Кто такой Джокер и как он стал героем фильма и современности

Путь Джокера от второстепенного персонажа до главного героя в голливудских фильмах.
07 июля
Виктория Вайникер
разборы

Кто такой Джокер? Персонаж Джокера – это суперзлодей вселенной DC Comics, он наводит хаос в Готэме и является врагом Бэтмена. Происхождение Джокера покрыто тайной, хотя в различных фильмах звучат варианты прошлого злодея, о чем подробнее чуть ниже. Джокер, конечно, мифический персонаж – ведь комикс и есть современная мифология.

Мегапопулярным Джокера сделало голливудское кино, а также знаменитые актеры, игравшие эту роль – Джек Николсон, Хит Леджер, Джаред Лето и Хоакин Феникс. Самые талантливые актеры любят играть злодеев, так как отрицательные персонажи кажутся им более интересными. 

Отрицательные персонажи (или антагонисты) в голливудских фильмах являются дополнением главного положительного героя (или протагониста) и мешают на пути к его цели. Но дело в том, что антагонисты – это неотъемлемая часть протагонистов, без них главному герою будет нечего делать. На самом деле, вместе отрицательный и положительный герои представляют собой грани одной личности обычного человека – темную и светлую.

отрицательный и положительный герои представляют собой грани одной личности обычного человека – темную и светлую

У известного швейцарского психиатра Карла Юнга есть концепция о Персоне и ее Тени, которая удивительно подходит для описания персонажей Джокера и Бэтмена. Ее я и буду использовать для подробного анализа изменений образа Джокера. 

Персона (или Маска) – это социальная сторона, «роль, придуманная коллективным психическим». Юнг называет Персону «видимостью», которая «представляет компромисс между индивидом и обществом в споре о том, как должен выглядеть тот или иной человек»[1]. Тень по Юнгу – это «темные аспекты личности»[2].

В голливудской концепции Персона — это сверхчеловек, который воплощает добро и справедливость. Такой же идеальный, как голливудская улыбка. Тень – это антагонисты, злодеи, которые будут в конце повержены, потому что это подразумевает «счастливый конец». К архетипу Тени в концепции Юнга относится архетипический образ Джокера (его также называют Шут и Трикстер). По теории аналитической психологии Юнга символы (или архетипические образы) синтезируются из бессознательного, то есть из архетипа. Таким образом, в парадигме Юнга культурным эквивалентом и символическим выражением архетипа Тени становится архетипический образ Джокера. И именно персонаж Джокера является ярким и заметным представителем этого архетипического образа в популярной культуре. Комикс, как уже мы отмечали, является современной мифологией, эквивалентом древнегреческого эпоса. А мифология, в свою очередь, оперирует мифами и архетипическими образами, обращаясь напрямую к психике, бессознательному, то есть к архетипу. Ну, а теперь на примерах.

«Бэтмен» («Batman», реж. Лесли Х. Мартинсон, 1966)

Первая голливудская полнометражная картина с персонажем Джокера выходит в 1966 году, а роль Джокера в ней исполняет американский актер Сизар Ромеро. Джокер в первом своем появлении предстает неудачливым комедиантом в составе преступной группы, с которой играючи справляется Бэтмен с помощником. Его действия – это именно шутки.

Сизар Ромеро в образе Джокера
Сизар Ромеро в образе Джокера

Фильм начинается с обращения: «Мы выражаем свою признательность борцам с международной преступность, подающих своей деятельностью блестящий пример, который вдохновил нас. Кроме того, этот фильм посвящен тем, кто любит приключения и любит уходить от действительности в истинные развлечения, кто предпочитает странное, нелепое и веселое во всем». Авторы фильма на начальных титрах озвучивают две основополагающие ценности: победа добра и развлечение. Картина будет уводить от реальности в идеальный мир, где добро побеждает зло и Персона легко одерживает верх над Тенью.

«Бэтмен» («Batman», реж. Тим Бертон, 1989)

В фильме Тима Бертона «Бэтмен» 1989 года роль Джокера исполнил Джек Николсон. Потрясающий актер не побоялся ассоциации с негодяем, наоборот – зритель полюбил его персонажа и даже начал сочувствовать. В этой картине Джокер обретает историю происхождения – он «правая рука» главы мафии, преданный своим начальником. Падение в чан с токсичными отходами сделало из участника преступного сообщества – психа с гримасой смеха и главу преступного мира. Роль Тени возрастает, так как Джокер становится полноправным антагонистом.

Джек Николсон в образе Джокера
Джек Николсон в образе Джокера

В своем обращении по телевидению Джокер говорит: «Не забудьте надеть маску счастья». Появление мотива «маски счастья» соотносится с искусственной «голливудской» улыбкой и ее символическим значением – идеально сконструированная социально-культурная жизнь, где добро и улыбки служат маской, за которой прячется желание соответствовать или зло, как в случае с Джокером. Своими действиями Джокер пытается вызвать хаос в городе, что является признаком Трикстера (Трикстер - культурный архетип в мифологии, нарушает правила системы с помощью уловок). Усиление роли Джокера, поднимающего вопрос культурных норм и системы ценностей, увеличивает пространство для неоднозначного в четком разделении на добро и зло. Тем не менее он проигрывает, и добро побеждает.

«Темный рыцарь» («The Dark Knight», реж. Кристофер Нолан, 2008)

В фильме Кристофера Нолана «Темный рыцарь» 2008 года роль Джокера исполнил Хит Леджер. Здесь Джокер предстает равным соперником Бэтмена. Персона и Тень встают на один уровень. Полем боя антагониста и протагониста становится система ценностей и культурные нормы нового окружного прокурора Харви Дента. Образы героев буквально переходят на божественный уровень: героическое божество и демонически-комическое ведут борьбу за души людей. 

Хит Леджер в образе Джокера
Хит Леджер в образе Джокера

Двойственность Харви Дента выражается буквально в двуликости, когда половина его лица обезображивается в огне.

Харви Дент, «Темный рыцарь»
Харви Дент, «Темный рыцарь»

Это уже не борьба хорошего и плохого, это борьба реального с идеальным через хаос, вызванный Джокером. Он способствует деидеализации существующего порядка и ощутимо сдвигает ценности социально-культурного конструкта, когда делает из Дента мстителя и убийцу, просто столкнув с хаосом реальности. Однако в этом фильме каркас голливудской структуры все еще держится: картина заканчивается похоронами Дента как героя, а от жителей утаивают информацию о его убийствах, потому что «Джокер не должен победить» и «Готэму нужен его герой» (эти фразы говорит Бэтмен в конце фильма). То есть «блестящий пример», упомянутый в фильме 1966 года, еще остается, но он становится прикрытием, а уход от действительности происходит не в «истинные развлечения», а в самые настоящие этические вопросы социокультурных ценностей.

«Отряд самоубийц» («Suicide Squad», реж. Дэвид Эйер, 2016)

Следующий раз Джокер появляется в фильме «Отряд самоубийц» 2016 года. Роль отведена ему небольшая и исполнил ее Джаред Лето. В этой картине мир кажется еще реальнее: авторы дают адресные планы Пентагона в Вашингтоне, а Готэм не отличается от Нью-Йорка. Героев в этой картине нет: есть зло, подконтрольное власти, и есть зло, вышедшее из-под ее контроля. Джокер здесь – экстравагантный психопат, влюбленный в Харли Квинн, он второстепенный персонаж, который находится вне сообществ. Даже для «Отряда самоубийц» он является маргиналом.

Джаред Лето в образе Джокера
Джаред Лето в образе Джокера

В этом фильме Джокер как Трикстер выходит за рамки всех ограниченных сообществ и стирает пространственные границы. Он находится на периферии повествования, но в символическом плане делает маргинальное – центральным. Джокер становится периферийным героем, который лишь условно связан с символическим контекстом и этим демонстрирует выход из сформировавшейся культурной системы ценностей.

«Джокер» («Joker», реж. Тодд Филлипс, 2019)

Последняя картина с персонажем Джокера отличается от всех предыдущих. Фильм Тодда Филлипса «Джокер» 2019 года делает главным героем Трикстера, архетип Тени. Главную роль исполнил Хоакин Феникс. Популярный актер с заячьей губой – он сам по себе является антитезой всего голливудского.

Хоакин Феникс с образе Джокера
Хоакин Феникс с образе Джокера

Повествование фильма строится в двух эстетиках: неореализм и мифологическая история, которая использует форму комикса. В первой части картины Джокер – герой итальянского неореализма, человек дна. Итальянский неореализм возникает после войны как противоположность фальшивому кинематографу «белых телефонов» (эквиваленту голливудской «мыльной оперы»). Это фильмы о маленьких людях, которые показывают человека униженного и оскорбленного, находящегося внизу социальной лестницы. В этой части Джокер имеет имя и происхождение: Артур ухаживает за больной матерью и уверен, что бросивший их отец – Томас Уэйн, кандидат в мэры и отец будущего Бэтмена. Однако реальность Джокера – магическая. И это не значит, что она менее реальна. Реальность мифа выражается в культурных символах и архетипических образах, которые и провоцируют на реальность. Переход из неореализма в нереальность происходит через переход от физической реальности в культурную. Артур узнает, что усыновлен, он не имеет родных матери и отца. А значит, в культурном плане – он мифический персонаж и наследник всей мифологии [3]. Культурная реальность в голливудском фильме – это символическая ценностная структура, и здесь ее протагонистом становится псих-убийца, который выступает против ранее сконструированного социально-культурного конструкта. Искусственная улыбка переходит в реальную, но она принадлежит психу-убийце. Голливудское хорошее и плохое меняются местами в мире Трикстера, а сам он становится сверхчеловеком, ведь больше не имеет родителей.

Ссылки:
1) Юнг К. Психология бессознательного/ Пер. с англ. – Издание 2-е., М.: «Когнито-Центр», 2010. С. 183
2) Юнг К. Эон: Исследования о символике самости/ Пер. с нем. В.М. Бакусева. - М.: Академический проект, 2009. С. 18.
3) Жаринов Е. Лекция «Смех как разрушение. Фильм Джокер», 2019. URL: https://t.me/Evgeny_Zharinov/29

Читайте также
8 сериалов на важные социальные темы
8 сериалов на важные социальные темы
Мы составили список самых ярких сериалов, которые поднимают остросоциальные темы.
7 лучших малоизвестных европейских триллеров
7 лучших малоизвестных европейских триллеров
Топ захватывающих европейских триллеров, которые стоит посмотреть.
Что такое deepfake и как он повлияет на будущее кинематографа?
Что такое deepfake и как он повлияет на будущее кинематографа?
Технология подмены лиц может кардинально изменить кинематограф будущего.
8 хороших русских фильмов последнего десятилетия
8 хороших русских фильмов последнего десятилетия
Подборка лучших драматических российских фильмов.