![Кадр из фильма «Война миров Z» (2013)](/media/voina-mirov-z.jpg)
Образ зомби пугает зрителей уже не один десяток лет. Но с момента самого первого появления на экранах они претерпели множество изменений, начиная с природы происхождения и заканчивая физическими особенностями. Откуда же взялись зомби и куда идут, как изменились с годами, и какие качества сохранили? Можно с уверенностью сказать, что человеческую плоть они жаждут ещё с 1968 года. Предлагаем вместе с нами проследовать по пути становления коммерчески успешного образа зомби в кинематографе.
Откуда пришли зомби?
Термин «зомби» уходит корнями к западноафриканским религиозным культам вуду, практикам превращения людей в безвольных рабов и воскрешении умерших. Впервые широкая общественность услышала о зомби из книги «Остров магии» 1929 года американского оккультиста, исследователя магии, путешественника и журналиста Уильяма Бюлера Сибрука. В своей книге автор рассказывает о путешествии по Гаити, знакомстве с известной колдуньей мамбо Маман Сели и воспоминаниях об обрядах вуду, среди которых — превращение людей в зомби. Уильям стал свидетелем возвращения к жизни умершего для использования в качестве бесплатной рабочей силы на плантациях сахарного тростника. Такой оживший мертвец не знал устали, не требовал еды и воды.
![Уильям Бюлер Сибрук и его книга «Остров магии» 1929 года](/media/wlliam-buehler-and-magic-island.jpg)
Книга «Остров магии» вызвала неподдельный интерес и обрела большую популярность в США, а феномен зомби вдохновил сценаристов и режиссёров на создание картин с ожившими мертвецами.
Первые фильмы про зомби
На волне успеха книги «Остров магии» уже в 1932 году на экраны выходит первый фильм про зомби под названием «Белый зомби» режиссёра Виктора Гэльперина со звездой «Дракулы» 1931 года, американским актёром венгерского происхождения Бела Лугоши. Картина повествует о путешествии влюблённых Нила и Мадлен на Гаити, где они знакомятся с загадочным мужчиной Легендре, владельцем старинного замка. Таинственный незнакомец практикует ритуалы, которые обращают людей в зомби. Безвольные существа нужны Легендре для работы на плантациях сахарного тростника. Мужчина влюбляется в Мадлен, но она отвергает все его ухаживания. Тогда Легендре решает действовать кардинально и обращается к колдуну вуду, который даёт ему зелье, способное превратить девушку в зомби.
![Кадр из фильма «Белый зомби» (1932)](/media/belii-zombi_xfuQSop.jpg)
Картина имела потрясающий успех — её бюджет составил 50 000 долларов, а в прокате она собрала около 8 миллионов долларов. Вызвав волну восторга, будоражившую умы зрителей и сценаристов, именно фильм «Белый зомби» открыл двери в неиссякаемый мир, в котором существуют зомби, ставшие прообразами зомби в современном кинематографе.
В 1941 году на экраны выходит фильм «Король зомби», который повествует о немыслимых экспериментах доктора Михаила Сангрэ на острове в Карибском море. Мужчина создает армию зомби, оживляя умерших в подвале своего дома. В 1942 года картина была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший саундтрек к драматическому фильму».
![Кадр из фильма «Король зомби» (1941)](/media/korol-zombie.jpg)
За «Королем зомби» последовал фильм «Месть зомби» 1943 года, который также продолжал тему оживших мертвецов. Картина повествует о некоем докторе Альтерманне, чья деятельность заключалась в пополнении армии Третьего Рейха путём создания зомби.
![ «Месть зомби» (1943)](/media/mest-zombie_F2SFq0j.jpg)
Подводя итог, можно сказать, что самые первые фильмы представляли зомби как безвольных существ, которые являлись либо зомбированными людьми, либо ожившими мертвецами. Зомби можно было управлять, и они не представляли угрозы живым людям, поскольку у них не было ни мотивов, ни инстинктов, которые бы ими двигали. Но в те далёкие годы зомби и без явной агрессии пугали зрителей за счёт необъяснимости феномена оживших мертвецов и присутствия в таких фильмах зловещего мистицизма. Впоследствии именно эти фильмы стали фундаментом, из которого произошло второе рождение зомби и становление самостоятельного поджанра фильмов ужасов.
Рассвет мертвецов
Второе рождение образа зомби в широком понимании произошло благодаря американскому кинорежиссёру и сценаристу Джорджу Эндрю Ромеро. Вышедший в 1968 году атмосферный чёрно-белый фильм ужасов «Ночь живых мертвецов» повествует о группе людей, которые столкнулись с ожившими мертвецами. Именно в этой картине автор наделяет оживших мертвецов новым качеством — их главная цель вкусить человеческую плоть. Укушенные же, в свою очередь, спустя время пополняют их армию. Медлительные, но целеустремлённые в своей жажде, ожившие мертвецы держатся группами и следуют за людьми. Ромеровские мертвецы были невероятно сильны, не чувствовали боли, а убить их можно было выстрелом в голову или обезглавив. В фильме Ромеро не упоминается слово зомби, но в целом общие характеристики оживших трупов перекликаются с изначальным определением этого феномена. Режиссёр упоминал, что вдохновением для съёмок этого фильма стал научно-фантастический роман американского писателя Ричарда Мэтисона «Я — легенда». Интересен тот факт, что именно этот роман оказал большое влияние на формирование в современной литературе образа вампиров и вампиризма в целом как заболевания, а также зомби и идеи всемирного апокалипсиса по причине пандемии.
![Кадр из фильма «Ночь живых мертвецов» (1968)](/media/noch-jivih-mertvecov.jpg)
За первой частью, ставшей впоследствии культовой, спустя десять лет последовал второй фильм про оживших мертвецов «Рассвет мертвецов». Картина, снятая в жанре сплэттер, демонстрирует кадры реалистичных сцен насилия в борьбе за выживание главных героев. Фильм начинается с информирования населения о пандемии, захлестнувшей города. Кругом царит хаос и массовая истерия, люди в ужасе пытаются скрыться от полчищ ходячих мертвецов. Зомби питаются человеческой плотью, а после укуса живые люди заражаются и превращаются в таких же монстров. Сотрудница телестудии Фран вместе с тремя мужчинами находит убежище в торговом центре, который оказывается неприступной крепостью для зомби. Но даже в таких, казалось бы, идеальных условиях для выживания играет роль человеческий фактор, который ставит под угрозу жизни главных героев.
![Кадр из фильма «Рассвет мертвецов» (1978 год)](/media/rassvet-mertvecov.jpg)
Стоит отметить, что Джордж Эндрю Ромеро закладывал в свои фильмы про оживших мертвецов некий политический подтекст, который затрагивал проблему расизма, сексизма, капитализма и общества потребления.
Впоследствии вышеперечисленные картины стали своего рода базой для последующих фильмов про зомби, а ромеровские мертвецы и по сей день являются прототипом современных.
Массовый приход зомби в кино
В 1980-х годах зомби уверенным шагом пришли в кинематограф и прочно там закрепились. Основываясь на уже снятых фильмах, режиссёры и сценаристы начали фантазировать о природе их возникновения и добавлять ожившим мертвецам новые качества.
Так, например, фильм «Возвращение живых мертвецов» 1984 года режиссёра Дэна О’Бэннона повествует о секретном экспериментальном военном газе, оживляющем трупы и способном умерщвлять живых людей, которые затем становятся ожившими мертвецами. Восставшие трупы отличаются силой, скоростью передвижения, интеллектом, могут действовать сообща и, конечно, их главная цель — людская плоть. Убить оживших мертвецов можно только разрубив, а затем сжечь.
![Кадр из фильма «Возвращение живых мертвецов» (1984)](/media/vozvrashenie-jivih-mertvecov.jpg)
Культовый фильм «Реаниматор» 1985 года режиссёра Стюарта Гордона был снят по рассказу Говарда Филлипса Лавкрафта «Герберт Уэст — реаниматор». Главный герой картины — учёный по имени Герберт Уэст, который разрабатывает вещество, способное оживлять умерших. Мужчина уверен, что его разработка способна подарить вечную жизнь. В ходе эксперимента выясняется, что те, кто умер несколько минут назад, воскресают с остатком сознания и помнят некоторые события и близких людей, а те, кто умер несколько дней назад — превращаются в агрессивных и неконтролируемых зомби. Также Гербер провел эксперимент по воскрешению недавно умершего человека с отделённой от тела головой — такой оживший мертвец может разговаривать и управлять своим телом. Убить оживших мертвецов можно либо повышенной дозой вещества, либо лишив его сердца.
![Кадр из фильма «Реаниматор» (1985)](/media/reanimator.jpg)
Вышедший в 1992 году новозеландский пародийный фильм ужасов «Живая мертвечина» стал одним из самых кровавых за всю историю кино. Возникновение вируса, превращающего людей в зомби, объясняется укусом экзотического животного — крысы-обезьяны. Человек после укуса превращается в агрессивного зомби, который не способен мыслить, а его тело подвергается процессу разложения. Зомби питается плотью людей и животных, а укушенные также становятся зомби. Убить их можно любым способом, начиная от электрического тока и заканчивая газонокосилкой.
![Кадр из фильма «Живая мертвечина» (1992)](/media/jivaia-mertvechina.jpg)
Фурор в кинематографе произвёл фильм «Обитель зла» (и последующие его части), вышедший в 2002, с Миллой Йовович в главной роли. Картина стала киноадаптацией японской компьютерной игры «Resident Evil» и добавила свежий взгляд на возникновение зомби и причины их появления. В секретной лаборатории корпорации Umbrella, находящейся глубоко под землёй, произошла утечка опасного Т-вируса. Все сотрудники превратились в агрессивных зомби, которые обладают острым слухом и способны невероятно быстро бегать. Если заражённые выберутся на поверхность, то вирус поглотит весь мир и сотрёт человечество с лица Земли. Заражение людей происходит, если их укусит или оцарапает такое существо. В мире, где существуют такие заражённые, нет времени прятаться — единственное, что остаётся делать — бежать и отстреливаться от кровожадных зомби.
![Кадр из фильма «Обитель зла» (2002)](/media/obitel-zla.jpg)
Через несколько месяцев после премьеры фильма «Обитель зла» на экраны выходит еще один фильм про зомби-апокалипсис, вызванный неизвестным вирусом, с Киллианом Мёрфи в главной роли. Динамичная и невероятно атмосферная картина с потрясающим саундтреком «28 дней спустя» режиссёра Дэнни Бойла продолжала тему возникновения зомби из-за бушующего вируса и массового заражения людей. Действие происходит в Великобритании. Группа людей решает освободить животных из лаборатории, где над ними проводятся опыты. Одну из женщин кусает бешеная обезьяна, и она подвергается мутации, превращающей человека в заражённого и агрессивного зомби спустя двадцать секунд после укуса. У заражённых глаза наливаются кровью, они отличаются быстрой реакцией, скоростью, силой и невероятной агрессией, а убить их можно, заморив голодом или выстрелив в голову.
![Кадр из фильма «28 дней спустя» (2002)](/media/dvadcat-vosem-dnei-spustia.jpg)
С момента выхода фильма «28 дней спустя» на экраны вышло много фильмов про динамичных зомби. Среди них наиболее запоминающиеся: южнокорейский «Поезд в Пусан», «Война миров Z» с Брэдом Питтом в главной роли, «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера — ремейк хоррора 1970-х годов, а также норвежский комедийный фильм ужасов про зомби-нацистов «Операция "Мертвый снег"».
За всё время существования зомби трансформировались и приобретали новые качества и навыки в своём стремлении уничтожить людей. Начиная от необъяснимого феномена оживших мертвецов и превращения людей в безвольных зомби путём колдовства до перекликающейся с современными реалиями идеи возникновения неизвестного вируса, который распространяется неимоверно быстро, уничтожая вокруг всё живое.
Предлагаем посмотреть подборку Фильмов про зомби на Tvigle.ru.