9 июня в связи с волнениями в США стриминговая платформа HBO Max решила временно изъять из своего каталога классику американского кино «Унесённые ветром», чтобы затем, 25 июня, вернуть фильм с дополнительными комментариями. В обновлённой версии ленты профессор Чикагского университета кинематографии Жаклин Стюарт рассказывает зрителям о присутствии в картине стереотипного изображения темнокожих персонажей.
Это не первый раз, когда фильм, снятый в прошлом веке, вызывает моральные дилеммы у стриминговых сервисов. Так, например, представители Disney, создавая свою платформу Disney +, решили не включать в каталог свою картину «Песня Юга» (1946), где темнокожий дядюшка Римус рассказывает сказки мальчику, приехавшему погостить на плантацию своей бабушки.
Расизм в кино был поводом для дискуссий чуть ли не с самого зарождения киноиндустрии. И это не удивительно, ведь кинематограф отражает эпоху со всеми её культурными контекстами, а первые американские фильмы снимались тогда, когда расизм ещё процветал.
Так всё же, давайте разберёмся:
Что не так с фильмом «Унесённые ветром»?
Картина «Унесённые ветром» (1939) основана на одноимённом романе Маргарет Митчелл, изданном в 1936 году. В центре сюжета — миловидная южанка Скарлетт О’Хара (Вивьен Ли), дочь владельца плантации. Девушка пытается устроить свою личную жизнь на фоне разгорающейся Гражданской войны между Севером и Югом.
Лента получила 8 премий Оскар, а также была включена в Национальный реестр фильмов США. Картина имела колоссальный успех в Америке и даже за её пределами, а также считается триумфом золотой эры Голливуда. Однако фильм обладает явными недостатками, за что подвергался критике ещё в 1939 году.
Как многие знают, главным достижением Гражданской войны в США между нерабовладельческим Севером и рабовладельческим Югом стала отмена рабства. Несмотря на то, что освобождение рабов не являлось основной целью войны, это столкновение положило начало долгой и непрекращающейся борьбе с расизмом в Америке.
Тем временем повествование в фильме «Унесённые ветром» ведётся от лица южан и никак не затрагивает историю борьбы против рабства. Более того, картина много раз критиковалась за романтизацию Юга и рабовладельчества. А главная темнокожая героиня, служанка по прозвищу Мамушка, стала родоначальником стереотипного персонажа «чёрной прислуги» — помощница главной белой героини, недалёкая, но верная, чья главная жизненная цель заключаются в том, чтобы счастливо служить и во всём помогать своей белой хозяйке.
Однако ореол расизма вокруг ленты не заканчивается на его сюжете. Картина «Унесённые ветром» известна тем, что стала первым в мире фильмом, темнокожий герой которого получил премию Оскар. Именно за роль Мамушки актриса Хэтти МакДэниел получила Оскар в категории Лучшая женская роль второго плана. Вот только на премьеру самого фильма актрису не пустили из-за цвета кожи, а на церемонии вручения МакДэниел сидела в специально отделённом ложе, вдали от сцены, а не в первых рядах, как все актеры, номинированные на премию Оскар.
В связи с этим неудивительно, что на фоне протестов, разгоревшихся после смерти темнокожего Джорджа Флойда, этот фильм снова стал поводом для дискуссии. А сценарист фильма «12 лет рабства» Джон Ридли опубликовал в Los Angeles Times текст, после которого HBO Max приняли решение редактировать фильм в своём каталоге.
Он [фильм] не только терпит провал в том, что касается демонстрации [темнокожих]. Это фильм, который прославляет довоенный Юг. Когда он не игнорирует ужасы рабства, то занимается продвижением самых болезненных стереотипов о темнокожих
Тем не менее, расизм в кино начался далеко не с картины «Унесённые ветром».
Как фильм «Рождение нации» возродил Ку-клукс-клан
В 1915 году вышел легендарный немой фильм режиссёра Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации», который рассказывал историю любви в духе «Ромео и Джульетты». Молодые люди с разных сторон баррикад — Севера и Юга — влюбляются друг в друга на фоне Гражданской войны.
Как пишет The New Yorker — «Худшее в фильме «Рождение нации» — это то, как он хорош». Это был первый голливудский блокбастер, имевший колоссальный успех. Картина до сих пор является примером для всех фильмов с военными сценами: в съёмках баталий впервые участвовало рекордное количество массовки. Всего в работе над лентой было задействовано 18 000 человек и 3 000 лошади, что для того времени было поразительным. «Рождение нации» шло три часа, а к 1922 году его посмотрело более 5 миллиона человек.
Более того, это был самый изощрённый фильм с точки зрения монтажа. Гриффит одним из первых использовал в такой крупной картине ночную съёмку, длинные панорамные кадры и параллельный монтаж.
Однако картина оказалась настолько расистской, что умудрилась возродить движение против темнокожих, Ку-клус-клан, которое к 1915 году уже почти не существовало в связи с ограничениями со стороны государства.
Дело в том, что темнокожие персонажи в киноленте изображены самыми настоящими варварами. Именно с этого фильма пошёл стереотип о звериной натуре чернокожих — агрессивные насильники, вожделеющие к белой женщине. А также стереотипы о глупости и необразованности афроамериканского населения США, их любви к кукурузе и арбузам. Эти клише настолько внедрились в повседневную жизнь, что живут до сих пор.
А вот активисты Ку-клус-клана в фильме изображаются как доблестные спасители главной героини (дамы в беде). Они ловят чернокожего насильника и вешают его под гром аплодисментов. Эти кадры стали не просто вдохновением, а инструментом для вербовки в заново образовавшийся Ку-клус-клан.
Кстати темнокожего злодея в картине играет белый актёр с блэкфейсом (разукрашенный чёрной краской), что также являлось частой практикой в те времена.
Существует ли расизм в кино сегодня?
Если говорить о сюжетах популярных фильмов, то есть целых два ярких примера картин последних годов, которые часто критиковали за расизм. Удивительно, что как раз эти картины позиционируют себя как выступающие за борьбу с расизмом, а именно: «Прислуга» и «Зелёная книга».
У этих двух фильмов есть одна схожая черта: главные герои — отважные белые личности, которые находят в себе смелость, чтобы пойти против общества и начать бороться с расизмом в той или иной степени. Темнокожие персонажи изображаются в менее выгодном свете жертвы, смирившиеся со своей судьбой в ожидании белого спасителя.
Фильм «Прислуга» недавно даже попал в настоящий скандал в связи с тем, что алгоритм Netflix стал продвигать картину, сделав её лидером по просмотрам на фоне американских протестов. Пользователи соцсетей, среди которых также были представители киноиндустрии, активно агитировали не смотреть картину, если зрителями движет желание узнать больше об угнетении чернокожих и расовом неравенстве. Ведь «Прислуга» — это, по сути, красивая сказка про белую девочку, защитившую чернокожих служанок.
Фильм во многом похож на «Унесённые ветром». События также происходят на Юге, а главную героиню всё детство воспитывало подобие Мамушки — верная чернокожая нянечка. Все темнокожие персонажи в картине — необразованные и запуганные слуги. Даже исполнительница главной роли Виола Дэвис, получившая за свою игру премии Оскар, «Золотой глобус» и BAFTA, призналась в 2018 году изданию The New York Times, что жалеет об участии в фильме:
Я просто чувствовала, что голоса служанок так и не были услышаны. Я знаю Эйбилин. Я знаю Минни. Они — моя бабушка. Они — моя мама. И когда кто-то делает фильм, где основная предпосылка звучит как: я хочу знать, каково это работать на белых людей и одновременно воспитывать детей в 1963 году, — я хочу услышать в нём, что [создатели] действительно чувствуют об этом. Я так и не услышала ничего подобного в фильме
Главная претензия Дэвис и многих критикующих фильм заключается в том, что хоть и посыл картины однозначно направлен на борьбу с расизмом, он ненамеренно только укореняет стереотипы и не даёт глубокого анализа исторического контекста происходящего.
Борьба с расизмом в кино
И всё-таки современное киносообщество ведёт активную борьбу с расизмом. Пример HBO Max и Disney + — всего лишь капля в океане изменений, которые происходят в киноиндустрии в связи с меняющимися взглядами массового зрителя.
Тот же Netflix поднял свои архивы и создал целую подборку в поддержку движения Black Lives Matters. В неё вошли документальные фильмы и сериалы о расовом неравенстве, а также художественные картины, где так или иначе затронута тема расизма.
Более того, ранее Disney + добавил на своей платформе комментарии о том, что некоторый контент представлен в оригинальной редакции и может содержать устаревшие культурные нормы. Такая приписка встречается перед мультфильмами «Дамбо» из-за ворон-чернокожих, «Леди и Бродяга» из-за сиамских кошек и «Книга джунглей» из-за орангутанга Луи, использовавшего слэнг чернокожих джазовых музыкантов.
А вот создатели мультфильма «Том и Джерри» поступили и вовсе кардинально. Вместо комментариев они просто вырезали из мультсериала сцены, признанные расистскими.