«Крик» Уэса Крэйвена: история культового фильма и его влияние на жанр ужасов

Картина «Крик» сломала старые стереотипы о жанре хоррора и вывела ужасы в новую плоскость. Разбираем шедевр по косточкам.
20 января
Анастасия Назарова
интересные факты разборы
Постер фильма «Крик»
Постер фильма «Крик»

1996 год. Режиссёр фильма «Кошмар на улице Вязов» Уэс Крэйвен запускает молодёжную страшилку «Крик». Остроумный, современный слэшер стал самым кассовым фильмом ужасов в США. Фильм «Крик» ломает старые стереотипы о жанре хоррора и выводит его на новый этап.

Как всё начиналось

Рабочее название картины было «Scary Movie» — «Очень страшное кино». В дальнейшем продюсеры братья Вайнштейн переименовали фильм в честь песни Майкла и Джанет Джексон — «Крик».

Дэнни Роллинг. Фото: Public Record vis Jacksonville.com
Дэнни Роллинг. Фото: Public Record vis Jacksonville.com

Кевин Уильямсон написал сценарий за 3 дня. Писателя вдохновила реальная история про серийного убийцу Дэнни Роллинга по прозвищу «Гейнсвиллский потрошитель», который убил пятерых студентов. Особенностью убийцы было то, как он располагал тела жертв в определенных позах, чтобы подчеркнуть кровавую бойню в комнатах. Уильямсон сидел дома и смотрел новости: рубрику «Turning Point», в которой рассказывали про Дэнни Роллинга. Кевин был очень напуган, когда увидел в соседней комнате открытое окно — это насторожило мужчину, он схватил кухонный нож и позвонил другу. По телефону друг завёл разговор про любимые фильмы ужасов. Так родилась идея начальной сцены к кинокартине, ставшей культовой. 

Первая жертва серийного убийцы — ученица старшей школы по имени Кейси Бейкер, которую играет Дрю Бэрримор, находясь дома одна вечером, получает странный звонок по телефону. Неизвестный мужчина задаёт девушке вопрос: «А какой твой любимый фильм ужасов?», после чего начинает терроризировать Кейси. Напуганная девушка хватается за кухонный нож и видит в окне человека в маске призрака. Двенадцатиминутная сцена так и пестрит отсылками к фильму «Хэллоуин».

Кадр из фильма «Крик»
Кадр из фильма «Крик»

Изначально Дрю Бэрримор должна была играть главную роль — школьницу Сидни Прескотт, но сжатый график съёмок вынуждает актрису сыграть лишь в коротком эпизоде. Благодаря такой случайности у кинофраншизы «Крик» появилась своя уникальная тема — в  начале фильма убивать сразу самого известного и яркого актёра из команды. Во второй части «Крика» это была актриса Джада Пинкетт-Смит, в третьей — Лив Шрайбер, а в четвертой — Люси Хейл.

Кадр из фильма «Крик»
Кадр из фильма «Крик»

В картине очень много отсылок к любимым фильмам ужасов Кевина Уильямсона — «Хэллоуин» и «Кошмар на улице Вязов». Режиссёр Уэс Крэйвен появляется в эпизодической роли — школьного уборщика в одежде Фредди Крюгера. Линда Блэр, сыгравшая одержимую девочку в фильме «Изгоняющий дьявола», в «Крике» засветилась в роли навязчивого репортёра, которая пристаёт к Сидни с вопросом: «Какого это, когда тебя пытаются убить? Мы имеем право знать!». Существует целый список «пасхалок» к фильмам ужасов в «Крике», их насчитывается около ста!

Кадр из фильма «Крик»
Кадр из фильма «Крик»

«Крик» разрушает шаблоны

Герои в картине постоянно обсуждают и анализируют классические клише ужасов в то время, когда события фильма развиваются совсем не канонично. Все это выглядит как самоирония. Кто станет следующей жертвой остаётся всегда загадкой, а раскрытие личности убийцы станет для всех неожиданным поворотом. «Крик» то и дело разрушает ожидания зрителя. И если в классических слэшерах героиня всегда начинает свой путь слабой и беззащитной, то Сидни Прескотт уже готова морально ко встрече с убийцей, ведь она была свидетельницей убийства собственной матери. А главный антагонист не спешит быть пугающим. Человек в «призрачной маске» забавляется со своими жертвами, имеет чувство юмора и обожает фильмы ужасов. А в отличии от Джейсона («Пятница-13») или Майкла («Хэллоуин») убийца, преследуя жертв, падает, спотыкается и получает небольшой отпор, как самый обычный человек.

Кадр из фильма «Крик»
Кадр из фильма «Крик»
Не смей винить фильмы! Не они создают психов, они лишь делают их более изобретательными!
Билли Лумис в фильме «Крик».

Влияние на жанр ужасов

До «Крика» слэшеры никогда не претендовали на продуманный сюжет, их главной составляющей были кровавые сцены, резня, и не более. «Крик» поднял планку ужасов на новый уровень, заставив зрителей думать в процессе просмотра, получая при этом эмоции как на американских горках. В картине впервые заговорили о психических травмах героев и попытались углубиться в них. В последующих частях франшизы сценаристы показали, как побег от убийцы может оставить шрамы на всю жизнь. В «Крике 3» Сидни работает консультантом на горячей линии для женщин подвергшихся насилию, а в «Крике 4» — она написала книгу о резне в Вудсборо, участницей которой была сама.

Кадр из фильма «Очень страшное кино»
Кадр из фильма «Очень страшное кино»

Успех фильма зародил начало нового всплеска молодёжных слэшеров. Всё, что зрители увидят в последующие десять лет, будет основываться на «Крике». Например: «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Городские легенды» , «Хэллоуин: 20 лет спустя» и др. Юмор и самоирония, которую использовали во франшизе, обретут новый смысл в пародиях «Очень страшное кино». 

Читайте также
Смехотерапия: как комедии помогают справляться в кризис
Смехотерапия: как комедии помогают справляться в кризис
В периоды кризиса зрители часто находят утешение в бессмысленных комедиях. Разбираемся, что и как работает.
Кино Ирландии: сопротивление, борьба и немного МакГрегора
Кино Ирландии: сопротивление, борьба и немного МакГрегора
Долгая борьба за независимость оставила глубокий шрам в культурном пласте Ирландии. Мы подготовили для вас обзор ирландского кинематографа (и немного истории), который поможет разобраться в его сути.
Почему фильм «Летят журавли» — шедевр мирового кино
Почему фильм «Летят журавли» — шедевр мирового кино
Фильм «Летят журавли» — это не просто очередной советский фильм про войну, а шедевр, изменивший историю мирового кино. Давайте разберёмся!
Эволюция зомби в кино
Эволюция зомби в кино
Как менялся образ живых мертвецов сквозь время.