Золотая жила: Disney и игровые ремейки

Зачем студия Disney выпускает так много игровых ремейков?
24 сентября
Александра Рачкова
разборы Disney ремейки
Персонажи игровых ремейков от Disney
Персонажи игровых ремейков от Disney

В российских кинотеатрах вышел ещё один ремейк от студии Disney — «Мулан». Фильм во многом отличается от своего мультяшного предшественника, однако, так или иначе, он встаёт в длинную череду таких же «копий» уже существующих мультфильмов. Многие ругают студию за её политику постоянной манипуляции ностальгическими чувствами зрителей и испорченные любимые мультики из детства. Давайте же разберемся, что и зачем делает Disney.

С чего началась история игровых ремейков Disney?

Вспоминая первый фильм в цепочке «новых прочтений» любимых сказок, киноманы часто начинают с нашумевшей картины Тима Бёртона «Алиса в Стране Чудес». Лента действительно наделала много шума и принесла студии много денег, но мы к этому ещё вернёмся. На самом деле, первый реалистичный ремейк студии был выпущен ещё в 1994 году, это был фильм «Книга джунглей» (Rudyard Kipling's The Jungle Book). Да-да, картина с 3D графикой 2016 года — это ремейк ремейка! После первой удачной попытки Disney выпустил один за другим новые версии мультфильма про далматинцев — «101 Далматинец» (1996) и «102 Далматинца» (2000).

Однако неопровержимый успех этих картин (фильм «102 Далматинца» при бюджете в $85 млн. собрал в прокате $185 млн.) не запустил цепочку игровых ремейков. Только в 2010 году, когда ядерная смесь диснеевской сказки про Алису в волшебной стране и смелого видения Тима Бёртона принесла студии более миллиарда долларов в мировом прокате (при бюджете в $200 млн.), студия поняла, что наткнулась на золотую жилу.

Кадр из фильма «Алиса в Стране Чудес».
Кадр из фильма «Алиса в Стране Чудес».

Правда, окончательно курс на конвейерное производство игровых ремейков Disney взяли в 2012 году, когда главным креативным директором и сопредседателем студии стал Алан Хорн. Предприниматель пришёл в кризисный момент для корпорации — два оригинальных фильма Disney «Тайна красной планеты» (2011) и «Джон Картер» (2012) с треском провалились в прокате. Хорн тут же дал добро на производство фильма «Малифисента» с участием Анджелины Джоли. Пока игровой ремейк находился в разработке, в прокат вышла ещё одна оригинальная картина студии, «Одинокий рейнджер» (2013), звёздный состав которой так и не помог ленте добиться успеха — фильм провалился, принеся компании убытки в размере около $190 млн. А вот вышедшая в 2014 году «Малифисента» произвела фурор — картина собрала в мировом прокате $758 млн. при бюджете в $180 млн. Так Хорн и его коллеги опытным путём выяснили, что нужно зрителю и какие фильмы помогут студии заработать.

Зачем Disney снимает игровые ремейки?

Самая главная причина вырисовывается из вышесказанного — деньги. Да, не смотря на протесты многих пользователей соцсетей, игровые ремейки собирают полные кинотеатры, а выручка студии только растёт.

Если вас беспокоит вопрос «зачем многомиллионной корпорации так много денег?», то ответ очень прост. Disney — это не только бесконечные ремейки, медиаконгломерат также владеет компаниями Marvel, Lucasfilm и, что немаловажно, Pixar. Все эти компании выпускают свой относительно оригинальный контент, бюджет которого часто превышает бюджет ремейков, иногда даже в два раза. Так фильм «Красавица и чудовище» (2017) имел бюджет $160 млн., а «Мстители: Война бесконечности» — $300-400 млн. Таким образом, выручка с игровых ремейков идёт на создание новых зрелищных картин от Marvel или Lucasfilm.

Студия Pixar
Студия Pixar

За самый оригинальный контент в конгломерате отвечает студия Pixar. Это они подарили нам мультфильмы «Головоломка» и «Тайна Коко», и сейчас компания готовит к выходу картину «Душа», премьера которой в России пока намечена на 19 ноября. Трогательные ленты выигрывают у игровых ремейков в плане оригинальности, вот только рисков в создании таких картин гораздо больше.

Если отбросить деньги (хотя, так или иначе, они всё равно являются главной движущей силой), остаются две основные причины для создания такого количества ремейков:

1.       Вернуть в кинотеатры взрослых зрителей

В эпоху процветания стриминговых сервисов и онлайн-кинотеатров поход в кинотеатр стал скорее роскошью, чем частью повседневной жизни. Оплачивать ежемесячную подписку даже на несколько таких платформ гораздо дешевле, чем сводить всю семью в кинотеатр один-два раза. Не говоря уж о том, что смотреть кино дома гораздо удобнее и это не отнимает времени на дорогу и отстаивание очередей в кассах. Современные киностудии встают перед сложной задачей — заинтересовать зрителя настолько, чтобы он был готов раскошелиться и пожертвовать своим комфортом. И идеальный инструмент для этого — ностальгия.

В последние годы индустрия стала свидетелем солидной цепочки успехов, рождённых благодаря перезапуску или усовершенствованию старого контента. Ты ставишь на контент, о котором люди уже имеют представление. Они слышали о героях, о сюжете и об истории. <…> Ты также просишь их уделить тебе два часа своей жизни. Это не простая просьба. Они [представители Disney] поняли, что просить этого гораздо легче, когда говоришь «Эй, помнишь ту штуку, что тебе нравилась? Вот новый проект, который включает в себя элементы той штуки, что тебе нравилась»
Уолт Хики, эксперт аналитического сайта FiveThirtyEight

Disney знает, что на их фильмы и мультфильмы ходят семьями, а значит, их картины должны быть интересны и тем, и другим. Миллениалы, выросшие на старых-добрых мультфильмах, могут отказаться вести своих детей (и себя) на малоизвестный фильм, а вот новое прочтение уже полюбившейся им сказки может их заинтересовать.

2.       Адаптировать старую сказку для нового поколения

Те, кто изучал вопрос, также знают, что оригинальные сказки сильно отличаются сюжетом от своих экранизаций. Написанные в 19 веке, а иногда и раньше, истории эти были гораздо мрачнее и более шокирующими. Так, например, в оригинальной сказке «Спящая красавица» принц, нашедший тело уснувшей принцессы, не стал будить девушку, а так сказать, «воспользовался её положением». Разбудил героиню ребёнок, родившийся в результате. Естественно, экранизируя сказку для детей, Disney избавились от всех ужасающих подробностей и показали красивую историю любви.

Певица Холли Бэйли, утверждённая на роль Ариэль
Певица Холли Бэйли, утверждённая на роль Ариэль

Сейчас студия делает то же самое. Многих зрителей возмутило решение взять на роль Ариэль в готовящемся ремейке «Русалочки» чернокожую певицу Холли Бэйли. Однако другие, неочевидные «толерантные изменения» в новых прочтениях старых сказок, остались не замечены. Например, в оригинальном мультфильме «Дамбо» безграмотная неотёсанная стая ворон, надоедавшая слонёнку, представляла собой пародию на негритянский джаз-бэнд, а имя главаря — Джим Кроу — в США 40-х годов было именем нарицательным для бедных необразованных чернокожих. В «Леди и Бродяге» противные сиамские кошки с узкими глазами и выпирающими передними зубами — были карикатурой на азиатов, с которыми на момент выхода мультфильма (1955) у США были не самые дружеские отношения. Ну, и напоследок: гиены в оригинальном мультфильме «Король лев» — это пародия на чернокожих жителей гетто. Как несложно догадаться, все эти спорные моменты в игровых ремейках убрали.

Новому поколению зрителей нужен свой «Король лев», который будет отвечать запросу современного общества. Естественно, в первую очередь Disney ориентируется на западную аудиторию, а потому неудивительно, что студия меняет свои картины под её запросы.

Читайте также
7 лучших малоизвестных европейских триллеров
7 лучших малоизвестных европейских триллеров
Топ захватывающих европейских триллеров, которые стоит посмотреть.
Что такое deepfake и как он повлияет на будущее кинематографа?
Что такое deepfake и как он повлияет на будущее кинематографа?
Технология подмены лиц может кардинально изменить кинематограф будущего.
8 хороших русских фильмов последнего десятилетия
8 хороших русских фильмов последнего десятилетия
Подборка лучших драматических российских фильмов.
Почему фильмы ужасов помогают пережить эпидемию
Почему фильмы ужасов помогают пережить эпидемию
Ученые: поклонники фильмов про конец света психологически более устойчивы в условиях пандемии.