Последние дни весны ознаменуются окончанием учебного года, школьными выпускными и началом летних каникул.
Под лёгким флёром ностальгии последнего звонка и прошедшего детства решили рассказать про фильмы о взрослении. Как зародился этот жанр, в чём его смысл и почему люди так обожают фильмы про подростков?
Характеристика фильмов о взрослении как жанра
Это фильмы, в которых рассказывают историю главных героев на этапе перехода от детства к взрослой жизни. В таких историях персонажи проходят серию важных событий, определяющих их восприятие мира. Чаще всего герои претерпевают какие-либо эмоциональные изменения после того, что пережили или увидели. Например, в фильме могут показать жизнь маленького мальчика, как он учился в школе, подвергался издевательствам, учился любить свою оригинальность, творческий потенциал, а затем сделал карьеру на основе приобретённого опыта. В историях о взрослении всегда есть препятствия, которые нужно преодолеть, и многие зрители могут представить себя на месте главного героя. Главная основа всех фильмов о взрослении — это тот факт, что герой обязательно становится другим и получает определенный скачек в развитии.
У фильмов про взросление существует характерные приёмы:
1) Развитие персонажа. В таких фильмах персонаж осознает своё будущее, развивается из невинного ребёнка в проницательного молодого человека. История обычно акцентируется на эмоциональном, умственном и личностном росте героя.
2) Диалог. История сосредоточена на внутренних переживаниях героя без движущих повествование приключений. В таких фильмах больше диалогов, спокойного течения жизни, чем драматических действий или событий.
3) Социальный комментарий. В таких фильмах затрагиваются проблемы подростков, с которыми они сталкиваются в современной жизни.
Между фильмами о взрослении и просто подростковыми фильмами есть небольшое различие. Фильмы про подростков — это торжество веселья и упование юностью, такие фильмы чаще всего не несут в себе того глубокого эмоционального смысла или послевкусия, как фильмы о взрослении.
В литературе жанр о взрослении называют bildungsroman — роман воспитания или воспитательный роман.
С чего всё началось?
Фильмы о взрослении берут своё начало, конечно же, из книг. Первой такой экранизацией стал фильм «Маленькие женщины» (1933) по одноименной книге Луизы Олкотт о жизни и взрослении четырёх сестёр, которые выживали вместе со своей матерью во времена Гражданской войны в США. Четыре сестры, четыре разных типа женщин. Их собирательные образы актуальны для любого времени. Кэтрин Хепберн исполнила роль Джозефины — девушка с жёстким характером и твёрдой решимостью. Фрэнсис Ди сыграла роль старшей Мег — покладистая, но мудрая девушка, хорошая мать и идеальная жена. Джоан Беннет сыграла роль Эми — капризная и самая младшая сестра, которая мечтала о роскошной жизни, но в итоге смогла побороть свои желания. И Джин Паркер изобразила скромную и застенчивую Бетт, которая делилась своей добротой, напрочь забыв о самой себе.
Картина завоевала Золотую медаль Венецианского кинофестиваля (1934), премию «Оскар» (1934), премию Национального совета кинокритиков США (1933) и «Медаль почёта» от журнала Photoplay.
Были и другие экранизации книг: «Энн из Зелёных Мезонинов» (1934), «Приключения Тома Сойера» (1938), «Приключения Гекльберри Финна» (1939), «Волшебник страны Оз» (1939) и многие другие.
Первым же фильмом с оригинальным сценарием стала картина «Бунтарь без причины» (1955) с поп-иконой американской молодёжи 50-х — Джеймсом Дином. Режиссёр Николас Рэй показал в картине извечный конфликт отцов и детей. Столкновение двух разных миров. В 50-х годах эта проблема стояла особенно остро — в культуре началась эпоха рок-н-ролла. Главный герой подросток Джим Старк вечно попадает в неприятные истории, родители не знают, как приручить сорванца, переводят Джима в очередную новую школу, где парень встречает такую же по духу девушку и влюбляется в неё. Эта любовь изменит жизнь бунтаря навсегда. В 1990 году картина была внесена в Национальный реестр фильмов, обладая «культурным, историческим или эстетическим значением».
Золотое время фильмов про взросление приходится на 80-е годы, благодаря режиссёру Джону Хьюзу. Режиссёр и сценарист выпустил целую серию фильмов о взрослении, которые стали хитами как у критиков, так и по кассовым сборам. «Шестнадцать свечей» (1984) — при бюджете в $ 6,5 млн. собрал $ 23 686 027. Молодёжная комедия завоевала сердца зрителей прежде всего своей добротой, а также отличным подбором проблем старшеклассников. Юная героиня, неуверенная в себе, обделённая вниманием родителей и сверстников, страдает от любви к самому популярному мальчику в школе. Что в такой ситуации может быть ещё хуже? Навязчивое внимание парня, который тебе ужасно не нравится!
Это был дебютный фильм Джона Хьюза в режиссёрском кресле. Изначально режиссёр хотел снять камерный фильм о пятерых подростках из разных социальных слоёв, которые вынуждены находиться вместе в замкнутом пространстве в течение одного дня. Но боялся провала в прокате, который мог бы стать концом начала карьеры Джона. И тогда начинающий режиссёр поставил более легкомысленную историю — «Шестнадцать свечей». После триумфа картины можно было с уверенность приступать к съёмкам фильма «Клуб „Завтрак“», который вышел в 1985 году. Фильм моментально стал культовым. При бюджете в 1 млн долларов картина собрала около 51 млн долларов, принеся известность режиссёру и исполнителям. Фильм рассказывает о пятерых подростках из разных социальных слоёв, которые вынуждены в качестве наказания провести выходной день в классе школы. В обычной жизни герои не общались и даже не замечали друг друга, учась в одной школе, но после проведённого дня вместе, после споров и откровений герои начинают дружить.
Далее Хьюз выпустил фильм «Ох уж эта наука!» (1985) и «Феррис Бьюллер берёт выходной» (1986). Режиссёр продавал свои сценарии про подростков другим студиям и мир увидел фильмы «Девушка в розовом» (1986) и «Нечто замечательное» (1987). Джон Хьюз менял правила жанра фильмов о взрослении, персонажи его историй были настоящими с проблемами и страхами, которые испытывают подростки и по сей день. До Хьюза фильмы старались снимать в стиле «Порки» (1982).
В 1985 году в интервью кинокритику Chicago Tribune Джину Сискелу Хьюз сказал, что многие кинематографисты «изображают подростков безнравственными и невежественными, преследующими довольно низменные цели. Они, кажется, думают, что подростки не очень умны. Но я не заметил, что это так. Я слушаю детей. Я их уважаю. Я не сбрасываю со счетов всё, что они могут сказать только потому, что им всего 16 лет».
Самые известные современные фильмы о взрослении
На сегодняшний день фильмы о взрослении охватывают широкий спектр проблем. Самыми лучшими современными фильмами считаются:
«Образование» (2019) — один из немногих фильмов о женском взрослении. Режиссёрский дебют Оливии Уайлд. Главные героини – юные старшеклассницы, полные решимости развлекаться и нарушать правила, прежде чем они закончат учёбу.
«Леди Бёрд» (2017) — ещё один режиссёрский дебют Греты Гервиг. В картине говорится о девочке-подростке, подающей заявление в колледж вдали от дома в Нью-Йорке и переживающей напряженные отношения со своей властной матерью.
«Назови меня своим именем» (2017) — итальянский фильм о первой юношеской любви и об отношениях.
«Лунный свет» (2016) — рассказывает о трёх этапах жизни молодого парня: детство, подростковый возраст и взрослая жизнь. По мере своего взросления молодой герой смиряется со своими сексуальными ориентирами.
«Отрочество» (2014) — этот фильм снимали 12 лет. На момент начала съёмок герою и реальному актёру было 7 лет, а под конец съёмок было уже 18 лет. История показывает жизнь мальчика с первого класса и до поступления в колледж. Эпизоды складывают в разные жизненные истории, отношения с родителями, друзьями и одноклассниками.
Почему все любят фильмы о взрослении?
Фильмы про подростков смотрят не только подростки, хотя аудитория тинейджеров у такого жанра огромная, но на сегодняшний день фильмы о взрослении с большим удовольствием смотрят и взрослые.
Самый сложный и по количеству переживаемых событий период в жизни любого человека — подростковый. Острота и яркость чувств подростка очень интенсивна. А через фильмы, сериалы и книги возникает возможность прикоснуться к этому уникальному по эмоциональной насыщенности периоду, вновь все прочувствовать: безумный фейерверк чувств от первой любви и отношений, нарушений табу, новых открытий и тд. Для взрослых зрителей подростковые фильмы это ностальгия по невероятной свободе, когда не нужно выживать, содержать семью и нести ответственность за родителей («Останься со мной», «Очень странные дела», «Супер 8», «Гарри Поттер», «Американские граффити», и др.).
Самая большая ценность фильмов о взрослении, что с их помощью рассказывают о проблемах, с которыми встречаются люди в данный период жизни. Ещё лет 20 назад к детской травле относились как к норме поведения. Ни родители, ни педагоги не обращали внимание на буллинг. Сегодня же о проблеме травли говорят открыто, рассуждая о том, что у неё есть веские причины во взрослой реальности, которую дети неосознанно копируют. Многие взрослые, смотря про буллинг в кино, где это жёстко критикуется, получают возможность порассуждать и о своей роли в данном конфликте, вспомнить свой жизненный опыт, личные травмы и осознать то, что раньше нельзя было выразить. («Дрянные девчонки», «13 причин почему», «Под кайфом и в смятении», «Смертельное влечение», «Слон», «Садист» и др.). Правдоподобные фильмы о подростках показывают не просто конфликты подростка с окружающим миром и самим собой, но и объясняют реальные причины и мотивы такого поведения. Благодаря им родители смогут лучше понять своего ребёнка и возможно успеть подкорректировать методы воспитания, пока это не стало слишком поздно. («Субмарина» и «Кальмар и кит», «Синг Стрит», «Девственницы-самоубийцы»).