Оглушающий рёв двигателей, визг шин и азарт погони — всё это неотъемлемые элементы сцен, которые крадут внимание кинозрителей на протяжении десятилетий. Собрали 10 фильмов, что задали новые стандарты кинематографического мастерства, показав сложные и впечатляющие сцены автомобильной погони своего времени.
«Детектив Буллитт» (Bullitt), 1968 год
Работу режиссёра Питера Йейтса со Стивом МакКуином в главной роли называют фильмом, изменившим правила игры в жанре экшен. Самый известный эпизод картины — это почти 10-минутная автомобильная погоня по улицам Сан-Франциско, которая в своё время установила новые стандарты реалистичности и напряжения от эпизода.
Сцену тщательно спланировали и поставили с помощью настоящих трюков, которые пришлось выполнять на высокой скорости и на реальных городских улицах. Стив МакКуин, будучи заядлым автолюбителем, самостоятельно выполнил некоторые из опасных элементов, что добавило фильму ещё больше ценности. Установленные на автомобилях камеры и инновационный монтаж помогли создать абсолютно новые впечатления у зрителей от просмотра художественной картины.
Погоня в «Буллите» оказала влияние на множество других фильмов, превратив автомобильные погони в важнейший элемент боевиков. Подход создателей показал, что хорошо проработанная сцена может поднять статус всей ленты и привести к повышенному спросу на подобные эпизоды в будущих фильмах.
При создании экшен-сцен «Тёмного рыцаря» Кристофер Нолан ориентировался на «Детектива Буллитта», как на один из источников вдохновения. Неоднократно о фильме высказывался другой именитый режиссёр Квентин Тарантино, признавая влияние «Детектива Буллита» на современные экшены.
«Французский связной» (The French Connection), 1971 год
Другую не менее значимую сцену автомобильной погони снял режиссёр Уильям Фридкин при работе над «Французским связным». Эпизод, в котором герой Джина Хэкмена преследует подозреваемого по многолюдным улицам Нью-Йорка, так же отличается яркой динамикой и всё ещё новаторским реализмом для тех лет.
Фридкин отдал предпочтение документальному стилю, используя портативные камеры и естественное освещение, чтобы добиться желаемого реального эффекта. Тесные, почти вызывающие клаустрофобию кадры погони и беспорядочные движения камеры создают отменный эффект погружения и вовлеченности в происходящее.
Сцена погони играет ключевую роль в создании напряжения и демонстрации непреклонной решимости главного героя. Также она служит поворотным моментом в повествовании, подчеркивая риски сюжетного расследования. «Французский связной» установил новый стандарт реализма в сценах погони, неизбежно оказав влияние на фильмы и сериалы, в которых можно увидеть грубый и словно бы недоработанный стиль, пронизывающий картину Уильяма Фридкина.
«Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road), 2015 год
«Дорога ярости» в постановке Джорджа Миллера известна своими безжалостными и визуально ошеломляющими сценами. Фильм представляет собой одну большую погоню с тщательно поставленным экшеном.
Идеально спланированные сцены в фильме сочетают практические трюки с минимальным количеством компьютерной графики. Миллер задействовал настоящие транспортные средства и команду каскадёров, что неизбежно повысило визуальное качество фильма. Компьютерные эффекты же призваны усилить экшен в практических сценах, но ни в коем случае не затмить их. Такой подход придаёт фильму осязаемость и приземлённость, несмотря на фантастический сюжет в постапокалиптическом мире.
Фильм получил широкое признание критиков и зрителей благодаря экшен-эпизодам, в которых хватало новаторских и захватывающих сцен погонь. «Безумный Макс: Дорога ярости» в итоге забрала множество технических наград после своего выхода, включая шесть кинопремий «Оскар». Кроме того, работа Джорджа Миллера оказала влияние на жанр боевиков, напомнив о значимости практических эффектов и настоящих трюков в современном кинематографе.
«Тёмный рыцарь» (The Dark Knight), 2008 год
В фильме Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь» есть несколько примечательных сцен погони, но самым запоминающимся остаётся эпизод с автоколонной Джокера, курсирующей по Готэму. В этой сцене высокоскоростной экшен прекрасно сочетается с городским хаосом.
Нолан использовал камеры IMAX и спецэффекты, чтобы погрузить зрителя с головой в происходящее. Погоня включает в себя сложные трюки, в числе которых переворачивающийся на большой скорости грузовик — эту сцену получилось сделать без компьютерной графики.
Съёмки сопровождались неизбежными трудностями, поскольку сцену необходимо было отснять в условиях плотного городского пейзажа. Нолан намеренно стремился использовать реальные локации для придания достоверности, а выше упомянутые камеры IMAX позволили получить на экране более детальное представление о происходящем.
Сцены погони в «Тёмном рыцаре» задали новый стандарт экшена в фильмах о супергероях, опять же сделав упор на практических эффектах и реалистичных трюках, сведя использование компьютерной графики к минимуму. Фильм остаётся эталоном среди боевиков, а сцены погони часто называют одними из лучших в жанре.
«Малыш на драйве» (Baby Driver), 2017 год
«Малыш на драйве» Эдгара Райта отличается инновационным использованием музыки, удачно синхронизированной с экшеном на экране. В фильме рассказывается о водителе, который помогает грабителям быстро покинуть место преступления, используя музыку и ритм для улучшения своей работы.
Ключевые сцены погони идеально синхронизированы с саундтреком, и каждое, даже малейшее движение на экране перекликается с играющей музыкой. Такая подача истории создаёт увлекательный и в чём-то новый опыт для зрителя, органично сочетая аудио- и визуальные элементы.
Режиссура Райта лишь подчёркивает идею с передачей точности и ритма, а его особый стиль придает сценам погони выразительность, делая их захватывающими и эстетически впечатляющими. «Малыш на драйве» полюбился за свежий подход к экшену, а зрители и критики высоко оценили креативность и реализацию трюков в фильме. Картина неизбежно вдохновила других кинодеятелей на поиски своего уникального пути в смешении музыки и экшена на экране.
«Ронин» (Ronin), 1998 год
Картина Джона Франкенхаймера прославилась за счёт одних из самых реалистичных и напряжённых сцен автомобильных погонь в истории кинематографа. Сцены преследования в «Ронине» были отсняты на реальных улицах с привлечением профессиональных водителей-каскадёров. Не последнюю роль в деле сыграло увлечение Франкенхаймера автоспортом.
В картине использовали минимум компьютерных эффектов, отдавая предпочтение реальным трюкам, которые вызывают у зрителя осязаемое ощущение опасности и волнения. Благодаря этому все сцены погонь в «Ронине» смотрятся крайне увлекательно.
«Ронин», как и другие упомянутые фильмы этого списка, установил новый стандарт для сцен автомобильных погонь в кино, сделав упор на реалистичное вождение и тактические маневры. Влияние работы Джона Франкенхаймера можно увидеть во многих последующих боевиках, чьи создатели стремятся к достоверности.
«Ультиматум Борна» (The Bourne Ultimatum), 2007 год
В знаменитом фильме Пола Гринграсса есть захватывающая автомобильная погоня по улицам Нью-Йорка, в которой высококвалифицированный оперативник Джейсон Борн показывает, что ни перед чем не остановится в попытках раскрыть правду о своём прошлом.
Сцена отличается быстрым темпом и цепляющим экшеном. Гринграсс использует портативные камеры и быстрые переключения между эпизодами, чтобы создать ощущение скорости и хаоса. Погоня включает в себя множество задействованных транспортных средств, плотный городской пейзаж, умелое управление автомобилями и создание таких трюков, которые неизбежно вовлекают зрителя в происходящее.
«Ультиматум Борна» получил высокие оценки за экшен-эпизоды, а среди других плюсов критики и зрители отметили реалистичность каждой сложной сцены, как и способность картины сохранять состояние высокого напряжения при просмотре.
«Ограбление по-итальянски» (The Italian Job), 2003 год
В фильме постановщика Ф. Гэри Грея есть захватывающая сцена погони с участием мини-куперов, разъезжающих по Лос-Анджелесу. Эпизод не только выступает в качестве отсылки к оригинальному фильму 1969 года, но и демонстрирует отточенную постановку и креативные трюки.
В сцене погони автомобили мчатся по узким дорогам, а также проезжают сквозь туннели, метро и перегруженные улицы. Эпизод отличается тщательно спланированной хореографией, где каждая машина выполняет сложные элементы, демонстрируя маневренность и скорость. И вновь фильму на пользу идут практические трюки и реальные локации.
Режиссура Грея сочетает в себе стиль в каждом кадре и сложные трюки. Сцены погони сняты с акцентом на плавность движения и динамичные ракурсы, которые подчеркивают мастерство и точность водителей. Такой подход создаёт визуально привлекательный и захватывающий дух эффект.
«Ограбление по-итальянски» получило положительные отзывы за зрелищность, стиль и содержание фильма. Критики и зрители хвалили его за креативность и исполнение сцены погони на мини-куперах.
«Матрица: Перезагрузка» (The Matrix Reloaded), 2003 год
Картина сестёр Вачовски может похвастаться потрясающей сценой автомобильной погони на шоссе, в которой сочетаются боевые искусства, взрывной экшен и непосредственно сама погоня. Эпизод по праву считается главной изюминкой фильма, демонстрируя инновационное использование компьютерной графики и практических эффектов.
В гонке на шоссе участвуют разнообразные транспортные средства, включая мотоциклы, грузовики и легковые автомобили, а симбиоз настоящих трюков и цифровых эффектов создаёт удачное сочетание реального и виртуального. Особенностью сцены является то, что персонажи перепрыгивают через транспортные средства и вступают друг с другом в рукопашный бой прямо во время движения транспорта.
Режиссура Вачовски сочетает в себе изящную футуристическую эстетику и замысловатую экшен-хореографию. Компьютерные эффекты усиливают визуальное воздействие погони, а плавные движения камеры и динамичный монтаж не отпускают внимание зрителей, заставляя понервничать.
«007: Координаты “Скайфолл”» (Skyfall), 2012 год
С первых секунд «Скайфолл» Сэма Мендеса погружает зрителей с головой в зрелищный эпизод погони с участием Джеймса Бонда, который передвигается на мотоцикле по крышам Стамбула. Сцена задаёт тон всему фильму, демонстрируя ловкость и находчивость главного героя.
Эпизод начинается с преследования Бондом врага по оживлённым улицам Стамбула, а затем погоня перерастает в поездку на мотоциклах по крышам. Тщательно отрепетированная сцена и настоящие трюки делают момент увлекательным, гарантируя зрителям незабываемые впечатления от увиденного.
Интенсивность погони подчёркивает импульсивность режиссуры Мендеса с её плавным движением камеры и динамичными ракурсами. В то же время практические трюки и реальные локации повышают степень достоверности от захватывающего дух эпизода. Критики и зрители отмечали способность фильма сочетать захватывающий экшен с потрясающей работой оператора, которая позволила создать одну из ярчайших сцен в картинах о Бонде.
«Схватка» (Heat), 1995 год
В «Схватке» Майкла Манна представлена одна из самых напряжённых и реалистичных сцен погони, чей кульминацией является перестрелка на улицах Лос-Анджелеса. Эпизод считается ключевым моментом игры в кошки-мышки между персонажами, сыгранными Аль Пачино и Робертом Де Ниро.
В этой сцене главные герои спасаются после неудачного ограбления банка, перетекающего в стремительную погоню и ожесточенную перестрелку. Реальные локации и отработанные трюки добавляют сцене достоверности.
Манн делает упор на реализм в документальном стиле, уделяя особое внимание тактическим движениям героев и хореографии перестрелки. Он использует общие планы и делает акцент на звуковом оформлении, передавая хаос и напряжение сцены, что помогает зрителям почувствовать себя частью происходящего. Эпизод с погоней из «Схватки» нередко называют одним из лучших в истории кино.
Самые зрелищные боевики можно посмотреть онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!