Очень часто режиссёры предпочитают играть в своих же картинах. Для кого-то это реализация актёрских амбиций, а для кого-то игра со зрителями, как, например, это делал Альфред Хичкок. Поклонники ждали его появления в кадре и искали режиссёра среди персонажей на заднем плане. Альфред мог появиться в виде пассажира автобуса, героя рекламы или просто прохожего с собачкой.
Мы решили рассказать о 4 иностранных режиссёрах, которые чаще всего встречаются в собственных фильмах.
Вуди Аллен
Вуди Аллен очень часто является главным героем в своих фильмах. Это обусловлено тем, что персонаж, которого он играет, — хронический неудачник, ему везёт только с женщинами, а в сочетании с жалкой внешностью и непрошибаемой самоуверенностью создаётся комичный образ. Этот образ у Вуди Аллена зародился ещё со времён, когда режиссёр зарабатывал на жизнь выступая stund-up комиком. Публике очень нравились его выступления.
Мои агенты каждый вечер приходили в кабаре и выталкивали меня на сцену. Они говорили: если стал исполнителем, остальное приложится. Я стал получать больше заказов на тексты, и потом мне стали предлагать режиссёрскую работу именно потому, что я засветился как исполнитель. Сцена — своего рода витрина
Поэтому в кино Аллен стал использовать то, что у него лучше всего получалось — писать смешные тексты и самому же их исполнять. Первым фильмом, который Вуди Аллен поставил самостоятельно, стал «Хватай деньги и беги» (1969), в нём Вуди сыграл главную роль неудачника Вергилия. Фильм стал отправной точкой в режиссёрской карьере комика, а образ хлипкого невротика и пессимиста Вергилия зрители будут наблюдать в фильмах режиссёра ещё многие десятки лет. После головокружительного успеха в фильме «Энни Холл» (1977), который принёс комику премию «Оскар» и множество других наград, Вуди Аллен позволяет себе режиссёрские эксперименты, он пробует себя в новом жанре и снимает драму «Интерьеры» (1978), где в главных ролях режиссёра уже не будет — он бы не вписался туда со своим юмористическим образом. Фильм получил в своё время 5 номинаций на «Оскар» и был признан критиками лучшим фильмом года.
Самые популярные фильмы в исполнении режиссёра: «Любовь и смерть» (1975), «Пули над Бродвеем» (1994), «Разбирая Гарри» (1997), «Голливудский финал» (2002).
Квентин Тарантино
Тарантино мастер ярких запоминающихся эпизодических ролей. С детства он увлекался фильмами и мечтал стать актёром.
В школе мне было скучно. Я хотел быть актёром, не понимал математику, не разбирался в орфографии. Зато мне хорошо давалось чтение и история. История похожа на кино
Тарантино бросил школу в 9-м классе, пошёл на работу и стал посещать курсы актёрского мастерства Джеймса Беста. После долгих поисков Тарантино нашёл себе работу мечты — продавца кассет в магазине «Видео-архив». Параллельно он работал над своим первым фильмом «Любовь птицы в неволе» (1983), чёрной комедии о девушке, попавшей в аварию. Фильм создавался совместно с другом Квентина Скоттом МакГиллом, с которым режиссёр познакомился в магазине «Видео-архив». К сожалению, о фильме мало что можно сказать — плёнки сжёг МакГилл. Известно, что главную роль исполнил Тарантино. С актёрской карьерой у молодого режиссёра не особо выходило, зато Квентин очень сильно продвинулся в другом. А свою несбывшуюся мечту реализовывает эпизодическими ролями в своих же картинах.
Самые яркие роли Тарантино были в его фильмах: «Бешеные псы» (1992), режиссёр играл мистера Коричневого, который вначале картины рассказывает свой монолог о смысле песни Мадонны «Like a Virgin». Этот монолог Тарантино написал ещё во время посещения актёрских курсов. Затем последовала легендарная роль Джимми в «Криминальное чтиво» (1994), режиссёр предстаёт перед зрителями в домашнем халате и ждёт с работы свою жену Бонни. Квентин сыграл ещё в фильмах «Четыре комнаты» (1995), где он участвует в знаменитом обсуждении, что круче — игристое шампанское или Crystal, «Джанго освобождённый» (2012), «Омерзительная восьмёрка» (2015) и «Бесславные ублюдки» (2009).
Клинт Иствуд
Клинт Иствуд пришёл в мир кино как актёр. Начинал он свою карьеру с игры в спагетти-вестернах, особенно Иствуд полюбился режиссёру Серджио Леоне. Именно Леоне и повлияет на дальнейший стиль Иствуда как режиссёра. В своих картинах будущий режиссёр будет использовать похожие приёмы и технику съёмки. Образ смелого целеустремлённого «хорошего парня с пистолетом» закоренился за Клинтом Иствудом, начиная с «долларовой трилогии» — «За пригоршню долларов» (1964), «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966). Иствуд стал иконой фильмов в жанре вестерн. Но со временем актёру захотелось попробовать себя в другой роли.
Первый режиссёрский дебют Иствуда пришёлся на картину «Сыграй мне перед смертью» (1971) про успешного ди-джея, которого преследует сумасшедшая поклонница. Сам же Иствуд в фильме сменил своё актёрское амплуа и сыграл богемного интеллектуала. Начиная с этого фильма, Клинт Иствуд всё чаще будет отказываться от ролей у других режиссёров и играть главные роли в своих собственных картинах. Будучи авторитетной звездой с огромным опытом за плечами и сильным, но сложным характером Клинт часто вмешивался в постановку фильма, в котором снимался, иногда это доводило до больших конфликтов с режиссёрами, а порой и вовсе увольнением вторых. Отсняв несколько фильмов и почувствовав себя уверенно в кресле постановщика, Клинт Иствуд свою следующую картину посвящает двум режиссёрам, которым обязан своей известностью — Серджио Леоне и Дону Сигелу. Картина «Непрощённый» (1992) принесёт Иствуду два «Оскара» за Лучший фильм и Лучшего режиссёра.
В картинах актёра-режиссёра в первую очередь речь идёт об эмоциональных историях, которые он рассказывает без новаторства, в размеренном темпе, с некоторой тягучестью, но чисто и искренне.
Лучшие фильмы Клинта Иствуда, в которых режиссёр исполнил главные роли: «Идеальный мир (1993)», «Мосты округа Мэдисон» (1995), «Малышка на миллион» (2004), «Гран Торино» (2008), «Наркокурьер» (2018).
Джеки Чан
Джеки Чан прославился как каскадёр и актёр в боевиках. К режиссуре его привело стремление всё делать и контролировать самому (в фильме «Доспехи Бога — 3: Миссия "Зодиак"» на Джеке висело 15 должностей, это даже попало в Книгу рекордов Гиннесса).
Чан родился и вырос в Гонконге и учился в Китайском институт исследований оперы. Там его научили акробатике, пению и кунг-фу. Изнурительные тренировки в школе принесли первые плоды в юности, когда Чана пригласили сниматься в каскадёрской массовке для фильма Брюса Ли. В 70-е после смерти Брюса Ли кинематографисты Гонконга искали ему замену. Китайский режиссёр и продюсер Ло Вэй посмотрел каскадёрские трюки Чана и пригласил его на главную роль в фильм «Новый кулак ярости» (1976). Но нового Брюса Ли из Джеки Чана не вышло. Тогда Чан решил пойти совершенно другим путём, он изобрёл свой личный стиль кунг-фу, а персонажу добавил простоты и некую безалаберность, которая придавала комедийности. И это сработало. Посыпались фильмы, с которыми Джеки Чану стал приходить успех. Актёр оттачивал свои навыки, каскадёрские постановки, и уже в фильме «Бесстрашная гиена» (1979) Чан выступал как помощник режиссёра. К 1980 году он стал успешным актёром с неповторимым стилем и амплуа.
Когда я перешёл в «Голден Харвест», то мечтал завоевать весь мир, в частности – США. Мы сняли «Большую драку», фильм вышел в американский прокат – это стало знакомством мира со мной. А потом я сыграл с американской суперзвездой Бёртом Рейнальдсом в фильме «Гонки. Пушечное ядро». После этого вышел мой сиквел «Покровитель» и «Доспехи Бога». Они не имели колоссального успеха в Америке, но дали мне нехилый толчок в будущее
Джеки Чан выполнял все свои трюки сам, хореография боя была поставлена с юмором, а то, что вытворяет Чан в своих фильмах, способно покорить любого зрителя.
Самые безбашенные фильмы с Джеки Чаном в главной роли были сняты самим Джеки Чаном: «Проект А» (1983), «Полицейская история» (1985), «Доспехи Бога» (1986), «Доспехи Бога 2: Операция Кондор» (1991).