорошим мальчикам и девочкам.
«Рождество, опять» (реж. Чарльз Покел)
Посвящается всем тем, для кого 31 декабря — это лишь очередной рабочий день.
Режиссёр и сценарист Чарльз Покел обнаружил, что нет никакой романтики в том, чтобы из года в год проводить один и тот же день, глядя в счастливые опьяневшие лица окружающих. Особенно, если ты — одинокий неудачник, торгующий ёлками в маленьком фургоне. Маргинальненько? Зато в самый раз для нашей подборки!
«Рождество, опять» представляет главный праздник в году исключительно по-бытовому. Ручная камера рисует серый и сырой мир самого обычного маленького человека, не разделяющего всеобщего ликования по поводу надвигающегося торжества. Однако и в его жизни найдётся место волшебству — в виде спящей на морозе привлекательной девушки, к примеру.
«Санта на продажу» (реж. Ялмари Хеландер)
А теперь ещё одна экзотика — безбашенный финский хоррор, предлагающий взглянуть на языческо-фольклорную сторону всеми любимого праздника. В «Санте на продажу» знакомый образ доброго дедушки с бородой из ваты и в красно-белом костюме трансформируется во внушающую неподдельный ужас фигуру древнего мифического зла, до поры до времени дремавшего где-то во льдах Лапландии.
Этот слегка отдающий трешем хоррор одновременно умудряется напугать в лучших традициях Карпентера и рассмешить, не чураясь самого чёрного юмора из возможных. А ещё — филигранно подойти к теме коммерциализации Рождества и Нового года. Не зря же злобного Йоулупукки (финского Деда Мороза) бесцеремонно будит именно американская промышленная корпорация, вынуждая древнюю хтонь потрошить оленей и пугать местных селян.
«Леди в озере» (реж. Роберт Монтгомери)
Убийства и монструозные Санта Клаусы у нас уже были — но для самых искушённых мы приготовили что-то ещё более незаурядное. Рождественский нуар с классическим для таких историй сюжетом и экспериментальным исполнением, например.
Частный детектив, подрабатывающий написанием криминальных рассказов, оказывается втянут в дело об исчезновении жены крупного издателя. Расследуя обстоятельства случившегося, он всё больше погружается в пучину тайн и загадок, подвергая собственную жизнь опасности. Всё это, разумеется, на фоне приближающегося Рождества.
Из плюсов — необычная подача со съёмкой от первого лица. Из минусов — не столь захватывающий и интригующий сценарий, как у главных бриллиантов эпохи классического нуара.
«Чёрное Рождество» (реж. Боб Кларк)
Культовый новогодний слэшер, ничем не уступающий «Хэллоуину», «Пятнице 13-е» и другим собратьям по жанру. Эта история до неприличия проста: таинственный маньяк, спрятавшийся на чердаке женского общежития, в канун Рождества объявляет охоту на студенток. Молодые привлекательные жертвы, погибающие по одной, изощрённые убийства и новогодняя атмосфера — что может быть лучше для просмотра в январские каникулы.
Однако сразу предупредим: у культовости «Чёрного Рождества» есть и обратная сторона в виде сразу двух неудачных ремейков. Поэтому к просмотру настоятельно рекомендуем лишь оригинальный фильм 1974 года.
Но если после нашей подборки у вас внезапно возникло праздничное настроение (мы этого не планировали), предлагаем к просмотру ещё и по-настоящему уютные фильмы с зимней атмосферой, которые можно посмотреть онлайн на Tvigle!