Фильмы про взросление: что это за жанр?

Как зародился этот жанр, в чем его смысл и почему люди так обожают фильмы про подростков?
30 мая
Анастасия Назарова
списки фильмов интересные факты
Кадр из фильма «10 причин моей ненависти» (1999)
Кадр из фильма «10 причин моей ненависти» (1999)

Последние дни весны ознаменуются окончанием учебного года, школьными выпускными и началом летних каникул.

Под лёгким флёром ностальгии последнего звонка и прошедшего детства решили рассказать про фильмы о взрослении. Как зародился этот жанр, в чём его смысл и почему люди так обожают фильмы про подростков?

Характеристика фильмов о взрослении как жанра

Кадр из фильма «Королевство полной луны» (2012)
Кадр из фильма «Королевство полной луны» (2012)

Это фильмы, в которых рассказывают историю главных героев на этапе перехода от детства к взрослой жизни. В таких историях персонажи проходят серию важных событий, определяющих их восприятие мира. Чаще всего герои претерпевают какие-либо эмоциональные изменения после того, что пережили или увидели. Например, в фильме могут показать жизнь маленького мальчика, как он учился в школе, подвергался издевательствам, учился любить свою оригинальность, творческий потенциал, а затем сделал карьеру на основе приобретённого опыта. В историях о взрослении всегда есть препятствия, которые нужно преодолеть, и многие зрители могут представить себя на месте главного героя. Главная основа всех фильмов о взрослении — это тот факт, что герой обязательно становится другим и получает определенный скачек в развитии.

У фильмов про взросление существует характерные приёмы:

1) Развитие персонажа. В таких фильмах персонаж осознает своё будущее, развивается из невинного ребёнка в проницательного молодого человека. История обычно акцентируется на эмоциональном, умственном и личностном росте героя.

2) Диалог. История сосредоточена на внутренних переживаниях героя без движущих повествование приключений. В таких фильмах больше диалогов, спокойного течения жизни, чем драматических действий или событий.

3) Социальный комментарий. В таких фильмах затрагиваются проблемы подростков, с которыми они сталкиваются в современной жизни.

Между фильмами о взрослении и просто подростковыми фильмами есть небольшое различие. Фильмы про подростков — это торжество веселья и упование юностью, такие фильмы чаще всего не несут в себе того глубокого эмоционального смысла или послевкусия, как фильмы о взрослении.

В литературе жанр о взрослении называют bildungsroman — роман воспитания или воспитательный роман.

С чего всё началось?

Кадр из фильма «Маленькие женщины» (1933)
Кадр из фильма «Маленькие женщины» (1933)

Фильмы о взрослении берут своё начало, конечно же, из книг.  Первой такой экранизацией стал фильм «Маленькие женщины» (1933) по одноименной книге Луизы Олкотт о жизни и взрослении четырёх сестёр, которые выживали вместе со своей матерью во времена Гражданской войны в США. Четыре сестры, четыре разных типа женщин. Их собирательные образы актуальны для любого времени. Кэтрин Хепберн исполнила роль Джозефины — девушка с жёстким характером и твёрдой решимостью. Фрэнсис Ди сыграла роль старшей Мег — покладистая, но мудрая девушка, хорошая мать и идеальная жена. Джоан Беннет сыграла роль Эми — капризная и самая младшая сестра, которая мечтала о роскошной жизни, но в итоге смогла побороть свои желания. И Джин Паркер изобразила скромную и застенчивую Бетт, которая делилась своей добротой, напрочь забыв о самой себе.

Картина завоевала Золотую медаль Венецианского кинофестиваля (1934), премию «Оскар» (1934), премию Национального совета кинокритиков США (1933) и «Медаль почёта» от журнала Photoplay.

Были и другие экранизации книг: «Энн из Зелёных Мезонинов» (1934), «Приключения Тома Сойера» (1938), «Приключения Гекльберри Финна» (1939), «Волшебник страны Оз» (1939) и многие другие.

Кадр из фильма «Бунтарь без причины» (1955)
Кадр из фильма «Бунтарь без причины» (1955)

Первым же фильмом с оригинальным сценарием стала картина «Бунтарь без причины» (1955) с поп-иконой американской молодёжи 50-х — Джеймсом Дином. Режиссёр Николас Рэй показал в картине извечный конфликт отцов и детей. Столкновение двух разных миров. В 50-х годах эта проблема стояла особенно остро — в культуре началась эпоха рок-н-ролла. Главный герой подросток Джим Старк вечно попадает в неприятные истории, родители не знают, как приручить сорванца, переводят Джима в очередную новую школу, где парень встречает такую же по духу девушку и влюбляется в неё. Эта любовь изменит жизнь бунтаря навсегда. В 1990 году картина была внесена в Национальный реестр фильмов, обладая «культурным, историческим или эстетическим значением».

Кадр из фильма  «Шестнадцать свечей» (1984)
Кадр из фильма  «Шестнадцать свечей» (1984)

Золотое время фильмов про взросление приходится на 80-е годы, благодаря режиссёру Джону Хьюзу. Режиссёр и сценарист выпустил целую серию фильмов о взрослении, которые стали хитами как у критиков, так и по кассовым сборам. «Шестнадцать свечей» (1984) — при бюджете в $ 6,5 млн. собрал $ 23 686 027. Молодёжная комедия завоевала сердца зрителей прежде всего своей добротой, а также отличным подбором проблем старшеклассников. Юная героиня, неуверенная в себе, обделённая вниманием родителей и сверстников, страдает от любви к самому популярному мальчику в школе. Что в такой ситуации может быть ещё хуже? Навязчивое внимание парня, который тебе ужасно не нравится!

Это был дебютный фильм Джона Хьюза в режиссёрском кресле. Изначально режиссёр хотел снять камерный фильм о пятерых подростках из разных социальных слоёв, которые вынуждены находиться вместе в замкнутом пространстве в течение одного дня. Но боялся провала в прокате, который мог бы стать концом начала карьеры Джона. И тогда начинающий режиссёр поставил более легкомысленную историю — «Шестнадцать свечей». После триумфа картины можно было с уверенность приступать к съёмкам фильма «Клуб „Завтрак“», который вышел в 1985 году. Фильм моментально стал культовым. При бюджете в 1 млн долларов картина собрала около 51 млн долларов, принеся известность режиссёру и исполнителям. Фильм рассказывает о пятерых подростках из разных социальных слоёв, которые вынуждены в качестве наказания провести выходной день в классе школы. В обычной жизни герои не общались и даже не замечали друг друга, учась в одной школе, но после проведённого дня вместе, после споров и откровений герои начинают дружить.

Кадр из фильма «Клуб „Завтрак“» (1985)
Кадр из фильма «Клуб „Завтрак“» (1985)

Далее Хьюз выпустил фильм «Ох уж эта наука!» (1985) и «Феррис Бьюллер берёт выходной» (1986). Режиссёр продавал свои сценарии про подростков другим студиям и мир увидел фильмы «Девушка в розовом» (1986) и «Нечто замечательное» (1987). Джон Хьюз менял правила жанра фильмов о взрослении, персонажи его историй были настоящими с проблемами и страхами, которые испытывают подростки и по сей день. До Хьюза фильмы старались снимать в стиле «Порки» (1982).

В 1985 году в интервью кинокритику Chicago Tribune Джину Сискелу Хьюз сказал, что многие кинематографисты «изображают подростков безнравственными и невежественными, преследующими довольно низменные цели. Они, кажется, думают, что подростки не очень умны. Но я не заметил, что это так. Я слушаю детей. Я их уважаю. Я не сбрасываю со счетов всё, что они могут сказать только потому, что им всего 16 лет».

Самые известные современные фильмы о взрослении

Кадр из фильма «Назови меня своим именем» (2017)
Кадр из фильма «Назови меня своим именем» (2017)

На сегодняшний день фильмы о взрослении охватывают широкий спектр проблем. Самыми лучшими современными фильмами считаются:

«Образование» (2019) — один из немногих фильмов о женском взрослении. Режиссёрский дебют Оливии Уайлд. Главные героини – юные старшеклассницы, полные решимости развлекаться и нарушать правила, прежде чем они закончат учёбу.

«Леди Бёрд» (2017) — ещё один режиссёрский дебют Греты Гервиг. В картине говорится о девочке-подростке, подающей заявление в колледж вдали от дома в Нью-Йорке и переживающей напряженные отношения со своей властной матерью.

«Назови меня своим именем» (2017) — итальянский фильм о первой юношеской любви и об отношениях.

«Лунный свет» (2016) — рассказывает о трёх этапах жизни молодого парня: детство, подростковый возраст и взрослая жизнь. По мере своего взросления молодой герой смиряется со своими сексуальными ориентирами.

«Отрочество» (2014) — этот фильм снимали 12 лет. На момент начала съёмок герою и реальному актёру было 7 лет, а под конец съёмок было уже 18 лет.  История показывает жизнь мальчика с первого класса и до поступления в колледж. Эпизоды складывают в разные жизненные истории, отношения с родителями, друзьями и одноклассниками.

Почему все любят фильмы о взрослении?

Кадр из сериала «Очень странные дела», 3 сезон (2019)
Кадр из сериала «Очень странные дела», 3 сезон (2019)

Фильмы про подростков смотрят не только подростки, хотя аудитория тинейджеров у такого жанра огромная, но на сегодняшний день фильмы о взрослении с большим удовольствием смотрят и взрослые.

Самый сложный и по количеству переживаемых событий период в жизни любого человека — подростковый. Острота и яркость чувств подростка очень интенсивна. А через фильмы, сериалы и книги возникает возможность прикоснуться к этому уникальному по эмоциональной насыщенности периоду, вновь все прочувствовать: безумный фейерверк чувств от первой любви и отношений, нарушений табу, новых открытий и тд. Для взрослых зрителей подростковые фильмы это ностальгия по невероятной свободе, когда не нужно выживать, содержать семью и нести ответственность за родителей («Останься со мной», «Очень странные дела», «Супер 8», «Гарри Поттер», «Американские граффити», и др.).

Самая большая ценность фильмов о взрослении, что с их помощью рассказывают о проблемах, с которыми встречаются люди в данный период жизни. Ещё лет 20 назад к детской травле относились как к норме поведения. Ни родители, ни педагоги не обращали внимание на буллинг. Сегодня же о проблеме травли говорят открыто, рассуждая о том, что у неё есть веские причины во взрослой реальности, которую дети неосознанно копируют. Многие взрослые, смотря про буллинг в кино, где это жёстко критикуется, получают возможность порассуждать и о своей роли в данном конфликте, вспомнить свой жизненный опыт, личные травмы и осознать то, что раньше нельзя было выразить. («Дрянные девчонки», «13 причин почему», «Под кайфом и в смятении», «Смертельное влечение», «Слон», «Садист» и др.). Правдоподобные фильмы о подростках показывают не просто конфликты подростка с окружающим миром и самим собой, но и объясняют реальные причины и мотивы такого поведения. Благодаря им родители смогут лучше понять своего ребёнка и возможно успеть подкорректировать методы воспитания, пока это не стало слишком поздно. («Субмарина» и «Кальмар и кит», «Синг Стрит», «Девственницы-самоубийцы»).

Читайте также
Смехотерапия: как комедии помогают справляться в кризис
Смехотерапия: как комедии помогают справляться в кризис
В периоды кризиса зрители часто находят утешение в бессмысленных комедиях. Разбираемся, что и как работает.
Кино Ирландии: сопротивление, борьба и немного МакГрегора
Кино Ирландии: сопротивление, борьба и немного МакГрегора
Долгая борьба за независимость оставила глубокий шрам в культурном пласте Ирландии. Мы подготовили для вас обзор ирландского кинематографа (и немного истории), который поможет разобраться в его сути.
«Крик» Уэса Крэйвена: история культового фильма и его влияние на жанр ужасов
«Крик» Уэса Крэйвена: история культового фильма и его влияние на жанр ужасов
Картина «Крик» сломала старые стереотипы о жанре хоррора и вывела ужасы в новую плоскость. Разбираем шедевр по косточкам.
Почему фильм «Летят журавли» — шедевр мирового кино
Почему фильм «Летят журавли» — шедевр мирового кино
Фильм «Летят журавли» — это не просто очередной советский фильм про войну, а шедевр, изменивший историю мирового кино. Давайте разберёмся!