В конце каждого голливудского фильма, где участвовали животные всегда после титров, следует фраза «Во время съёмок этого фильма ни одно животное не пострадало», но так ли это на самом деле? Рассказываем про фильмы, во время съёмок которых пострадали животные.
В погоне за реализмом многие режиссёры прибегали в своих картинах к натуральным жестоким съёмкам. Первым таким фильмом стала картина «Убийство слона электрическим током» Томаса Эдисона, где сквозь слониху по имени Топси проводят электрический ток, который мгновенно убивает животное. Но больше всего в кино страдали лошади. Их сбивали на бегу верёвками, загоняли до смертельной усталости и сбрасывали со скал. Все ради красивого кадра. Так, во время съёмок фильма «Бен-Гур» (1925) погибло около ста лошадей. И никто за эти смерти не понёс никакой ответственности. Но так долго продолжаться не могло.
Переломный момент случился после выхода американского вестерна «Джесси Джеймс. Герой вне времени» в 1939 году. Во время съёмок фильма двух лошадей загнали к обрыву и заставили спрыгнуть со скалы. Конечно же, лошади погибли. История вызвала сильный резонанс, и тогда офис Уилла Хейса, следивший в то время за соблюдением этических норм в Голливуде, направил Американскую гуманитарную ассоциацию (AHA) для проверки. В результате Ассоциация создала свод правил для кинопроизводителей по охране животных и получила право контролировать все, что происходит на съёмочной площадке с животными. Фраза «Во время съёмок этого фильма ни одно животное не пострадало» означает, что фильм прошёл проверку American Humane.
К концу 1960-х Кодекс Хэйса потерял свою силу и влияние AHA также ослабло. Животные снова остались без защиты. Многие режиссёры стали этим пользоваться. Есть предположения, что в фильме «Паттон» 1970 года убили двух мулов, и никто до сих пор это не смог опровергнуть. Представителей AHA не пускали на съёмки. Были и другие подобные фильмы:
«Апокалипсис сегодня», режиссёр Фрэнсис Форд Коппола (1979)
В завершающей сцене фильма туземцы должны были совершить ритуальное убийство быка, которое символизировало смерть полковника Курца и превращало героя из объекта военной спецоперации в священную жертву ради продолжения жизни. Ритуал устроило местное племя ифугао, жители которого согласились сняться в фильме в обмен на кур, свиней и буйволов.
Все происходило по-настоящему. На камеры киногруппы несколько человек зарубили мачете живого и здорового быка! В те годы проходил рубеж безнаказанного издевательства над животными и Копполе едва удалось избежать ответственности. Позже он утверждал, что быка бы зарубили и съели местные в любом случае. А год спустя в 1980-м зоозащитникам снова удалось ввести жёсткие правила обращения с животными на съёмочных площадках. AHA заключила договор с Актёрской Гильдией и снова приступила к контролю ситуацию на съёмочных площадках.
«Ад каннибалов», режиссёр Руджеро Деодато (1980)
К сожалению, в других странах не было такой организации, как American Humane Association, поэтому разгул жестокости и отношения к животным как к декоративному реквизиту на многих съёмочных площадках происходил долгие годы. Но самые жуткие истории о съёмках фильма случились у итальянского режиссёра Руджеро Деодато.
Фильм снимался в псевдодокументальной стилистике, картинка должна была быть максимально реалистичной. По этому поводу режиссёра даже вызвали в суд — правоохранители сомневались, что все актёры, участвовавшие в картине, вернулись из Амазонии домой живыми. Были предоставлены все доказательства: актёров и правда никто не умерщвлял в угоду задумки автора. Чего не скажешь о животных. В сценах, где черепахе отрезают конечности, стреляют в свинью и отрубают голову змее — всё происходило по-настоящему. Позже Руджеро Деодато признает свои ошибки:
Использовать животных было идиотским решением. Я очень о нём сожалею
«Приключения Майло и Отиса», режиссёр Масанори Хата (1986)
Милая и невинная детская история о котёнке и щенке, которые преодолевают вместе обрушившиеся на них невзгоды. Но на самом деле в фильме не до умиления, когда узнаёшь, что все приключения с животными происходили на самом деле. Фильм снимали в Японии, где не было никаких организаций по защите животных. Так что кинопроизводители со всем своим рвением пытались добиться наиболее реалистичных кадров.
На котят натравливали змей, их бросали со скал и оставляли одних в безлюдной местности. Создатели и сами признавались, что сбились со счета, сколько было загублено животных во время таких съёмок. Их количество можно только представить. Позже, узнав в подробностях о всех событиях на площадке, поднялись возмущения, но все же фильм так и не запретили к показу.
«Иди и смотри», режиссёр Элем Климов (1985)
В военной драме о белорусском мальчике, который наблюдал зверства нацистов в родном посёлке, режиссёр хотел воссоздать реальные исторические события и в какой-то момент отказался от холостых патронов и взрывпакетов. На съёмках использовали настоящее оружие и снаряды. В фильме есть сцена, в которой главный герой собирается подоить корову и в этот момент начинается пулемётный обстрел из настоящего оружия. Корова попадает под пули.
Когда в кадре корову убивают, её убивают по-настоящему. Её должны были убить, и для меня дико было, что это происходит на моих глазах. Когда трассирующими пулями попали в корову — я в пяти метрах от неё лежал. Я подпрыгнул, а она упала на моё место. Я успел отскочить — чуть ли не к Элем Германовичу на руки
«Андрей Рублёв», режиссёр Андрей Тарковский (1966)
И знаменитого Тарковского не обошёл скандал с издевательствами над животными. По просьбе самого режиссёра была снята сцена с горящей коровой. Пусть многие и утверждают, что корова была покрыта асбестом, который используют каскадёры, но есть и другое мнение. Участники съёмок фильма подтверждают, что корова действительно была сожжена.
Вспоминаю одну из телевизионных передач «Как это было». Рассказ — об Андрее Тарковском. Ведущий тоном строгого судьи спрашивает директора съёмочной группы «Андрея Рублева»: «А правдивы ли слухи о жестокостях во время съёмок этой картины? Говорят, тогда заживо корову сожгли, лошадей зарезали?» Директор отвечает: «Нет, нет, что вы! Этого не было. Корову покрыли плащом, а наверху была ткань, которую подожгли. И корова осталась невредимой». Зачем же лукавить? Корову тогда сожгли. Заживо
Но издевательством над коровой не обошлось. Для завершающего эпизода в фильме была сброшена с колокольни лошадь, которая переломала себе ноги, позже её просто добили. Обе сцены были вырезаны из фильма и их можно увидеть лишь в любительской версии фильма «Страсти по Тарковскому».
«Мандерлей», режиссёр Ларс фон Триер (2005)
Во время съёмок фильма был запечатлён эпизод убийства осла ради еды. А в американском журнале Entertainment Weekly сообщили, что именно этот случай побудил Джона К. Рейли уйти со съёмочной площадки. Фильм был снят в Швеции, а по местным законам животных можно убивать в кинопроизводстве, если за убийство отвечает ветеринар. Продюсер фильма Питер Албек Йенсен утверждал, что осел был стар и болен и его убийство было гуманным. После череды протестов зоозащитников Триер убрал эпизод из фильма, чтобы не отвлекать зрителей от содержания картины.
Были ещё скандалы с проектами:
— «Пираты Карибского моря:
Проклятие Черной жемчужины» — создателей обвиняли в убийстве морской фауны во время
съёмок с батальными сценами. Десятки морских рыб были
выброшены на берег мёртвыми;
— «Хоббит: нежданное путешествие» — во время съёмок
погибло 27 животных (овцы, куры и козы погибли от обезвоживания и голода);
— «Жизни
Пи» — во время сцены с плывущим тигром животное потеряло ориентацию и стало
тонуть, дрессировщик сумел вовремя среагировать и спас подопечного.
И таких историй насчитывается бесконечное множество. Как бы не контролировалось подобное законами и кодексами, до тех пор, пока кинопроизводители не перестанут использовать зверей в своих творческих целях, это будет продолжаться. Одна надежда на технологии, благодаря которым можно добиться уникальных и потрясающих кадров без полного участия для этого животных. Тому пример фильмы «Король лев» и «Книга джунглей». Ведь братья наши меньшие не давали никакого согласия на подобное и не смогут дать.