В главной роли: снег

Как снимают зимние сцены в фильмах.
01 декабря
Анастасия Бертолло
разборы
Снежные пушки в действии, лыжная база El Colorado, Чили
Снежные пушки в действии, лыжная база El Colorado, Чили

Зима в кино завораживает. Пушистые сугробы, снегопад, иней — всё это кажется таким естественным, словно съёмочной группе стоило всего лишь утеплиться и лениво выползти с оборудованием на улицу. Однако всё не так просто и зачастую съёмка правдоподобной зимы требует немалых усилий даже в подходящий сезон. В первый зимний день мы расскажем, на что приходится идти создателям фильмов, чтобы подарить зрителю атмосферу новогодних праздников.

С чего всё началось

Поскольку использование настоящего снега в новогоднем и рождественском декоре невозможно по причине недолговечности, в начале 1900-х появилась традиция создания искусственного снега. Белоснежную глазурь для украшения интерьера иногда создавали из хлопьев буры или даже аммиака.

На натурных съёмках «Золотой лихорадки»
На натурных съёмках «Золотой лихорадки»

Одним из первых проблемы с зимними натурными съёмками познал Чарли Чаплин в процессе создания «Золотой лихорадки» 1925 года. Легендарный немой фильм был вдохновлён совершенно реальной золотой лихорадкой Клондайка и режиссёр твёрдо намеревался снимать на природе, в максимально приближённых климатических условиях. На роль перевала Чилкут были выбраны горы Сьерра-Невады, куда поездом привезли массовку для сцены со старателями. 2500 бродяг, изображающих искателей золота, столкнулись с суровой погодой, многие заболели. Чаплин, вернувшийся в фильме к роли Маленького Бродяги, также слёг с простудой и в итоге согласился продолжить съёмки в Голливуде. 

На студии из дерева, проволочной сетки и мешковины был сконструирован макет горной цепи, а для создания метели использовали … соль и муку, которые на удивление убедительно смотрелись в кадре.

Кадр из фильма «Волшебник страны Оз»
Кадр из фильма «Волшебник страны Оз»

Экспериментируя с материалами, создатели экранного снега время от времени по незнанию подвергали риску здоровье актёров. Например, в первой половине 1920-х в Голливуде использовали легковоспламеняющийся хлопок, а с 1930-x перешли на токсичный асбест. Именно его мы видим в «Волшебнике страны Оз» (1939) в сцене на маковом поле, когда Глинда пробуждает Дороти и её друзей волшебным снегопадом. Дело в том, что вдыхание асбеста может привести к воспалению легких и даже раку —  частицы этого минерала оседают в организме. Получается, добрая волшебница Севера осыпает главных героев с головы до ног канцерогенами. К счастью, на данный момент опасный минерал запрещён уже в 63 странах, включая Канаду, где расположены самые крупные месторождения асбеста.

Время инноваций

Кадр из фильма «Эта замечательная жизнь»
Кадр из фильма «Эта замечательная жизнь»

Более безопасные варианты также имели свои недостатки, например, окрашенные кукурузные хлопья слишком громко хрустели, из-за чего некоторые сцены приходилось переозвучивать. К тому же, после съёмок уйма времени уходила на уборку территории. Проблема была решена создателями фильма «Эта замечательная жизнь» (1946), герой которого собирается покончить с собой в канун Рождества, но внезапно встречает своего ангела-хранителя. Снятая жарким летом в Калифорнии киноклассика стала настоящим техническим прорывом благодаря придуманному режиссёром Фрэнком Капрой и специалистом по спецэффектам Расселлом Ширманом «тихому снегу». По нему можно было спокойно ходить, не создавая характерный громкий хруст, заглушающий реплики актёров. В рецепт «тихой смеси» (которую было ещё и удобнее убирать) вошел фоамит — пена, которую используют при тушении огня, — а также вода, сахар и мыльные хлопья. Готовый состав очень быстро распылялся по территории и даже выдувался в воздух вентиляторами, создавая иллюзию метели. Для слякоти на дороги добавляли ледяную стружку, а из тонн штукатурки были созданы занесённые снегом деревья и огромные нетающие сугробы. Новаторство Расселла Ширмана и специалистов RKO Pictures было впоследствии вознаграждено техническим «Оскаром».

Кадр из фильма «Доктор Живаго»
Кадр из фильма «Доктор Живаго»

Многие сцены другого зимнего шедевра, «Доктора Живаго» (1965) Дэвида Лина также приходилось снимать в летнюю жару, и даже зима не радовала съёмочную группу осадками. Например, в занесённую снегом деревню Варыкино превратили испанскую провинцию Сория, где как назло выдался бесснежный декабрь. Тогда команда во главе со специалистом по эффектам Эдди Фаули покрыла землю мраморной крошкой, а художник-постановщик  Джон Бокс  превратил заброшенное поместье в ледяное царство с помощью расплавленного воска, холодной воды и белой краски. Съёмки конницы на замёрзшем озере проходили летом, поэтому пришлось забетонировать кусок территории и покрыть его всё той же мраморной крошкой. Чтобы лошади скользили по «льду», некоторые участки по примеру Ледового побоища Эйзенштейна застелили металлическими листами и снова засыпали крошкой. Даже, казалось бы, простая сцена с заледеневшим окном потребовала определённых ухищрений: вместо обычного льда использовали слюду и сухой лёд, который аккуратно подтапливали в нужный момент струёй тёплого воздуха.

Экологично и эффективно

Со временем кинематографисты стали всё чаще задумываться о безопасности используемых материалов по отношению к окружающей среде.  Еще в 1980-м единственными критериями были визуальная эффектность и простота в использовании. Например, в «Сиянии» Стэнли Кубрика лабиринт в финальной сцене засыпан старой доброй неэкологичной солью, а для создания сильной метели использовался пенопласт. Но уже несколькими годами позже был создан революционный искусственный снег SnowCel — переработанная бумага, измельчённая до предела, чтобы избежать эффекта конфетти. Ею можно спокойно покрывать деревья и землю, более того, она очень естественно ложится на поверхность. Впервые эту технологию применили в фэнтези-хорроре Нила Джордана «В компании волков» (1984), где застывший в сверкающей глазури морозный лес становится полноправным участником событий.

Сара Пэттерсон в фильме «В компании волков»
Сара Пэттерсон в фильме «В компании волков»

Компания Snow Business, разработавшая SnowCel, обслуживает кинопроекты, в которых требуются особо атмосферные зимние сцены — серии фильмов о Гарри Поттере, «Хроники Нарнии», «Король Артур», «Призрак Оперы», «47 ронинов» и многие другие. Можно выделить использование этой технологии в фильме-катастрофе «Послезавтра» (2004), где на Нью-Йорк обрушивается ледниковый период со всеми вытекающими. Перед съёмочной группой стояла масштабная задача показать снежный коллапс по возможности правдоподобно, поэтому в фильме используются и компьютерная графика, и SnowСel. Также с помощью распыления горячего воска на высокой скорости компания Snow Business за короткие сроки превратила Нью-Йоркскую публичную библиотеку в настоящий ледяной дворец.

Заледеневший читальный зал в «Послезавтра»
Заледеневший читальный зал в «Послезавтра»

Совмещение CGI и искусственного снега в фильмах требует не меньших усилий, чем технические изыски фильмов прошлого, однако и то, и другое служит общей благородной цели — созданию реалистичной картинки и волшебной атмосферы.

Читайте также
Секретное оружие героев кино
Секретное оружие героев кино
Выбираем гаджеты-помощники как в кино в подарок близким или себе.
От Пеле до Месси: лучшие фильмы про футбол в истории
От Пеле до Месси: лучшие фильмы про футбол в истории
Чемпионат мира по футболу в Катаре только начинает набирать обороты, и Tvigle тоже следит за событиями. В нашей новой подборке — лучшие фильмы про футбол и футболистов. От игровых комедий до задокументированных трагедий в современных клубах.
10 рождественских эпизодов сериалов, которые стоит посмотреть
10 рождественских эпизодов сериалов, которые стоит посмотреть
Вспоминаем лучшие рождественские эпизоды из сериалов.
В здоровом теле
В здоровом теле
Ухаживаем за собой как герои фильмов.