Зима в кино завораживает. Пушистые сугробы, снегопад, иней — всё это кажется таким естественным, словно съёмочной группе стоило всего лишь утеплиться и лениво выползти с оборудованием на улицу. Однако всё не так просто и зачастую съёмка правдоподобной зимы требует немалых усилий даже в подходящий сезон. В первый зимний день мы расскажем, на что приходится идти создателям фильмов, чтобы подарить зрителю атмосферу новогодних праздников.
С чего всё началось
Поскольку использование настоящего снега в новогоднем и рождественском декоре невозможно по причине недолговечности, в начале 1900-х появилась традиция создания искусственного снега. Белоснежную глазурь для украшения интерьера иногда создавали из хлопьев буры или даже аммиака.
Одним из первых проблемы с зимними натурными съёмками познал Чарли Чаплин в процессе создания «Золотой лихорадки» 1925 года. Легендарный немой фильм был вдохновлён совершенно реальной золотой лихорадкой Клондайка и режиссёр твёрдо намеревался снимать на природе, в максимально приближённых климатических условиях. На роль перевала Чилкут были выбраны горы Сьерра-Невады, куда поездом привезли массовку для сцены со старателями. 2500 бродяг, изображающих искателей золота, столкнулись с суровой погодой, многие заболели. Чаплин, вернувшийся в фильме к роли Маленького Бродяги, также слёг с простудой и в итоге согласился продолжить съёмки в Голливуде.
На студии из дерева, проволочной сетки и мешковины был сконструирован макет горной цепи, а для создания метели использовали … соль и муку, которые на удивление убедительно смотрелись в кадре.
Экспериментируя с материалами, создатели экранного снега время от времени по незнанию подвергали риску здоровье актёров. Например, в первой половине 1920-х в Голливуде использовали легковоспламеняющийся хлопок, а с 1930-x перешли на токсичный асбест. Именно его мы видим в «Волшебнике страны Оз» (1939) в сцене на маковом поле, когда Глинда пробуждает Дороти и её друзей волшебным снегопадом. Дело в том, что вдыхание асбеста может привести к воспалению легких и даже раку — частицы этого минерала оседают в организме. Получается, добрая волшебница Севера осыпает главных героев с головы до ног канцерогенами. К счастью, на данный момент опасный минерал запрещён уже в 63 странах, включая Канаду, где расположены самые крупные месторождения асбеста.
Время инноваций
Более безопасные варианты также имели свои недостатки, например, окрашенные кукурузные хлопья слишком громко хрустели, из-за чего некоторые сцены приходилось переозвучивать. К тому же, после съёмок уйма времени уходила на уборку территории. Проблема была решена создателями фильма «Эта замечательная жизнь» (1946), герой которого собирается покончить с собой в канун Рождества, но внезапно встречает своего ангела-хранителя. Снятая жарким летом в Калифорнии киноклассика стала настоящим техническим прорывом благодаря придуманному режиссёром Фрэнком Капрой и специалистом по спецэффектам Расселлом Ширманом «тихому снегу». По нему можно было спокойно ходить, не создавая характерный громкий хруст, заглушающий реплики актёров. В рецепт «тихой смеси» (которую было ещё и удобнее убирать) вошел фоамит — пена, которую используют при тушении огня, — а также вода, сахар и мыльные хлопья. Готовый состав очень быстро распылялся по территории и даже выдувался в воздух вентиляторами, создавая иллюзию метели. Для слякоти на дороги добавляли ледяную стружку, а из тонн штукатурки были созданы занесённые снегом деревья и огромные нетающие сугробы. Новаторство Расселла Ширмана и специалистов RKO Pictures было впоследствии вознаграждено техническим «Оскаром».
Многие сцены другого зимнего шедевра, «Доктора Живаго» (1965) Дэвида Лина также приходилось снимать в летнюю жару, и даже зима не радовала съёмочную группу осадками. Например, в занесённую снегом деревню Варыкино превратили испанскую провинцию Сория, где как назло выдался бесснежный декабрь. Тогда команда во главе со специалистом по эффектам Эдди Фаули покрыла землю мраморной крошкой, а художник-постановщик Джон Бокс превратил заброшенное поместье в ледяное царство с помощью расплавленного воска, холодной воды и белой краски. Съёмки конницы на замёрзшем озере проходили летом, поэтому пришлось забетонировать кусок территории и покрыть его всё той же мраморной крошкой. Чтобы лошади скользили по «льду», некоторые участки по примеру Ледового побоища Эйзенштейна застелили металлическими листами и снова засыпали крошкой. Даже, казалось бы, простая сцена с заледеневшим окном потребовала определённых ухищрений: вместо обычного льда использовали слюду и сухой лёд, который аккуратно подтапливали в нужный момент струёй тёплого воздуха.
Экологично и эффективно
Со временем кинематографисты стали всё чаще задумываться о безопасности используемых материалов по отношению к окружающей среде. Еще в 1980-м единственными критериями были визуальная эффектность и простота в использовании. Например, в «Сиянии» Стэнли Кубрика лабиринт в финальной сцене засыпан старой доброй неэкологичной солью, а для создания сильной метели использовался пенопласт. Но уже несколькими годами позже был создан революционный искусственный снег SnowCel — переработанная бумага, измельчённая до предела, чтобы избежать эффекта конфетти. Ею можно спокойно покрывать деревья и землю, более того, она очень естественно ложится на поверхность. Впервые эту технологию применили в фэнтези-хорроре Нила Джордана «В компании волков» (1984), где застывший в сверкающей глазури морозный лес становится полноправным участником событий.
Компания Snow Business, разработавшая SnowCel, обслуживает кинопроекты, в которых требуются особо атмосферные зимние сцены — серии фильмов о Гарри Поттере, «Хроники Нарнии», «Король Артур», «Призрак Оперы», «47 ронинов» и многие другие. Можно выделить использование этой технологии в фильме-катастрофе «Послезавтра» (2004), где на Нью-Йорк обрушивается ледниковый период со всеми вытекающими. Перед съёмочной группой стояла масштабная задача показать снежный коллапс по возможности правдоподобно, поэтому в фильме используются и компьютерная графика, и SnowСel. Также с помощью распыления горячего воска на высокой скорости компания Snow Business за короткие сроки превратила Нью-Йоркскую публичную библиотеку в настоящий ледяной дворец.
Совмещение CGI и искусственного снега в фильмах требует не меньших усилий, чем технические изыски фильмов прошлого, однако и то, и другое служит общей благородной цели — созданию реалистичной картинки и волшебной атмосферы.