На счету Хаяо Миядзаки 2 «Оскара», 14 полнометражных мультфильмов и целый мир выдуманных героев. Мы собрали интересные факты из мультипликационной Вселенной Миядзаки с её котобусами, ходячими замками и лесными духами, чтобы получше разобраться в устройстве этого мира.
Тема полётов
Хаяо Миядзаки с раннего детства любил авиацию. Более того, его отец был директором фабрики Miyazaki Airplane, которая производила детали для самолётов. А само название студии Ghibli, выпускающей мультфильмы Миядзаки, служит отсылкой к модели итальянского самолёта Caproni Ca 309 Ghibl, который, в свою очередь, был назван арабским словом, означающим средиземноморский ветер сирокко.
Не удивительно, что герои его фильмов путешествуют в небе на различных летательных аппаратах. Героиня картины «Навсикая из долины ветров» летает верхом на реактивном планере, персонажи из «Тоторо» проносятся по небу на пушистом коте-автобусе с мышами-габаритами, а в «Небесном замке Лапута» левитирует множество предметов — от маленького камешка до целого острова. В «Порко Россо» и «Ветер крепчает» режиссёр восхищается изящностью и совершенством любимых самолётов, а также показывает их как страшное оружие.
Тема природы
Восхищение природой и преклонение перед ней ощущается в каждом фильме Миядзаки. Режиссёр сам признает, что в его фильмах отдаётся очень важное значение в отношениях героев к природе:
Нам интересны отношения не только и не столько между людьми, мы всеми силами стремимся к тому, чтобы выразить в своём творчестве красоту всего мира в его целостности: взаимодействие пейзажа, климата, времени, солнечного света, растительности, воды, ветра — всех этих прекрасных вещей
В «Ведьминой службе доставки» Кики смотрит восхищённо на море, а в «Ходячем замке» Софи заворожённо застывает, когда перед ней открывается потрясающей красоты вид на цветущий луг, заснеженные горы или морской пейзаж.
Природа в фильмах живая, она чувствует, страдает, жертвует собой, то грустит, то радуется. И она главная ценность, о которой нужно заботиться. Особенно ярко это показано в «Навсикая из Долины ветров», где деревья жертвуют собой, чтобы очистить мир от ядовитых веществ, произведённых человеком.
Интересно, что создание сцены очищения Духа помоек в «Унесённых призраками» Хаяо Миядзаки взял из реальной жизни. «Я однажды очистил реку», – рассказывал Миядзаки. «Это была моя местная река. И в ней действительно был велосипед. Он застрял там. Десять из нас обернули верёвку вокруг прутьев и медленно вытащили его. Мы и вправду очистили реку, и рыба вернулась. Именно поэтому я добавил эту сцену».
Юные героини
Главными героями всех фильмов, кроме «Порко Россо» и «Ветер крепчает», становились дети. Беззащитные и хрупкие создания, которым приходиться преодолевать серьёзные испытания. Более того, в большинстве картин герои — девушки. Отважные и сильные, они проходят сквозь трудности и делают это не ради любви. Почему хорошенькие девочки? Как-то в одном из интервью Хаяо Миядзаки ответил, что «взрослый мужчина, сталкиваясь со злом, всегда ищет, кому отстрелить голову, а это — порочный путь». Режиссёр считал, что в мире весь контент для десятилетних подростков фокусируется на романтике и влюблённости, а это не то, что действительно нужно детям. Миядзаки хотел с помощью своих героев создать ролевую модель, с которой могли бы ассоциировать себя юные зрители и понимать, что они тоже могут быть героями, не имея при этом никаких сверхспособностей. Но самое главное, к чему всегда стремился мастер Миядзаки, это вернуть детям веру в чудеса и научить их мечтать.
Хотелось бы создать картину, которая объяснит нашим детям, как же хорошо быть живым
Мифические создания
Мультипликационный мир Хаяо Миядзаки населён самыми разными созданиями: от говорящих котов до разных духов. Почти все они основаны на японской мифологии. Героев японского фольклора называют «ёкай» — сверхъестественные существа, самых известных режиссёр использует в своих картинах. Примечательно, что в мифологии нигде нет внешнего описания ёкай. Все их образы Миядзаки придумывал сам. Например, ямауба — это альтернатива нашей Бабы-Яги, старая ведьма, живущая в горах и наводящая на всех страх. Миядзаки вдохновлялся этим образом, создавая Юбабу из «Унесённых призраками». Ёкай маи-куби также встречается в «Унесённых призраками» – персонаж с тремя головами, неотрывно следующими друг за другом. По легенде три друга самурая перепили саке и затеяли спор, который закончился битвой на мечах. И полетели их головы с плеч. Не известно, о чём так пылко спорили друзья, но спорить их головы продолжили и дальше. Ёкай бакэнэко — кот-оборотень. По японским поверьям японская кошка, когда взрослела, меняла свой облик. В фильме «Мой сосед Тоторо» — бакэнэко принял образ автобуса. Дружелюбный общественный транспорт с улыбкой Чеширского кота и огромными светящимися глазами-фарами. Но есть и герои, которых Миядзаки придумал полностью сам — сусуватари. Это крохотные существа, которых в фильмах «Мой сосед Тоторо» и «Унесённые призраками» называют «чёрными чернушками».
Так же Миядзаки для образов своих героев вдохновлялся религиозными традициями Японии — буддизма и синтоизма. Лесные боги и духи показываются в «Принцессе Мононоке» и в картине «Мой сосед Тоторо». А в «Унесённые призраками» можно встретить сикигами — невидимого духа, который служит ведьме и может превратиться в любое существо, — и мидзути — опасного водяного дракона, убивавшнго всех путников, повстречавшихся ему на пути.
Мы лишены возможности выбирать время и место нашего рождения. Мы выбираем один жизненный путь и теряем возможность узнать, куда бы нас привели другие бесчисленные дороги. И я думаю, что именно по этой причине фантастические миры из мультфильмов так точно совпадают с нашими надеждами и стремлениями. Они иллюстрируют мир наших потерянных возможностей