Список фильмов Каннского кинофестиваля последнего десятилетия, которые стоит посмотреть

Собрали для вас подборку ярких фильмов-участников Каннского кинофестиваля за последние 10 лет.
08 июля
Анастасия Назарова
Каннский кинофестиваль
Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля
Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля

6 июля начался 74-й Каннский кинофестиваль, из-за пандемии в прошлом году фестиваль проходил в ограниченном формате, поэтому в этом году он особенно долгожданный. Просмотр фильмов в Каннах это повод следить не только за премьерами и новинками, но и вспомнить участников предыдущих годов Каннского фестиваля. Пусть эти фильмы и не получили главную награду — «Золотую пальмовую ветвь», но внесли свою ценную лепту в историю фестивального кино и мирового кинематографа. Предлагаем вам подборку самых ярких, непревзойдённых и будоражащих фантазии зрителей картины, которые были представлены на Каннском кинофестивале за последние 10 лет.

Лето'85 (2020)

Кадр из фильма «Лето'85»
Кадр из фильма «Лето'85»

Фильм принимал участие в прошлогодней программе Каннского кинофестиваля.

Режиссёр Франсуа Озон снял юношеский романс под музыку The Cure на 16-миллиметровую плёнку на фоне морского бриза и тёплого солнечного пляжа. «Лето 85» основан на романе Эйдена Чемберса «Станцуй на моей могиле». Когда Франсуа в 1984-м прочитал эту книгу, ему было 17 лет. Под впечатлением от произведения и с желанием рассказать о своей молодости режиссёр решил в своём фильме перенести события книги в 1984-й год во Францию. А 1985-й год был выбран из-за выхода песни The Cure «In Between Days», которая вышла в этом году.

Главный герой 16-летний Алекси (Феликс Лефевр) живёт в Нормандии. Он окончил школу, впереди лёгкая неопределённость, но зато полная уверенность в счастливом будущем. В один из обычных летних деньков Алекси попадёт в морской шторм, его лодка переворачивается, а жизнь висит на волоске. Горе морехода спасает молодой юноша по имени Давид Горман (Бенжамен Вуазен). После этого случая молодые люди очень сильно сближаются. Алекси ждёт первый поцелуй, первая любовь и первая близость. Этот фильм пропитан ностальгическими нотками, рассказывает о взрослении, о радостях и переживаниях молодых людей с лёгким морским флёром.

 Боль и слава (2019)

Кадр из фильма «Боль и слава»
Кадр из фильма «Боль и слава»

Личный фильм испанского классика Педро Альмодовара.

Главный герой картины — стареющий режиссёр Сальвадор Мальо (Антонио Бандерас), воплощение самого Альмодовара. Он не видит в себе особого таланта. После выхода его самой успешной картины «Вкус» прошло 30 лет. Дальнейшее творчество Сальвадора стало заложником первого триумфа. В результате режиссёр живёт в тихой рефлексии, с памятью о матери и родительском доме. Но в нем ещё теплится талант, проявляющийся в его неопубликованных рассказах. Оказавшись на грани самоубийства среди осколков собственной жизни, он приходит к выводу, что боль и слава сопутствуют каждому успешному творцу, который превращает душевные и физические терзания в мгновения триумфа.

Молодую мать режиссёра в его воспоминаниях о детстве играет Пенелопа Крус, а игра Антонио Бандераса в фильме была удостоена награды в Каннах и премии «Гойя» за лучшую и, возможно, главную роль своей жизни.

Капернаум (2018)

Кадр из фильма «Капернаум».
Кадр из фильма «Капернаум».

Фильм, который разбивает людям сердце.

«Капернаум» вызвал шквал восторгов на Каннском кинофестивале и был номинирован на премию «Оскар». Картина режиссёра Надин Лабаки находилась в производстве почти 5 лет — всё это время авторы исследовали жизнь трущоб, пригласив на основные роли непрофессиональных актёров.

Сюжет строится вокруг мальчика по имени Зейн. Он из многодетной и нищей семьи, которых не так уж и мало в Капернауме. Сколько у него братьев и сестёр — он и сам не знает. Такие дети живут в бедных городах как призраки. Они с самого рождения вынуждены выживать на улицах города, у них нет еды, родительской любви, нет надежды на будущее.

Всё, что у них есть в жизни, — это лишь боль, ненависть, труд, голод, сигареты, болезни, бесконечная борьба за выживание и попытка выбраться из нищеты, что не представляется возможным даже при наличии неординарного умственного подхода к выполнению этой задачи. И Зейн, при всей своей схожести с другими детьми, обладает именно таким необычным мышлением, помогающим ему выживать. «Капернаум» — очень серьёзная и суровая картина, без слез и выдавливания жалости, кристально ясная, продуманная. Чистая и похожая на правду, история нищего мальчика тем не менее вызывает огромную симпатию к герою.

Нелюбовь (2017)

Кадр из фильма «Нелюбовь»
Кадр из фильма «Нелюбовь»

Фильм Андрея Звягинцева участвовал в конкурсе 70-го Каннского фестиваля и получил приз жюри. На этот раз талантливый российский режиссёр показал острую семейную драму, в которой отразил глубокие современные проблемы гражданского общества.

Одна московская семья из Южного Тушино как маленькое государство. Молодая пара Борис (Розин) и Женя (Спивак) озабочены своим разводом и продажей квартиры. Как делить своего единственного 12-летнего сына Алёшу (Новиков) — их не сильно заботит, а его будущее и вовсе никого не волнует. После очередного семейного скандала и разговоров про детский интернат родители не сразу замечают пропажу их сына. А дальше — как в густом и мрачном тумане. Поиски себя, ребёнка, спасения и надежды. Жёсткая семейная драма периодически перетекает в психологический триллер, нагнетает, пугает, больно колит. Как всегда, у Андрея Звягинцева фильм получился для самых смелых зрителей, а в этот раз ещё и не боящихся увидеть собственное кривое отражение.

Служанка (2016)

Кадр из фильма «Служанка»
Кадр из фильма «Служанка»

Эротический триллер южнокорейского режиссёра Пак Чхан Ука, известного по работе над фильмами «Олдбой» и «Жажда», премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале.

Корея, 1930-е годы. Молодая воровка вступает в сговор со знакомым джентльменом, чтобы провернуть одну аферу — устраивается горничной к богатой японской наследнице с целью помочь аферисту соблазнить хозяйку. Но в отношениях между героиней и госпожой вспыхивает любовь. Захватывающий сюжет, присущий азиатской киношколе, обескураживает зрителя. Лесбийская мелодрама переходит в кич, а за откровенной эротикой спрятана ирония, феминистический пафос слишком гиперболизирован и уже не смотрится чем-то серьёзным. И всё это с безупречной красотой каждого кадра, красивой музыкой и лихо закрученным сюжетом.

Фильм «Служанка» получил награду Vulcain Prize на Каннском кинофестивале и стал победителем Британской киноакадемии как Лучший фильм на иностранном языке.

Макбет (2015)

Промо к фильму «Макбет»
Промо к фильму «Макбет»

За очередную экранизацию шекспировской трагедии взялся австралийский режиссёр Джастин Курзель. Фильм, в котором роли Макбета и леди Макбет достались Майклу Фассбендеру и Марион Котийяр, оказался в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и претендовал на «Золотую пальмовую ветвь».

11 век, в Шотландии идёт гражданская война. Королевский полководец Макбет ведёт бесконечные войны и почти не бывает дома. Его супруга леди Макбет, узнав о предсказании, что её супруг станет королём, советует тому начать борьбу за власть.

Королевские интриги, заговоры, завораживающие битвы и средневековая Европа — обширная и красочная картина сохранила язык английского драматурга в его стихотворной форме. Все диалоги героев почти дословно пересказаны из сюжета оригинала, добавляя картине особого шарма.

Мамочка (2014)

Кадр из фильма «Мамочка»
Кадр из фильма «Мамочка»

Фильм был показан в рамках основной конкурсной программы Каннского кинофестиваля в 2014 году, где получил Приз жюри, а также был награждён премией «Сезар» за лучший иностранный фильм. «Мамочка» — пятый полнометражный фильм Ксавье Долана, которому на тот момент было 25 лет. История о конфликтных отношениях матери и сына — личное откровение самого Ксавье.

Одинокая и овдовевшая Диана забирает из интерната своего сына-подростка, страдающего СДВГ. Стив становится главным объектом и смыслом её жизни. Диана — яркая и взбалмошная, Стив — эксцентричный с неуправляемым гневом. Отношения Стива к матери, как качели: то он признается ей в любви и готов кружиться с ней в танце, а совсем скоро готов убить. Уравновешивать эту безумную парочку получается у их соседки Кайлы, которая тоже нашла свою отдушину в дружбе со Стивом и Дианой.

Ксавье Долан снял чувственный, яркий, немного шокирующий фильм. Он не о материнской жестокости или Эдиповом комплексе. «Мамочка» — фильм о сильной любви. И даже если эта любовь может испортить всю жизнь, лучше так, чем нелюбовь.

Венера в мехах (2013)

Кадр из фильма «Венера в мехах»
Кадр из фильма «Венера в мехах»

Картина режиссёра Романа Полански. В основу фильма легла экранизация пьесы американского драматурга Дэвида Айвза, основанная на романе Леопольда Захера-Мазоха, в которой всего два персонажа — режиссёр и актриса.

Сюжет рассказывает о молодом режиссёре Тома Новачеке (Матье Амальрик), он отчаянно ищет актрису для постановки произведения Захера-Мазоха в театре. Она приходит на прослушивание, зовут её Ванда (Эмманюэль Сенье), и режиссёр уже и не замечает, как разыгрывает вместе с обворожительной актрисой историю садомазохистской любви.

Фильм-этюд не вписывается в каноны кинематографа, но это и к лучшему. Гениальная постановка завораживает любого зрителя, всё держится за счёт игры актёров, и Роман Полански не ошибся с выбором.

Королевство полной луны (2012)

Кадр из фильма «Королевство полной луны»
Кадр из фильма «Королевство полной луны»

Очередной шедевр от режиссёра Уэса Андерсона открывал 65-й Каннский кинофестиваль. Каждый кадр фильмов Андерсона — это симметричное художественное полотно. Свет, декорации, пространство— всё в фильме заставляет зрителя получать эстетическое удовольствие от просмотра.

«Королевство полной луны» рассказывает историю приключения и влюблённости двух детей 12-ти лет, в главных ролях целый список из звёздных фамилий: Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Фрэнсис МакДорманд, Джаред Гилман, Тильда Суинтон и многие-многие другие.

Сэм — бойскаут, сирота и интроверт. Он сбегает из лагеря бойскаутов, чтобы вместе со своей подругой Сьюзи совершить путешествие по острову, но родители девочки, конечно же, мешают этому. Получилась очень добрая и поучительная история о дружбе, взаимовыручке и преданности.

Меланхолия (2011)

Кадр из фильма «Меланхолия»
Кадр из фильма «Меланхолия»

«Красивый фильм о конце света» — таков слоган фильма режиссёра Ларса фон Триера. Фильм открывается видеоувертюрой под музыку из «Тристана и Изольды» Вагнера.

На планету Земля надвигается планета Меланхолия. И пока Меланхолия медленно держит курс на Землю, зрители наблюдают за трагедией главных персонажей картины — сестёр Жюстин (Кирстен Данст) и Клэр (Шарлотта Генсбур).

Невероятно красивая картина, написанная по всем канонам драматургии, которая повествует больше не о конце света, а о состоянии сознания.

Читайте также
Лучшие мемы из кинофильмов и истории их возникновения
Лучшие мемы из кинофильмов и истории их возникновения
Полноценный гид по мемам из фильмов и сериалов.
Интересные факты о кинофраншизе «Форсаж»
Интересные факты о кинофраншизе «Форсаж»
Уверены, что такого Вы ещё не знали о «Форсажах».
Режиссёры, которые любят сниматься в собственных фильмах
Режиссёры, которые любят сниматься в собственных фильмах
Рассказываем про зарубежных режиссёров, которые играют главные роли в своих картинах, от Вуди Аллена до Джеки Чана.
Какие фильмы современных итальянских режиссёров надо посмотреть
Какие фильмы современных итальянских режиссёров надо посмотреть
Составили для вас список лучших фильмов, которые были созданы итальянскими режиссёрами за последние 20 лет.