6 июля начался 74-й Каннский кинофестиваль, из-за пандемии в прошлом году фестиваль проходил в ограниченном формате, поэтому в этом году он особенно долгожданный. Просмотр фильмов в Каннах это повод следить не только за премьерами и новинками, но и вспомнить участников предыдущих годов Каннского фестиваля. Пусть эти фильмы и не получили главную награду — «Золотую пальмовую ветвь», но внесли свою ценную лепту в историю фестивального кино и мирового кинематографа. Предлагаем вам подборку самых ярких, непревзойдённых и будоражащих фантазии зрителей картины, которые были представлены на Каннском кинофестивале за последние 10 лет.
Лето'85 (2020)
Фильм принимал участие в прошлогодней программе Каннского кинофестиваля.
Режиссёр Франсуа Озон снял юношеский романс под музыку The Cure на 16-миллиметровую плёнку на фоне морского бриза и тёплого солнечного пляжа. «Лето 85» основан на романе Эйдена Чемберса «Станцуй на моей могиле». Когда Франсуа в 1984-м прочитал эту книгу, ему было 17 лет. Под впечатлением от произведения и с желанием рассказать о своей молодости режиссёр решил в своём фильме перенести события книги в 1984-й год во Францию. А 1985-й год был выбран из-за выхода песни The Cure «In Between Days», которая вышла в этом году.
Главный герой 16-летний Алекси (Феликс Лефевр) живёт в Нормандии. Он окончил школу, впереди лёгкая неопределённость, но зато полная уверенность в счастливом будущем. В один из обычных летних деньков Алекси попадёт в морской шторм, его лодка переворачивается, а жизнь висит на волоске. Горе морехода спасает молодой юноша по имени Давид Горман (Бенжамен Вуазен). После этого случая молодые люди очень сильно сближаются. Алекси ждёт первый поцелуй, первая любовь и первая близость. Этот фильм пропитан ностальгическими нотками, рассказывает о взрослении, о радостях и переживаниях молодых людей с лёгким морским флёром.
Боль и слава (2019)
Личный фильм испанского классика Педро Альмодовара.
Главный герой картины — стареющий режиссёр Сальвадор Мальо (Антонио Бандерас), воплощение самого Альмодовара. Он не видит в себе особого таланта. После выхода его самой успешной картины «Вкус» прошло 30 лет. Дальнейшее творчество Сальвадора стало заложником первого триумфа. В результате режиссёр живёт в тихой рефлексии, с памятью о матери и родительском доме. Но в нем ещё теплится талант, проявляющийся в его неопубликованных рассказах. Оказавшись на грани самоубийства среди осколков собственной жизни, он приходит к выводу, что боль и слава сопутствуют каждому успешному творцу, который превращает душевные и физические терзания в мгновения триумфа.
Молодую мать режиссёра в его воспоминаниях о детстве играет Пенелопа Крус, а игра Антонио Бандераса в фильме была удостоена награды в Каннах и премии «Гойя» за лучшую и, возможно, главную роль своей жизни.
Капернаум (2018)
Фильм, который разбивает людям сердце.
«Капернаум» вызвал шквал восторгов на Каннском кинофестивале и был номинирован на премию «Оскар». Картина режиссёра Надин Лабаки находилась в производстве почти 5 лет — всё это время авторы исследовали жизнь трущоб, пригласив на основные роли непрофессиональных актёров.
Сюжет строится вокруг мальчика по имени Зейн. Он из многодетной и нищей семьи, которых не так уж и мало в Капернауме. Сколько у него братьев и сестёр — он и сам не знает. Такие дети живут в бедных городах как призраки. Они с самого рождения вынуждены выживать на улицах города, у них нет еды, родительской любви, нет надежды на будущее.
Всё, что у них есть в жизни, — это лишь боль, ненависть, труд, голод, сигареты, болезни, бесконечная борьба за выживание и попытка выбраться из нищеты, что не представляется возможным даже при наличии неординарного умственного подхода к выполнению этой задачи. И Зейн, при всей своей схожести с другими детьми, обладает именно таким необычным мышлением, помогающим ему выживать. «Капернаум» — очень серьёзная и суровая картина, без слез и выдавливания жалости, кристально ясная, продуманная. Чистая и похожая на правду, история нищего мальчика тем не менее вызывает огромную симпатию к герою.
Нелюбовь (2017)
Фильм Андрея Звягинцева участвовал в конкурсе 70-го Каннского фестиваля и получил приз жюри. На этот раз талантливый российский режиссёр показал острую семейную драму, в которой отразил глубокие современные проблемы гражданского общества.
Одна московская семья из Южного Тушино как маленькое государство. Молодая пара Борис (Розин) и Женя (Спивак) озабочены своим разводом и продажей квартиры. Как делить своего единственного 12-летнего сына Алёшу (Новиков) — их не сильно заботит, а его будущее и вовсе никого не волнует. После очередного семейного скандала и разговоров про детский интернат родители не сразу замечают пропажу их сына. А дальше — как в густом и мрачном тумане. Поиски себя, ребёнка, спасения и надежды. Жёсткая семейная драма периодически перетекает в психологический триллер, нагнетает, пугает, больно колит. Как всегда, у Андрея Звягинцева фильм получился для самых смелых зрителей, а в этот раз ещё и не боящихся увидеть собственное кривое отражение.
Служанка (2016)
Эротический триллер южнокорейского режиссёра Пак Чхан Ука, известного по работе над фильмами «Олдбой» и «Жажда», премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале.
Корея, 1930-е годы. Молодая воровка вступает в сговор со знакомым джентльменом, чтобы провернуть одну аферу — устраивается горничной к богатой японской наследнице с целью помочь аферисту соблазнить хозяйку. Но в отношениях между героиней и госпожой вспыхивает любовь. Захватывающий сюжет, присущий азиатской киношколе, обескураживает зрителя. Лесбийская мелодрама переходит в кич, а за откровенной эротикой спрятана ирония, феминистический пафос слишком гиперболизирован и уже не смотрится чем-то серьёзным. И всё это с безупречной красотой каждого кадра, красивой музыкой и лихо закрученным сюжетом.
Фильм «Служанка» получил награду Vulcain Prize на Каннском кинофестивале и стал победителем Британской киноакадемии как Лучший фильм на иностранном языке.
Макбет (2015)
За очередную экранизацию шекспировской трагедии взялся австралийский режиссёр Джастин Курзель. Фильм, в котором роли Макбета и леди Макбет достались Майклу Фассбендеру и Марион Котийяр, оказался в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и претендовал на «Золотую пальмовую ветвь».
11 век, в Шотландии идёт гражданская война. Королевский полководец Макбет ведёт бесконечные войны и почти не бывает дома. Его супруга леди Макбет, узнав о предсказании, что её супруг станет королём, советует тому начать борьбу за власть.
Королевские интриги, заговоры, завораживающие битвы и средневековая Европа — обширная и красочная картина сохранила язык английского драматурга в его стихотворной форме. Все диалоги героев почти дословно пересказаны из сюжета оригинала, добавляя картине особого шарма.
Мамочка (2014)
Фильм был показан в рамках основной конкурсной программы Каннского кинофестиваля в 2014 году, где получил Приз жюри, а также был награждён премией «Сезар» за лучший иностранный фильм. «Мамочка» — пятый полнометражный фильм Ксавье Долана, которому на тот момент было 25 лет. История о конфликтных отношениях матери и сына — личное откровение самого Ксавье.
Одинокая и овдовевшая Диана забирает из интерната своего сына-подростка, страдающего СДВГ. Стив становится главным объектом и смыслом её жизни. Диана — яркая и взбалмошная, Стив — эксцентричный с неуправляемым гневом. Отношения Стива к матери, как качели: то он признается ей в любви и готов кружиться с ней в танце, а совсем скоро готов убить. Уравновешивать эту безумную парочку получается у их соседки Кайлы, которая тоже нашла свою отдушину в дружбе со Стивом и Дианой.
Ксавье Долан снял чувственный, яркий, немного шокирующий фильм. Он не о материнской жестокости или Эдиповом комплексе. «Мамочка» — фильм о сильной любви. И даже если эта любовь может испортить всю жизнь, лучше так, чем нелюбовь.
Венера в мехах (2013)
Картина режиссёра Романа Полански. В основу фильма легла экранизация пьесы американского драматурга Дэвида Айвза, основанная на романе Леопольда Захера-Мазоха, в которой всего два персонажа — режиссёр и актриса.
Сюжет рассказывает о молодом режиссёре Тома Новачеке (Матье Амальрик), он отчаянно ищет актрису для постановки произведения Захера-Мазоха в театре. Она приходит на прослушивание, зовут её Ванда (Эмманюэль Сенье), и режиссёр уже и не замечает, как разыгрывает вместе с обворожительной актрисой историю садомазохистской любви.
Фильм-этюд не вписывается в каноны кинематографа, но это и к лучшему. Гениальная постановка завораживает любого зрителя, всё держится за счёт игры актёров, и Роман Полански не ошибся с выбором.
Королевство полной луны (2012)
Очередной шедевр от режиссёра Уэса Андерсона открывал 65-й Каннский кинофестиваль. Каждый кадр фильмов Андерсона — это симметричное художественное полотно. Свет, декорации, пространство— всё в фильме заставляет зрителя получать эстетическое удовольствие от просмотра.
«Королевство полной луны» рассказывает историю приключения и влюблённости двух детей 12-ти лет, в главных ролях целый список из звёздных фамилий: Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Фрэнсис МакДорманд, Джаред Гилман, Тильда Суинтон и многие-многие другие.
Сэм — бойскаут, сирота и интроверт. Он сбегает из лагеря бойскаутов, чтобы вместе со своей подругой Сьюзи совершить путешествие по острову, но родители девочки, конечно же, мешают этому. Получилась очень добрая и поучительная история о дружбе, взаимовыручке и преданности.
Меланхолия (2011)
«Красивый фильм о конце света» — таков слоган фильма режиссёра Ларса фон Триера. Фильм открывается видеоувертюрой под музыку из «Тристана и Изольды» Вагнера.
На планету Земля надвигается планета Меланхолия. И пока Меланхолия медленно держит курс на Землю, зрители наблюдают за трагедией главных персонажей картины — сестёр Жюстин (Кирстен Данст) и Клэр (Шарлотта Генсбур).
Невероятно красивая картина, написанная по всем канонам драматургии, которая повествует больше не о конце света, а о состоянии сознания.