Ни для кого уже не секрет, что многие голливудские звёзды получают очень большие гонорары за свои роли. И кажется логичным тот факт, что чем популярней актёр или актриса, тем выше у них доходы. Но цифры из ежегодных финансовых отчётов говорят совсем о другом и неожиданно удивляют.
Например, история с Робертом Паттинсоном, который за роль в новом «Бэтмене» (2022) получил всего лишь $3 млн. Учитывая, что на первых двух частях фильма «Сумерки» молодой актёр получил $25 млн., а его коллеги в популярных франшизах у Марвел получают от $15 млн и выше. Возможно, менеджеры Роберта рассчитывают на дальнейшую популярность франшизы DC, как в ситуации с Робертом Дауни-младшим, который за свою первую роль в «Железном человеке» получил $500 000, а в 2018-м году выяснилось, что актёр получил за свою игру в «Мстители: Финал» — $75 млн. и тем самым стал самым высокооплачиваемым актёром в Марвел.
Хороший заработок актёрам приносят не только разовые выплаты по договору, но и роялти от кассовых сборов. Например, о Леонардо Ди Каприо ходили слухи, что он даже не будет рассматривать сценарий, если стоимость роли будет ниже $20 млн., но согласился на участие в фильме Квентина Тарантино «Однажды… в Голливуде» за $15 млн. с одним условием — он получит определенный процент дохода от кассовых сборов. Итого актёр может заработать $45 млн. Подобные условия есть у актёров (Крис Хемсворт, Скарлетт Йоханссон, Крис Эванс и др.) в фильмах Марвел. Также в своё время Джек Николсон сыграл Джокера в фильме Тима Бёртона «Бэтмен» (1989) на особых условиях: $6 млн. гонорара плюс роялти от кассовых сборов, продажи дисков, сувениров с его изображением и даже за будущие сиквелы «Бэтмена». Актёр до сих пор продолжает получать за свою роль доходы, которые на сегодняшний день составили $90 млн., а с перерасчётом на инфляцию цифра увеличивается до $194 млн. На сегодняшний день это самый большой гонорар за одну роль в истории Голливуда.
Какие ещё роли, кроме Джокера Джека Николсона, возглавили список самых высокооплачиваемых и почему?
Том Хэнкс, «Форрест Гамп» (1994) — $70 миллионов
«Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадётся».
За экранизацию романа Уинстона Грума мало кто желал браться. Кинокомпания Warner Brothers сразу отказалась от этой затеи. Скрепя зубами, за проект взялись в Paramount Pictures. Все считали, что лента с умственно отсталым главным героем вряд ли сможет окупиться. В режиссёрское кресло сел Роберт Земекис, а за главную роль взялся Том Хэнкс. Актёр был единственным, кто верил в успех картины. Многие сцены Хэнкс оплачивал из своего кармана, потому что в Paramount тратить лишние деньги не желали. Том даже отказался от гонорара, согласившись лишь на роялти от кассовых сборов. И не прогадал! При бюджете в $55 млн. фильм собрал $677 млн. А том Хэнкс заработал около $70 млн.
Сандра Буллок, «Гравитация» (2013) — $70 миллионов
После того как из проекта выпала Анджелина Джоли, стояла задача найти ей замену — актрису, способную вытянуть на себе весь фильм, приковать зрителей к экрану на 90 минут. На роль одинокой женщины в космосе Сандра подходила как никто другой, тем более, получив «Оскар» за фильм «Невидимая сторона» (2009), её статус как актрисы возрос. Многие до сих пор удивляются, как Буллок смогла заключить такой выгодный для себя контракт, подобные условия имел только Роберт Дауни-младший с Марвел. Но факт есть факт. Сандра Буллок за роль в фильме «Гравитация» получила $20 млн. фиксированного гонорара и 15% от кассовых сборов. А фильм собрал в мире больше $700 млн. На сегодняшний день доход от фильма актрисы составляет $70 млн., но это ещё не окончательная цифра, доходы могут увеличиться.
Том Круз, «Миссия: невыполнима 2» (2000) — $75 миллионов
После взрывного выхода первой части франшизы Том Круз пересмотрел свои финансовые условия и отказался от фиксированного гонорара. Вместо этого он захотел 30% от кассовых сборов фильма как за работу актёра, так и продюсера. Этот выгодный договор поднял его доходы на $75 млн. В целом франшиза Тому Крузу принесла $332 млн. А последний вышедший фильм «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) пришлось ненадолго заморозить, и всё это из-за споров боссов Paramount с Томом Крузом. Актёр хотел фиксированную плату гонорара в размере $75 млн. (последние части франшизы по кассовым сборам принесли Крузу маленький доход) и он этого добился.
Роберт Дауни-младший, «Мстители: Финал» (2019) — $75 миллионов +
Прощальный фильм с легендарным Тони Старком принёс актёру Роберту Дауни-младшему самых больших заработков в истории Марвел. Гонорар Роберта — в $20 млн. плюс 8% от кассовых сборов не могут подсчитать до сих пор. «Мстители: Финал» стал самым кассовым фильмом в истории кинематографа и принёс $2,7 миллиардов. Официально актёр за свою роль получил пока только $75 млн., но подсчёты ещё будут вестись несколько лет, хотя и так можно понять, что Роберт Дауни-младший может войти в историю как самый высокооплачиваемый актёр за всю историю Голливуда. В общей сумме за роль Тони Старка у Марвел в фильмах «Железный человек», «Мстители» и «Человек Паук» Роберт Дауни-младший получил более $300 миллионов.
Уилл Смит, «Люди в чёрном 3» (2012) — $100 миллионов
Фильм «Люди в чёрном» сорвал куш по кассовым сборам $589 млн. при бюджете в $90 млн.. После оглушительного успеха первой части, которому посодействовал Уилл Смит, гонорар актёра вырос с $5 млн. за до $20 млн. за «Люди в чёрном 2». К выходу третьей части франшизы Уилл Смит выставил более высокие требования — $20 млн. плюс процент от кассовых сборов. По итогам 2019 года актёр получил за фильм «Люди в чёрном 3» $100 млн. и числится в первой тройке самых богатых актёров Голливуда.
Брюс Уиллис, «Шестое чувство» (1999) — $114 миллионов
Один из немногих примеров того, как фильм без множества частей и экшн-сцен может заработать сверхприбыль. Рецепт прост: достаточно привлечь известного актёра на отличный сценарий, а самобытный режиссёр (М. Найт Шьямалан) закончит задуманное. Нужно отметить, что Disney не очень верили в успех фильма, которому даже жанр было сложно подобрать. В итоге компания продала все продюсерские права и возможные риски Spyglass, оставив за собой часть доходов от проката. Сам Шьямалан рассчитывал, что кассовые сборы хотя бы покроют производственные расходы. Но только не Брюс Уиллис. После прочтения сценария актёр снизил свой фиксированный гонорар с $20 млн. до $14 млн., но потребовал 15% от кассовых сборов. Выйдя в кинотеатрах, за первые недели фильм собрал $300 млн. долларов, а общий сбор составил $672 млн., что принесло Уиллису $100 млн.
Киану Ривз, «Матрица: Перезагрузка» (2003) и «Матрица: Революция» (2003) — $156 миллионов
Киану Ривз один из немногих актёров, для которого деньги не имеют никакого значения. Он с лёгкостью отказывается от ролей с высокими гонорарами (в 95-м году отказался играть в фильме «Скорость-2» за $11 млн.), сам себе уменьшает зарплату, лишь бы только играть в команде с любимыми звёздными актёрами (в фильме «Адвокат дьявола» Киану отдал часть своего гонорара в бюджет фильма, чтобы была возможность пригласить на роль Джона Милтона Аль Пачино).
А часть доходов от трилогии «Матрицы» Ривз отдал людям, работавшим над фильмом, — дизайнерам по костюмам, специалистам по спецэффектам, которые внесли немалый вклад в создание фильма, но получили куда меньше денег за свою работу.
Для меня деньги – это последнее, о чём стоит думать. На уже заработанные средства я могу спокойно жить хоть несколько сот лет
На трилогии «Матрицы» Киану заработал в целом более $250 млн. Его первый контракт за «Матрицу» (1999) содержал финансовые условия — $10 млн. плюс 10% кассовых сборов, всего получилось $56 млн. За роли в фильме «Матрица: Перезагрузка» (2003) и «Матрица: Революция» (2003) актёр получил по $15 млн. плюс 15% от кассовых сборов, что составило $156 млн. в общей совокупности.
Что происходит в кино-бизнесе сейчас?
Как все уже заметили, очень большие доходы актёрам приносят кассовые сборы фильма, сборы от продаж DVD и прав на трансляцию фильма. Но, увы, это всё было во времена до прихода пандемии. На сегодняшний день ситуация кардинально меняется и многие с ужасом понимают, что подобных заработков у актёров, сценаристов и продюсеров может больше не быть.
Постоянные переносы выходов многобюджетных фильмов в кинотеатрах несут за собой большие убытки. А варианты одновременных выходов в кинотеатрах и на стриминговых сервисах лишают остаточного заработка, ведь теперь оплата только фиксированной суммой и никаких больше роялти. Пример тому — фильм «Чудо-женщина: 1984» (2020), вышедший на рождественские праздники одновременно на HBO Max и в кинотеатрах. Это привело к возмущениям всех, кто работал над этой картиной. Warner Bros. возместили убытки пока только режиссёру Пэтти Дженкинс и актрисе Галь Гадот, которая получила $10 млн.
И если раньше успех фильма определялся по кассовым сборам, то сейчас в расчёт идут данные – сколько подписчиков на стриминговый сервис привлекает данный фильм, эти подсчёты уже более сложные и к итоговым цифрам прийти будет непросто. Новая эпоха в кинопроизводстве привела к новым спискам высокооплачиваемых актёров, и он действительно удивляет. В чём секрет? Крупные стриминговые компании.
Одна только компания Netflix заключила со многими актёрами договора с фиксированным гонораром в общей сумме на $545,5 миллионов. The Variety опубликовали рейтинг доходов актёров за последние годы и первая десятка выглядит теперь так:
Дэниэл Крейг — $100 млн за сиквел фильма «Достать ножи» для Netflix;
Дуэйн Джонсон — $50 млн за фильм Red One для Amazon;
Уилл Смит — $40 млн за «Короля Ричарда» для WB / HBO Max;
Дензел Вашингтон — $40 млн за «Дьявола в деталях» для WB / HBO Max;
Леонардо ДиКаприо — $30 млн за «Не смотри вверх» для Netflix;
Марк Уолберг — $30 млн за «Правосудие Спенсера» для Netflix;
Дженнифер Лоуренс — $25 млн за «Не смотри вверх» для Netflix;
Джулия Робертс — $25 млн за «Оставь мир позади» для Netflix;
Сандра Буллок — $20 млн за «Затерянный город Д» для Paramount;
Райан Гослинг — $20 млн за «Серого человека» для Netflix.