Создать кино, которое заставит зрителя два часа просидеть у экрана не отрываясь — настоящее искусство. Хороший триллер — на вес золота, но многие забывают, что не все хорошие фильмы снимаются в США. Мы собрали подборку малоизвестных европейских триллеров, от которых не захочется оторваться.
1. «Невидимый гость» (Испания, 2016)
История про успешного бизнесмена Адриана Дориа, которого обвиняют в убийстве любовницы. Юрист Адриана нанимает миллиардеру опытного адвоката. Женщина не проиграла ни одного дела за всю свою карьеру. В течение одной ночи она должна подготовить обвиняемого к тому, что говорить в суде, чтобы выиграть дело. Вот только бизнесмен не спешит раскрывать все свои карты.
Напряжённый и атмосферный, этот фильм — испанский ответ тому же Стигу Ларссону. С каждым новым сюжетным поворотом вы будете думать: «Ага, вот теперь я всё понял!», и каждый раз будете не правы. Предугадать концовку фильма невозможно. Это и делает его исключительным.
Кстати, в оригинале фильм называется «Непредвиденное затруднение» и это название, пожалуй, гораздо лучше описывает происходящее в ленте.
2. «Виновный» (Дания, 2018)
Напряжённый триллер о работнике службы спасения, пытающемся спасти похищенную женщину, не выходя из офиса.
Асгер — диспетчер службы спасения, который отсиживает последний день на ненавистном месте. Ранее мужчина работал в полицейском патруле, но из-за своего проступка (о котором мы узнаём только в конце), он был временно переведён в офис. В целом, работник из него так себе: он всем грубит и осуждает каждого наркомана и алкоголика, позвонившего в службу спасения из-за передряги, в которую они попали по своей же глупости. На следующий день мужчину ожидает суд, а пока осталось досидеть всего лишь 7 минут, после чего ненавистное место можно будет покинуть раз и навсегда. Но тут Асгеру звонит девушка и намёками даёт понять, что её похитили. Не имея возможности покинуть свой пост и полномочий, чтобы повлиять на расследование, мужчина старается всеми способами спасти женщину. Но эта задача оказывается не из лёгких.
Полнометражный дебют датского режиссёра Густава Мёллера представляет собой классический камерный триллер, действия которого разворачиваются в одном помещение. Однако фильм от этого не становится скучным, а лишь наоборот усиливает напряжение от того, что ни Асгер, ни зрители не видят, что же происходит с девушкой. Все звуки, которые диспетчер слышит в трубке, усилены, что создаёт полное ощущение присутствия.
Как и во всех хороших триллерах, в фильме есть неожиданная концовка, которая повергнет в шок даже самого искушённого зрителя. А игра почти единственного актёра Якоба Седергрена завораживает с первых кадров.
3. «Лучшее предложение» (Италия, 2012)
Антиквар и оценщик высокого класса Верджил Олдман живёт в окружении произведений искусства, он управляющий аукционного дома, ведёт торги и время от времени проворачивает аферы со своим напарником Биллом, в результате которых его личная коллекция картин пополняется очень ценными экспонатами. Он педантичен, всегда носит перчатки и у него совсем нет друзей. Однажды Олдману звонит молодая девушка по имени Клэр с просьбой оценить и привести в порядок для последующей продажи её наследство — произведения искусства, которые достались ей от родителей вместе с шикарным особняком. Оказывается, что сама наследница также живёт в этом доме, она страдает от агорафобии — боязни открытых пространств и людей, а потому уже много лет не выходит из здания и ни с кем не видится. В доме Верджил Олдман также находит части странного механизма. Постепенно он становится одержим девушкой и поисками недостающих частей непонятного механизма.
Картина «Лучшее предложение» — современная сказка, в которой есть и принц, и принцесса в башне, путь к которой обозначен хлебными крошками (части механизма). Олдман собирает их и отчаянно хочет увидеть девушку, так он незаметно сам для себя обретает забытую страсть и любовь, но теряет рассудок.
4. «Зверь» (Великобритания, 2017)
Британский триллер в мрачных тонах о звериной натуре человека.
Фильм «Зверь» повествует о молодой девушке Молл, живущей на маленьком острове на территории Соединенного Королевства. Героине исполнилось 27 лет, но её консервативная семья не даёт ей покоя: мать строго следит за девушкой денно и нощно, не давая ей и шагу сделать без спросу, а главная задача Молл — безвылазно ухаживать за больным отцом. В начале фильма мы не очень понимаем, откуда такая суровость в отношении молодой девушки, но затем героиня рассказывает, что в юном возрасте случайно порезала девочку в качестве самозащиты, и это заставило родных усилить контроль над подростком.
В день празднования своего дня рождения Молл сбегает из отчего дома в клуб. Там она знакомится с назойливым парнем, который, поджидая её на дороге до дома, требует возместить оплаченные коктейли интимом. Но домогательства останавливает внезапно появившийся молодой человек, который не только спасает девушку, но и довозит её до дома. Между молодыми людьми быстро вспыхивают чувства, и, вопреки желанию родителей Молл, они начинают встречаться. Но вдруг обнаруживается, что в тот злополучный день их знакомства была убита и изнасилована девочка, и подозрения падают на нового парня героини.
Фильм отсылает к реальному маньяку по прозвищу «зверь», который орудовал на острове Джерси с 1969 по 1971. Молодой режиссёр Майкл Пирс в своём полнометражном дебюте пытался показать скрытую натуру каждого человека, таящую в себе глубинные страхи и пугающие желания. Очень хорошо раскрыта проблема ребёнка, растущего в строгости, который готов убежать на край света с самым мутным типом в городе, лишь бы быть подальше от родных. В общем, есть о чём подумать. Но и про жанровую составляющую Пирс не забыл. В фильме полно внезапных пугающих и напряженных моментов, которые не дают зрителю расслабиться. Здесь есть что-то и от психологического триллера, и от драмы и даже немного от фильма ужасов.
5. «Должник» (Великобритания, 2012)
Криминальный триллер, в котором Тим Рот учит незадачливого британского парнишку убивать людей.
Видишь Тима Рота — идёшь смотреть фильм. Всё просто! Но, на самом деле, причин гораздо больше. Во-первых, это увлекательный оригинальный сюжет; во-вторых, захватывающий криминальный душок в духе Гая Ричи; в-третьих, настоящая мужская любовь между наставником и учителем, за развитием которой всегда приятно наблюдать.
19-летний Адам — обычный британский раздолбай, который целыми днями играет в видео-игры и не желает работать. Он живет вместе со своей безалаберной матерью и её богатым ухажёром-бандитом. Мужику Адам совершенно не нужен, и потому тот отправляет мальчишку на задание со своим подчинённым киллером Роем. Задача простая — найти и убить одного человека. Адам не особо вникает в суть дела, тем более, что сам он всего лишь водитель, но к внезапному путешествую относится с энтузиазмом и даже просит угрюмого попутчика научить его убивать. Вот только герой даже и не догадывается, зачем на самом деле отчим послал его в эту опасную поездку.
6. «Охотники за головами» (Норвегия, Швеция, Дания, Германия, 2011)
Фильм «Охотники за головами» от продюсера обоих версий «Девушки с татуировкой дракона» получился очень динамичным и завораживающим. Не удивительно, учитывая, что картина снята по роману Ю Несбё, книги которого раскупают со скоростью света.
Главный герой Роджер Браун — успешный «охотник за головами», то есть он — тот человек, который находит лучших сотрудников для лучших компаний. Его репутация высоко ценится на рынке, сам он женат на длинноногой красотке и живет в роскошном загородном доме. Вот только Роджер убеждён, что человек с таким маленьким ростом не может удержать такую потрясающую девушку, как его жена. А потому он задаривает её подарками, которые покупает за деньги, вырученные из махинаций с предметами искусства. Итак, Роджер — циничный аферист, с низкой самооценкой и тягой к преступности. Но жизнь мужчины переворачивается с ног на голову, когда тот встречает Класа Граафа, на первый взгляд обычного многообещающего кандидата для очередной сделки и хозяина редкого произведения искусства, которое герой решил украсть. А на самом деле... в общем, посмотрите картину и сами всё узнаете.
Скандинавскому кинематографу особенно хорошо удаются детективы и триллеры, которые впоследствии так любят провально переснимать в Голливуде. Особенно интересно наблюдать, как главный герой меняется по ходу действия фильма. Если в начале он вызывает преимущественно негативные чувства, то к концу зритель невольно начнёт сопереживать ему и даже желать ему победы.
7. «На пределе» (Германия, Франция, 2017)
Картина получила Золотой глобус в 2018 году в номинации Лучший фильм на иностранном языке, а исполнительница главной роли Дайан Крюгер — награду Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль.
Актуальный фильм, особенно для немецкой действительности, которая, казалось бы, последние пару лет вся и состоит из эмигрантов, вопросов толерантности, нацистских идей и террористических актов.
Картина повествует о молодой немке Кате, которая вышла замуж за турка Нури, пока тот сидел в тюрьме за продажу наркотиков. Мужчина решил меняться ради любимой, и вот, спустя годы, действительно, стал примерным гражданином и семьянином. Но, как напоминает нам режиссёр Фатих Акин, преступники бывают далеко не только мусульманами — Нури и их общий с Катей маленький сын погибают от бомбы, подкинутой нацистами-террористами. Жизнь девушки превращается в кошмар, усугубляющийся тем, что полиция отказывается верить в версию с нацистами. Следствие настаивает на том, что мужчину убил кто-то из его бывших друзей по криминальному миру, ведь когда дело заходит об эмигрантах из подобных стран — других сценариев не бывает. Героиня бросает все оставшиеся силы на то, чтобы найти убийц и отомстить.