Что такое фестивальное кино?
Говоря «фестивальное кино», люди часто подразумевают что-то арт-хаусное, «фильмы не для всех». В этом действительно есть толика правды. На кинофестивалях всего мира ежегодно показывают оригинальные авторские фильмы, которые ускользают от массового зрителя.
Но есть среди них и исключения — картины, которые впоследствии стали популярными даже вне конкурсных программ, например: «Криминальное чтиво» или «1+1». Сейчас сложно найти кого-то, кто бы не смотрел эти ленты, но их премьера состоялась именно на кинофестивалях.
Мы собрали для вас подборку 11 лучших фестивальных фильмов, чтобы вы смогли насладиться оригинальными сюжетами и не пропустить рождение нового шедевра.
1. «Отверженные», 2019
Остросоциальная криминальная драма в духе раннего Люка Бессона. Современная аллюзия на роман Виктора Гюго, разворачивающаяся в парижском гетто 21-ого века.
Картина была номинирована на премию Оскар-2020 как лучший фильм на иностранном языке. Основная тема известна всем, кто знаком с творчеством французского писателя или хотя бы с одним из фильмов, снятых по мотивам — противостояние простого народа и представителей власти.
Стефан заступает на работу в полицейский участок в парижском пригороде Монфермей. Герой не первый день в полиции, но здешние порядки заставляют его чувствовать себя новичком. Дело в том, что местные банды совсем распоясались, и полиции с трудом удаётся поддерживать порядок, прибегая к насилию, шантажу и сотрудничеству с главарями мафии. Вместе со Стефаном зритель проживает один день из жизни отряда, патрулирующего улицы района. Денёк выдался, мягко говоря, не самым приятным: пытаясь поймать мальчишку-вора один из сотрудников полиции случайно наносит ему сильные травмы. Всё бы ничего, ведь полицейский произвол в Монфермее — дело не редкое. Вот только случившееся заснял дрон другого мальчика, и вскоре весь район будет стоять на ушах.
Не смотря на схожесть в названии и географии происходящего (действия романа Гюго тоже затрагивали этот район), «Отверженные» Ладжа Ли — это не пошлая калька с великого произведения, дословно перенесённая в современность. Это лишь аллюзия, которая показывает, как недалёко мы на самом деле ушли с тех тёмных времён.
2. «Извините, мы вас не застали», 2019
Искренняя британская драма о том, как тяжело выжить в «свободном мире».
Потрясающий британский режиссёр Кен Лоуч, автор таких фильмов как «Я, Дэниел Блэйк» и «Ветер, который качает вереск», а также обладатель 15 наград Каннского кинофестиваля, — представляет вашему вниманию тяжёлую и удивительно правдивую драму о семье из рабочего класса.
Тёрнеры потеряли работу и ипотеку в кризисе 2008 года. Пытаясь найти выход из тяжёлой ситуации, глава семьи Рикки, по совету друга, покупает собственный фургон, а затем устраивается работать подрядчиком в службу доставки. Герой считал, что с новой работой станет сам себе хозяином и наконец получит шанс выбраться из порочного круга каторжной работы. Но чем дальше, тем Рикки больше убеждается в том, что свободой там и не пахнет.
Жена мужчины Эбби также трудится не покладая рук, старший сын связался с плохой компанией, а дочь тяжело переживает за всех членов семьи. Жизнь Тёрнеров не проста: она полна боли и разочарований, но в ней также много теплоты и любви. Родные Рикки всегда готовы поддержать его и помочь ему стать хозяином своей судьбы, но, кажется, он сам этого не хочет.
Если вы устали от «российского тлена» в объективе Юрия Быкова, но экзистенциальный кризис — ваш лучший друг, то поспешите проникнуться тленом британским, с лёгким оттенком достоевщины.
3. «Фокстрот», 2017
Душераздирающая Израильская драма о боли потери и всеобъемлющей обыденности. Картина получила особый приз жюри на Венецианском фестивале «Лучший фильм по версии молодёжного жюри».
Не без излишней театральности израильский режиссёр Самуэль Маоз рассказывает историю одной семьи, которая пережила жуткую трагедию. Михаэль Фельдман — обеспеченный архитектор, который вместе с женой, детьми и собакой живёт в роскошной и нарочито идеальной квартире. Однажды на пороге его дома появляется военный эскорт, сообщающий, что сын погиб при исполнении. Новость превратила жизнь родителей в невообразимый кошмар — жена Дафна тут же бросается в истерику и весь день проводит в отключке под действием успокоительных. Михаэлю же приходится разбираться с чудовищными бытовыми вещами: оповещать родственников, писать некролог и планировать похороны, хотя больше всего на свете ему просто хочется кричать до потери пульса. 5 чудовищных часов проходят, прежде чем семье сообщают, что произошла ошибка и сын на самом деле жив. Минута облегчения сменяется яростью, Михаэль требует, чтобы сына вернули домой, вот только позже он горячо об этом пожалеет.
Фильм «Фокстрот» завораживает своей эмоциональностью и контрастом невероятной трагедии на фоне совершенно бытовых действий. Зритель вместе с главным героем в бессильном отчаянии глядит, как ловко и слаженно военные вкалывают его жене успокоительное и как невыносимо формально и привычно объясняют о случившемся, как дядя рационально планирует составление некролога и самое важное, как далеко на забытом богом КПП его сын вместе с товарищами умирают от скуки. Кстати, в картине есть и политический подтекст, из-за которого израильский министр культуры и спорта Мири Регев публично осудила фильм. Почему? Не узнаете, пока не посмотрите!
4. «О теле и душе», 2017
Трогательная венгерская драма о двух одиноких людях, которые видят один и тот же сон. Фильм получил целых 4 премии Золотой Медведь на Берлинском кинофестивале.
Эндре — заведующий скотобойней, робкий мужчина средних лет с неработающей рукой. Он никогда не спускается в разделочный цех, потому что жалеет коров. Мария — молодая девушка-аутистска, которая приходит работать на предприятие инспектором по контролю качества. Из-за своей особенности девушка сторонится людей, коллеги считают её странной и посмеиваются над ней. Эндре замечает новенькую и пытается познакомиться, но с коммуникацией у обоих возникает проблема. Однажды кто-то крадёт очень опасный для местных обитателей «бычий возбудитель» и заведующему приходится звать психоаналитика, чтобы та изучила личности рабочих и попробовала предположить, кто из них был вором. В ходе опроса выясняется, что Мария и Эндре видят один и тот же сон.
Очень красивая история, в которой замечательно всё — работа постановщика, музыка, монтаж и диалоги. Кстати, главные герои — женаты в реальной жизни.
5. «Магазинные воришки», 2018
Трогательная японская драма, о любви, семье и мошенничестве, получившая Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале и море восторженных отзывов от зрителей. И есть за что.
Бедная семья живёт в крошечной грязной коморке на бабушкину пенсию. Чтобы хоть как-то продержаться на плаву, глава семьи вместе с сыном воруют в магазинах по своей продуманной схеме и делают это настолько привычно и непринужденно, словно оба родились с этим умением. Однажды мужская половина семьи, возвращаясь домой, натыкается на замёрзшую соседскую девочку и забирает её домой. Не смотря на стеснённые обстоятельства герои оставляют девочку на ночь, а затем, когда в попытке вернуть ребёнка домой слышат, как её родители орут друг на друга, решают и вовсе оставить малышку у себя.
Фильм вызывает двойственные ощущения: мы видим жуткую бедность в которой вынуждены существовать герои, но параллельно понимаем, что их это словно не стесняет. Они продолжают радоваться жизни и любить друг друга, смешить и поддерживать. Но даже за этой трогательной картиной скрывается страшная тайна, которая раскрывается только в самом конце и которая заставит вас надолго зависнуть перед экраном в размышлениях о жизни.
6. «Это всего лишь конец света», 2016
Глубокая французская драма о внутрисемейных отношениях. Фильм снят по мотивам одноимённой французской пьесы и обладает типичной театральной атмосферой с тремя единствами: места, времени и действия.
Молодой писатель Луи возвращается домой спустя 12 лет и не потому, что он соскучился по родным — ему надо сообщить семье, что он болен смертельной болезнью. Его приезд взбудоражил всю родню, ведь никто так и не оправился после его отъезда. Брат героя зол на весь мир и особенно на Луи, сестра возводит парня в культ, а мать изо всех сил хочет удержать его на подольше. За один вечер мы узнаём многое об их внутрисемейных отношениях и постепенно понимаем, почему герой покинул дом. Сам же Луи весь фильм пытается набраться смелости, чтобы сообщить им страшную новость, но никак не может этого сделать.
Мы видим, как герой чувствует себя одиноким и непонятым в толпе любящих его родственников и одновременно, как он пытается простить и принять их грубость, некультурность и глупость. Это глубокая картина о том, как семья может стать одновременно нашим пристанищем и нашим худшим кошмаром. И параллельно, это тяжёлая драма о быстротечности времени и принятии смерти.
7. «Мектуб, моя любовь», 2017
Снятое против света разговорное кино о молодёжи, отдыхающей на берегу Средиземного моря.
Фильм, начинающийся с двухминутной сцены страстного секса, обещает многое, но режиссёр Абделатиф Кешиш обманывает ожидания и снимает крайне неконвенциональное кино: почти без сюжета, с длинными планами купающихся юношей и девушек, без завязки и кульминации, как будто без главных героев. Постепенно вырисовывающиеся любовные треугольники режиссёру менее интересны, чем флора и фауна приморского французского городка. Гимн молодости, апофеоз объективации, фрагмент реальности реальнее самой жизни - «Мектуб, моя любовь» раздражает, если не настроиться на волну беспечности и меланхоличной созерцательности.
8. «Молодость», 2015
Удивительной красоты драма о двух старых друзьях, отдыхающих в швейцарском санатории.
В современном кино никто лучше режиссёра Паоло Соррентино не умеет снимать метафоричные и вместе с тем бытовые сцены, в которых чувствуется завершённость и мысль. Майкл Кейн, дирижирующий коровами, летающий буддистский монах, похожий на Диего Марадону толстяк, чеканящий теннисный мяч - визуальных аттракционов хватило бы на десяток фильмов, и режиссёру удаётся удержаться на тонкой грани психологической драмы и магического абсурдизма. Картина не распадается на отдельные мизансцены, а выстраивается в пронзительную историю об увядающих гениях. Фильм «Молодость», понятное дело, о старости, и великие актёры-старики Майкл Кейн и Харви Кейтель одними движениями глаз придают весомость любому диалогу.
9. «Квадрат», 2017
Сатирическая драма о кураторе музея современного искусства. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля.
Серия происшествий, в которую попадает главный герой, подсвечивает проблемы толерантности и исследует границы политкорректности, хотя начинается всё с бытового эпизода – кражи бумажника. Режиссёр Рубен Эстлунд с холодной остранённостью наблюдает за действиями героев, подсвечивая нелепость их поступков фирменной скандинавской иронией. Смотреть «Квадрат» можно и как набор забавных и остроумных зарисовок о мире современного искусства, и как актуальный комментарий о текущем состоянии Европы. Все сцены имеют бытовую мотивацию, но невольно воспринимаются как метафоры сегодняшнего общества: от персонажа мальчика-мигранта до знаменитой сцены с перфомансом художника в образе гориллы на светском рауте. В ситуации, когда традиционные европейские ценности мирного общежития испытывают удары со стороны миграционного кризиса, режиссёр Рубен Эстлунд показывает несовершенство основополагающих принципов толерантности. Критикуя общество, режиссёр, вместе с тем, оставляет героям надежду на исправление и счастливую жизнь. Обходится при этом без эффекта катарсиса, но с ощущением светлой меланхолии.
10. «Патерсон», 2016
Неделя из жизни простого водителя автобуса, пишущего стихи.
Джим Джармуш создал тихий и созерцательный фильм о природе творчества. Его бессюжетное кино разделило критиков и зрителей: одни увидели в «Патерсоне» тоскливое оправдание эскапизма, другие – возвышенный портрет настоящего поэта, негромкий гимн искусству. «Патерсон» разделён на 7 глав по числу дней из жизни главного героя, в которой с виду ничего не происходит. Режиссёр сознательно убирает из фильма любой намёк на конфликт, фиксируя внимание на маленьких бытовых деталях, повседневном течении жизни, показывая, как из малозначительных событий рождается поэзия. Адам Драйвер (специально для фильма получивший права водителя автобуса) своей неброской манерой игры заставляет забыть об образе Кайло Рена из «Звёздных войн», а играющая его жену иранка Голшифте Фарахани прекрасна в роли идеальной жены и поэтической музы.
11. «Работа без авторства», 2018
Немецкая драма, основанная на биографии художника Герхарда Рихтера. По-настоящему красивый фильм немецкого режиссёра Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, автора оскароносной картины «Жизнь других».
Маленький Курт Барнерт — талантливый и восприимчивый ребёнок, нежно любящий свою тётю Элизабет. Девушка по-своему смотрит на мир, обладает взбалмошным характером и души не чает в племяннике. Однажды выяснятся, что у Элизабет шизофрения. Всё бы ничего, но дело происходит в нацисткой Германии, а значит девушку надо стерилизовать или устранить, чтобы та не портила своими бракованными генами будущий генофонд нации. Таким образом Курт в раннем возрасте лишается любимого человека и на протяжении всей жизни несёт эту боль в себе, выражая её в творчестве. Он проносит её через всю войну, вплоть до образования ФРГ и ГДР. В Восточной Германии парень встречает прекрасную девушку Элли, чем-то напоминающую ему любимую тётю. Молодые люди влюбляются друг в друга, вот только отец девушки — тот самый врач, что решал судьбу его родственницы и тысячи других несчастных женщин.
Значительная часть фильма посвящена развитию изобразительного искусства в Германии. Особенно хорошо показана разница творческой свободы между ГДР и ФРГ. Но даже если вы не очень увлекаетесь искусством, вы найдёте в картине много прекрасного, чего только стоят потрясающей красоты героини главных ролей.