Образ зомби пугает зрителей уже не один десяток лет. Но с момента самого первого появления на экранах они претерпели множество изменений, начиная с природы происхождения и заканчивая физическими особенностями. Откуда же взялись зомби и куда идут, как изменились с годами, и какие качества сохранили? Можно с уверенностью сказать, что человеческую плоть они жаждут ещё с 1968 года. Предлагаем вместе с нами проследовать по пути становления коммерчески успешного образа зомби в кинематографе.
Откуда пришли зомби?
Термин «зомби» уходит корнями к западноафриканским религиозным культам вуду, практикам превращения людей в безвольных рабов и воскрешении умерших. Впервые широкая общественность услышала о зомби из книги «Остров магии» 1929 года американского оккультиста, исследователя магии, путешественника и журналиста Уильяма Бюлера Сибрука. В своей книге автор рассказывает о путешествии по Гаити, знакомстве с известной колдуньей мамбо Маман Сели и воспоминаниях об обрядах вуду, среди которых — превращение людей в зомби. Уильям стал свидетелем возвращения к жизни умершего для использования в качестве бесплатной рабочей силы на плантациях сахарного тростника. Такой оживший мертвец не знал устали, не требовал еды и воды.
Книга «Остров магии» вызвала неподдельный интерес и обрела большую популярность в США, а феномен зомби вдохновил сценаристов и режиссёров на создание картин с ожившими мертвецами.
Первые фильмы про зомби
На волне успеха книги «Остров магии» уже в 1932 году на экраны выходит первый фильм про зомби под названием «Белый зомби» режиссёра Виктора Гэльперина со звездой «Дракулы» 1931 года, американским актёром венгерского происхождения Бела Лугоши. Картина повествует о путешествии влюблённых Нила и Мадлен на Гаити, где они знакомятся с загадочным мужчиной Легендре, владельцем старинного замка. Таинственный незнакомец практикует ритуалы, которые обращают людей в зомби. Безвольные существа нужны Легендре для работы на плантациях сахарного тростника. Мужчина влюбляется в Мадлен, но она отвергает все его ухаживания. Тогда Легендре решает действовать кардинально и обращается к колдуну вуду, который даёт ему зелье, способное превратить девушку в зомби.
Картина имела потрясающий успех — её бюджет составил 50 000 долларов, а в прокате она собрала около 8 миллионов долларов. Вызвав волну восторга, будоражившую умы зрителей и сценаристов, именно фильм «Белый зомби» открыл двери в неиссякаемый мир, в котором существуют зомби, ставшие прообразами зомби в современном кинематографе.
В 1941 году на экраны выходит фильм «Король зомби», который повествует о немыслимых экспериментах доктора Михаила Сангрэ на острове в Карибском море. Мужчина создает армию зомби, оживляя умерших в подвале своего дома. В 1942 года картина была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший саундтрек к драматическому фильму».
За «Королем зомби» последовал фильм «Месть зомби» 1943 года, который также продолжал тему оживших мертвецов. Картина повествует о некоем докторе Альтерманне, чья деятельность заключалась в пополнении армии Третьего Рейха путём создания зомби.
Подводя итог, можно сказать, что самые первые фильмы представляли зомби как безвольных существ, которые являлись либо зомбированными людьми, либо ожившими мертвецами. Зомби можно было управлять, и они не представляли угрозы живым людям, поскольку у них не было ни мотивов, ни инстинктов, которые бы ими двигали. Но в те далёкие годы зомби и без явной агрессии пугали зрителей за счёт необъяснимости феномена оживших мертвецов и присутствия в таких фильмах зловещего мистицизма. Впоследствии именно эти фильмы стали фундаментом, из которого произошло второе рождение зомби и становление самостоятельного поджанра фильмов ужасов.
Рассвет мертвецов
Второе рождение образа зомби в широком понимании произошло благодаря американскому кинорежиссёру и сценаристу Джорджу Эндрю Ромеро. Вышедший в 1968 году атмосферный чёрно-белый фильм ужасов «Ночь живых мертвецов» повествует о группе людей, которые столкнулись с ожившими мертвецами. Именно в этой картине автор наделяет оживших мертвецов новым качеством — их главная цель вкусить человеческую плоть. Укушенные же, в свою очередь, спустя время пополняют их армию. Медлительные, но целеустремлённые в своей жажде, ожившие мертвецы держатся группами и следуют за людьми. Ромеровские мертвецы были невероятно сильны, не чувствовали боли, а убить их можно было выстрелом в голову или обезглавив. В фильме Ромеро не упоминается слово зомби, но в целом общие характеристики оживших трупов перекликаются с изначальным определением этого феномена. Режиссёр упоминал, что вдохновением для съёмок этого фильма стал научно-фантастический роман американского писателя Ричарда Мэтисона «Я — легенда». Интересен тот факт, что именно этот роман оказал большое влияние на формирование в современной литературе образа вампиров и вампиризма в целом как заболевания, а также зомби и идеи всемирного апокалипсиса по причине пандемии.
За первой частью, ставшей впоследствии культовой, спустя десять лет последовал второй фильм про оживших мертвецов «Рассвет мертвецов». Картина, снятая в жанре сплэттер, демонстрирует кадры реалистичных сцен насилия в борьбе за выживание главных героев. Фильм начинается с информирования населения о пандемии, захлестнувшей города. Кругом царит хаос и массовая истерия, люди в ужасе пытаются скрыться от полчищ ходячих мертвецов. Зомби питаются человеческой плотью, а после укуса живые люди заражаются и превращаются в таких же монстров. Сотрудница телестудии Фран вместе с тремя мужчинами находит убежище в торговом центре, который оказывается неприступной крепостью для зомби. Но даже в таких, казалось бы, идеальных условиях для выживания играет роль человеческий фактор, который ставит под угрозу жизни главных героев.
Стоит отметить, что Джордж Эндрю Ромеро закладывал в свои фильмы про оживших мертвецов некий политический подтекст, который затрагивал проблему расизма, сексизма, капитализма и общества потребления.
Впоследствии вышеперечисленные картины стали своего рода базой для последующих фильмов про зомби, а ромеровские мертвецы и по сей день являются прототипом современных.
Массовый приход зомби в кино
В 1980-х годах зомби уверенным шагом пришли в кинематограф и прочно там закрепились. Основываясь на уже снятых фильмах, режиссёры и сценаристы начали фантазировать о природе их возникновения и добавлять ожившим мертвецам новые качества.
Так, например, фильм «Возвращение живых мертвецов» 1984 года режиссёра Дэна О’Бэннона повествует о секретном экспериментальном военном газе, оживляющем трупы и способном умерщвлять живых людей, которые затем становятся ожившими мертвецами. Восставшие трупы отличаются силой, скоростью передвижения, интеллектом, могут действовать сообща и, конечно, их главная цель — людская плоть. Убить оживших мертвецов можно только разрубив, а затем сжечь.
Культовый фильм «Реаниматор» 1985 года режиссёра Стюарта Гордона был снят по рассказу Говарда Филлипса Лавкрафта «Герберт Уэст — реаниматор». Главный герой картины — учёный по имени Герберт Уэст, который разрабатывает вещество, способное оживлять умерших. Мужчина уверен, что его разработка способна подарить вечную жизнь. В ходе эксперимента выясняется, что те, кто умер несколько минут назад, воскресают с остатком сознания и помнят некоторые события и близких людей, а те, кто умер несколько дней назад — превращаются в агрессивных и неконтролируемых зомби. Также Гербер провел эксперимент по воскрешению недавно умершего человека с отделённой от тела головой — такой оживший мертвец может разговаривать и управлять своим телом. Убить оживших мертвецов можно либо повышенной дозой вещества, либо лишив его сердца.
Вышедший в 1992 году новозеландский пародийный фильм ужасов «Живая мертвечина» стал одним из самых кровавых за всю историю кино. Возникновение вируса, превращающего людей в зомби, объясняется укусом экзотического животного — крысы-обезьяны. Человек после укуса превращается в агрессивного зомби, который не способен мыслить, а его тело подвергается процессу разложения. Зомби питается плотью людей и животных, а укушенные также становятся зомби. Убить их можно любым способом, начиная от электрического тока и заканчивая газонокосилкой.
Фурор в кинематографе произвёл фильм «Обитель зла» (и последующие его части), вышедший в 2002, с Миллой Йовович в главной роли. Картина стала киноадаптацией японской компьютерной игры «Resident Evil» и добавила свежий взгляд на возникновение зомби и причины их появления. В секретной лаборатории корпорации Umbrella, находящейся глубоко под землёй, произошла утечка опасного Т-вируса. Все сотрудники превратились в агрессивных зомби, которые обладают острым слухом и способны невероятно быстро бегать. Если заражённые выберутся на поверхность, то вирус поглотит весь мир и сотрёт человечество с лица Земли. Заражение людей происходит, если их укусит или оцарапает такое существо. В мире, где существуют такие заражённые, нет времени прятаться — единственное, что остаётся делать — бежать и отстреливаться от кровожадных зомби.
Через несколько месяцев после премьеры фильма «Обитель зла» на экраны выходит еще один фильм про зомби-апокалипсис, вызванный неизвестным вирусом, с Киллианом Мёрфи в главной роли. Динамичная и невероятно атмосферная картина с потрясающим саундтреком «28 дней спустя» режиссёра Дэнни Бойла продолжала тему возникновения зомби из-за бушующего вируса и массового заражения людей. Действие происходит в Великобритании. Группа людей решает освободить животных из лаборатории, где над ними проводятся опыты. Одну из женщин кусает бешеная обезьяна, и она подвергается мутации, превращающей человека в заражённого и агрессивного зомби спустя двадцать секунд после укуса. У заражённых глаза наливаются кровью, они отличаются быстрой реакцией, скоростью, силой и невероятной агрессией, а убить их можно, заморив голодом или выстрелив в голову.
С момента выхода фильма «28 дней спустя» на экраны вышло много фильмов про динамичных зомби. Среди них наиболее запоминающиеся: южнокорейский «Поезд в Пусан», «Война миров Z» с Брэдом Питтом в главной роли, «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера — ремейк хоррора 1970-х годов, а также норвежский комедийный фильм ужасов про зомби-нацистов «Операция "Мертвый снег"».
За всё время существования зомби трансформировались и приобретали новые качества и навыки в своём стремлении уничтожить людей. Начиная от необъяснимого феномена оживших мертвецов и превращения людей в безвольных зомби путём колдовства до перекликающейся с современными реалиями идеи возникновения неизвестного вируса, который распространяется неимоверно быстро, уничтожая вокруг всё живое.
Предлагаем посмотреть подборку Фильмов про зомби на Tvigle.ru.