Суровое очарование зимы всегда притягивало кинематографистов. Зачастую именно с её приходом назревают ключевые конфликты, обнажаются чувства героев или показывается поворотный момент в сюжете. Наступление холодов в таком случае обычно символизирует испытание, которое должен пройти персонаж, чтобы достичь цели.
Дом — главное спасение от непогоды и прочих неприятностей, особенно если вы крестьянин из маленькой деревушки 18 века в самом сердце леса. Как персонажи фильма Нила Джордана «В компании волков» (1984), вы укрываетесь от зимней стужи и злобных монстров в домике с маленькими окошками и уютным очагом. Но юная Розалин, как и старшая сестра до неё, не желает сидеть взаперти и вызывается отнести гостинцы бабушке. Так всем известная история Красной Шапочки поднимается на новые фрейдистские высоты в умелых руках Анджелы Картер, автора оригинального рассказа и сценариста экранизации. Её героиня зачарованно слушает бабушкины сказки, сидя у камина и помогая с вязанием той самой кроваво-красной накидки. Вся деревня готовится к наступлению холодов, каждый день приносит новые мрачные вести, а Розалин вкушает прелести взросления. Что в гостях у бабушки, что с родителями, она греется у очага, который является своеобразным «сердцем» каждого дома. В одной из сцен мама отмывает испачканную Розалин перед огнём, а потом слушает её историю, а в другой у камина происходит кульминационное превращение.
Заморозки начинаются как раз в тот момент, когда героиня отправляется проведать бабушку. Одна, через весь лес она идёт в своей красной накидке, вооружившись лишь маленьким ножиком. Нам неспроста показывают чуть ли не каждую заледеневшую веточку и сверкающую инеем тропинку, по которой проходит Розалин. В замершем морозном лесу она встречает красивого незнакомца со сросшимися бровями и заключает с ним пари — кто быстрее доберётся до домика её бабушки. Когда героиня подходит к заветной калитке, резко прекращается снегопад, по сути, заменяющий в сюжете грозовые тучи. Всё решит последняя встреча у очага.
Даже если ваш дом совсем не так уютен, а из дыры в потолке постоянно сыпятся осенние листья или падает снег, можно пережить холода на стиле. Этому учит нас героиня «Багрового пика» (2015), хрупкая Эдит Кушинг в исполнении Мии Васиковска. В готической мелодраме Гильермо дель Торо она носит фамилию культового британского актёра, игравшего Ван Хельсинга, знаменитого борца с нечистью. Эдит и сама оказывается не промах — девушка влюбляется в странного изобретателя и после свадьбы переезжает в его мрачное поместье. В доме оказывается ещё холоднее, чем на улице, а на пустынную округу неумолимо надвигается зима. Чтобы согреться и не впасть в уныние, героиня принимает ванну, играет с собачкой на свежем воздухе и носит наряды светлых цветов, контрастирующие с темными одеждами мужа и его сестры. Например, на прогулке мы видим Эдит в ярко-жёлтом платье с чёрной накидкой, защищающей от ветра. По ночам девушке не дают покоя странный шум и тени, поэтому она исследует дом в нежно-голубой сорочке с глухим воротником и буфами. Холодным утром же она накидывает поверх пышное одеяние салатового цвета с орнаментом из листьев, своеобразной данью костюму Мины Харкер в «Дракуле Брэма Стокера» (1991).
Изысканные наряды Эдит служат настоящим оружием против сгущающегося вокруг неё мрака — яркий цвет и пастельные оттенки, пышные рукава и кружево… Всё это символизирует классическое противостояние добра и зла, ведь главная героиня является единственным светлым пятном в сумраке поместья Аллердейл. Впрочем, в таких платьях ей не страшны ни стужа, ни притаившееся в темноте зло.
Для Гарри, Рона и Гермионы осень означает воссоединение с друзьями и возвращение в любимый Хогвартс, а наступление зимних холодов — уютные посиделки в пабе «Три метлы». И действительно, ничто не согревает лучше, чем стаканчик-другой горячего сливочного пива в хорошей компании. В фильме «Гарри Поттер и Принц-полукровка» (2009) приключения незабвенной троицы приобретают всё более мрачный оттенок, но это не мешает друзьям находить время для отдыха и зимних прогулок. Тем более, в пабе можно обзавестись полезными контактами и раздобыть ценную информацию, если быть внимательным. К примеру, Гарри с друзьями посещает «Три метлы» в правильное время и получает возможность познакомиться поближе с Горацием Слизнортом, хранящим секрет особой важности. А менее презентабельный трактир «Кабанья голова» используется годом ранее как первое место сбора Отряда Дамблдора и играет ещё более важную роль впоследствии. Если же вы просто хотите посидеть с друзьями в приятном местечке, а не спасать миры волшебников и маглов, выбирайте опрятные заведения с импонирующим вам интерьером.
Иногда приходится сменить круг общения, чтобы почувствовать прелесть зимней жизни, как это сделала Люси Хилл в романтической комедии «Замёрзшая из Майами» (2008). Стервозная бизнесвумен в исполнении Рене Зеллвегер вынуждена отправиться в командировку в ничем не примечательный северный городок, чтобы модернизации ради провести масштабное сокращение на местном заводе. После солнца Майами её угнетают снег, холод и простецкие жители Нового Ульма. Однако постепенно она начинает проникаться к ним симпатией и обнаруживает душевность и сплочённость там, где раньше видела лишь провинциальную рутину. Сама Люси от сцены к сцене становится проще в поведении и перебирается из строгих костюмов в уютный кэжуал.
Стать частью нового комьюнити ей помогает непосредственная Бланш (блестящая работа Шивон Фэллон) — местная активистка, большая любительница не обременённых смыслом монологов. Смешные джемперы, полная голова завитушек и по-детски наивно распахнутые глаза этой тёти поначалу раздражают главную героиню. Однако со временем Люси осознает ценность живого, человеческого общения и простых радостей жизни. В результате, узнав жителей городка получше, она решает помочь дружному сообществу сохранить рабочие места.
Зима может быть не только испытанием, но и подарком, возможностью взглянуть на вещи по-иному. Антропоморфный Пишто из мультфильма Сони Кендель «Пишто уезжает» (2011) сыт по горло монотонностью жизни. Все серо, сыро, однообразно, да ещё надоедливая белая коза громко блеет и мешает осенней хандре. Надоело! Пишто собирает в чемодан нехитрые пожитки (а именно: одну зубную щётку) и уходит прочь. На автобусной остановке вместе с ним пережидает непогоду одинокая собачка. Кажется, что холодный ветер никогда не уймётся, но вот, проспав некоторое время, Пишто открывает глаза и видит… белоснежную даль, в одночасье преобразившийся родной край.
Вдалеке дети катаются на коньках, звучит радостная музыка (до этого герой безуспешно пытался послушать песню на пластинке). Серо-коричневая картина совершенно меняется, стоит лишь присыпать её снегом. Знакомые предметы и люди уже не раздражают, а идиллический вид с холма напоминает брейгелевских «Охотников на снегу». Зима здесь — это новый ракурс, символ свежести и возможность начать все с чистого листа. Чтобы, как в стихотворении, увидеть свой край впервые.