В первых минутах великого фильма есть что-то волшебное. Будь то немая классика или современный блокбастер — вступительная сцена важна в картине любого жанра и эпохи, так как именно она готовит почву для предстоящего кинематографического путешествия. Собрали примеры лучших открывающих сцен в картинах разных десятилетий.
Впечатляющие вступительные сцены классического кино
«Метрополис» (Metropolis)
Режиссёр: Фриц Ланг.
Год выпуска: 1927.
Метрополис — город будущего, где чётко разделена граница между рабочим классом и богатейшими людьми. Главный герой — сын местного магната — влюбляется в провидицу из пролетариата, которая предсказывает пришествие спасителя. Именно он может добиться справедливости для всех жителей города и вывести угнетённых рабочих из трущоб.
Описание вступительной сцены: Фильм начинается с завораживающей панорамы мегаполиса, за которой следует динамичная сцена с работой завода и вереницей самих трудяг, что в унисон маршируют к подземному городу.
Открывающая сцена задаёт тон фильму, посвященному индустриализации и классовому неравенству, демонстрируя потрясающие спецэффекты и дизайн в стиле ар-деко, которые были новаторскими в то время.
«Гражданин Кейн» (Citizen Kane)
Режиссёр: Орсон Уэллс.
Год выпуска: 1941.
Фильм рассказывает о жизни газетного магната Чарльза Фостера Кейна, который перед смертью произносит лишь одно слово «Роузбад». Смерть магната становится широко обсуждаемым событием в обществе, подогревая интерес к его личности. Кем же на самом деле был Кейн и почему перед смертью он произнёс только «Роузбад»?
Описание вступительной сцены: Фильм начинается с кадров пустынного и местами разрушенного поместья, постепенно подводя к Чарльзу Кейну и его последним словам, после чего он умирает в одиночестве.
Сцена раскрашивает фильм в таинственные и мрачные тона, предвещая погружение в жизнь Кейна.
«Унесённые ветром» (Gone with the Wind)
Режиссёры: Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Сэм Вуд.
Год выпуска: 1939.
Эпическая киноповесть о жизни и любви Скарлетт О'Хара в эпоху Гражданской войны в США и исторических изменениях в южных штатах.
Описание вступительной сцены: Фильм начинается с захватывающего вида на плантацию Тара и безмятежного южного пейзажа, сопровождаемых культовой музыкальной темой.
Сцена знаменует собой величие и эпический размах фильма, знакомя зрителей с миром довоенного юга и с его несколько романтизированным образом.
«Кинг-Конг» (King Kong)
Режиссёры: Мериан К. Купер, Эрнест Б. Шедсак.
Год выпуска: 1933.
Съёмочная группа отправляется в экспедицию на неизведанный остров, где обнаруживает гигантскую гориллу по имени Конг и перевозит её в Нью-Йорк, чтобы показать жителям. Намерение приводит к полному хаосу, когда горилла оказывается на свободе.
Описание вступительной сцены: Фильм начинается с нью-йоркской гавани, где двое людей обсуждают безумную затею режиссёра съёмочной группы Карла Денэма отправиться в опасное путешествие.
Сцена передает авантюрный дух фильма и создаёт настроение для экзотического и рискованного путешествия, которое предстоит пережить героям.
«Касабланка» (Casablanca)
Режиссёр: Майкл Кёртиц.
Год выпуска: 1942.
В Касабланке времён Второй мировой войны циничный американский эмигрант встречает бывшую возлюбленную. Встреча оборачивается сложной историей о любви, выборе и самопожертвовании среди тягот войны.
Описание вступительной сцены: Картина берёт начало с карты Европы, которая показывает путь беженцев, спасающихся от нацистской оккупации, и их долгое путешествие до шумных улиц Касабланки.
Вступление задаёт геополитический контекст фильма, подчеркивая отчаяние и хаос, царившие среди беженцев в военное время.
Знаковые вступительные сцены фильмов 60-х и 70-х годов
«2001: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey)
Режиссёр: Стэнли Кубрик.
Год выпуска: 1968.
Картина рассказывает об эволюции человечества, создании искусственного интеллекта и о внеземной жизни с акцентом на путешествие героев к Юпитеру с помощью разумного компьютера HAL 9000.
Описание вступительной сцены: Своё начало фильм берёт со сцены под названием «Рассвет человека», в которой гоминиды обнаруживают таинственный монолит и тот меняет их привычный уклад жизни.
Сцена поднимает темы эволюции и непознанного в фильме, используя яркие визуальные эффекты и минимум диалогов для создания у зрителя глубокого впечатления.
«Выпускник» (The Graduate)
Режиссёр: Майк Николс.
Год выпуска: 1967.
Недавний выпускник колледжа Бенджамин Брэддок заводит роман со взрослой приятельницей родителей миссис Робинсон, а затем влюбляется в её дочь.
Описание вступительной сцены: Бенджамин прилетает домой в родной Лос-Анджелес и сразу отправляется на устроенную родителями вечеринку по случаю окончания учёбы, демонстрируя растерянность и некую социальную изоляцию.
Сцена раскрывает экзистенциальный кризис Бенджамина и его нежелание соответствовать ожиданиям окружающих, что отражает настроение молодёжи 1960-х годов.
«Заводной апельсин» (A Clockwork Orange)
Режиссёр: Стэнли Кубрик.
Год выпуска: 1971.
В мрачном будущем преступник по имени Алекс участвует в противоречивом эксперименте, направленном на его «излечение» от склонности к насилию.
Описание вступительной сцены: Фильм стартует с момента, когда крупным планом показывают недобрый взгляд Алекса, а затем камера смещается, позволяя увидеть главного героя в окружении друзей-преступников. Они проводят время в сюрреалистическом баре «Корова», который подчеркивает их странный и жестокий образ жизни.
Сцена сразу погружает зрителей в тревожный и стилизованный мир фильма, обозначая Алекса как центральную фигуру повествования.
«Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (Star Wars. Episode IV: A New Hope)
Режиссёр: Джордж Лукас.
Год выпуска: 1977.
Молодой парень Люк Скайуокер с отдалённой планеты Татуин объединяет усилия с рыцарем-джедаем, контрабандистом и забавным инопланетянином Вуки, чтобы спасти вселенную от Звезды Смерти, созданной злой Галактической империей.
Описание вступительной сцены: Фильм берёт начало с уже культовых титров на фоне галактического простора, за которыми следует масштабная битва на космическом корабле, раскрывающая конфликт повстанцев и Империи.
Новаторская сцена «Новой надежды» передаёт эпический масштаб вселенной «Звёздных войн», показывая революционные для того времени спецэффекты и повествование.
«Крёстный отец» (The Godfather)
Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола.
Год выпуска: 1972.
Стареющий глава семьи передаёт контроль над своей подпольной преступной империей сыну, нежелающему заниматься делами отца.
Описание вступительной сцены: Фильм берёт начало со знаменитого монолога расстроенного владельца похоронного бюро, который пришёл просить помощи у Дона Корлеоне.
Вступление задаёт мрачный и напряжённый тон фильму, знакомя зрителей с миром семьи Корлеоне.
Культовые вступительные сцены фильмов 80-х и 90-х годов
«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (Raiders of the Lost Ark)
Режиссёр: Стивен Спилберг.
Год выпуска: 1981.
Правительство США нанимает археолога Индиану Джонса, чтобы он нашёл уникальную реликвию раньше нацистов.
Описание вступительной сцены: Индиана Джонс пробирается через заминированный храм в перуанских джунглях, а завершает путешествие знаменитым побегом от огромного валуна.
Захватывающий вступительный эпизод показывает истинную натуру Индианы Джонса как искателя приключений.
«Криминальное чтиво» (Pulp Fiction)
Режиссёр: Квентин Тарантино.
Год выпуска: 1994.
Жизни двух наёмников, боксёра, жены гангстера и пары бандитов из закусочной причудливо переплетаются в четырёх взаимосвязанных криминальных историях.
Описание вступительной сцены: Картина берёт начало с непринуждённой беседы двух персонажей в закусочной, которая внезапно трансформируется в ограбление.
Сцена демонстрирует уникальный стиль повествования Тарантино и сразу же привлекает внимание зрителей неожиданным поворотом.
«Король лев» (The Lion King)
Режиссёры: Роджер Аллерс, Роб Минкофф.
Год выпуска: 1994.
Львёнок Симба сбегает из королевства после убийства своего отца-короля, чтобы затем узнать об истинном предназначении и вернуться ради справедливости и трона.
Описание вступительной сцены: Лента начинается с эпизода под названием «Круг жизни», в котором показано рождение Симбы и приветствие молодого принца остальными обитателями саванны.
Визуально ошеломляющая и эмоционально мощная сцена раскрывает темы жизни, наследия и судьбы, сплетённые в фильме.
«Парк юрского периода» (Jurassic Park)
Режиссёр: Стивен Спилберг.
Год выпуска: 1993.
Во время ознакомительного тура в тематическом парке, где обитают воссозданные динозавры, произошёл серьёзный сбой в работе, что привело к катастрофическим последствиям.
Описание вступительной сцены: Фильм начинается с захватывающей сцены перевозки велоцираптора, в результате которой погибает работник.
Напряжённое начало показывает опасность и непредсказуемость динозавров, задавая тон всему фильму.
«Спасти рядового Райана» (Saving Private Ryan)
Режиссёр: Стивен Спилберг.
Год выпуска: 1998.
После высадки в Нормандии группа американских солдат отправляется в тыл врага, чтобы забрать рядового, чьи братья были убиты в бою, и вернуть его домой.
Описание вступительной сцены: Лента начинается с душераздирающей и реалистичной сцены высадки десанта на пляже Омаха, в ходе которой гибнет много солдат.
Жестокое и захватывающее начало фильма служит отправной точкой для погружения в ужасы войны и демонстрацией человеческих жертв, без которых не обходится ни один военный конфликт.
Незабываемые вступительный сцены современного кино
«Тёмный рыцарь» (The Dark Knight)
Режиссёр: Кристофер Нолан.
Год выпуска: 2008.
Герой Готэма Бэтмен противостоит криминальному гению Джокеру, который стремится погрузить город и его обитателей в пучину анархии.
Описание вступительной сцены: Лента берёт начало с тщательно спланированного ограбления банка, демонстрирующего хитрость и безжалостность Джокера.
Напряжённая и визуально впечатляющая сцена представляет Джокера как грозного и непредсказуемого антагониста, у которого нет тормозов.
«Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road)
Режиссёр: Джордж Миллер.
Год выпуска: 2015.
В постапокалиптической пустыне Макс объединяет усилия с Фуриосой, чтобы в захватывающей погоне сбежать от местного тирана и его безумной армии.
Описание вступительной сцены: Макс попадает в плен и подвергается пыткам, за которыми следует отчаянная попытка побега, задающая безжалостный темп и мрачный тон картины.
Энергичное начало сразу погружает зрителей в хаотичный и жестокий мир, демонстрируя всеохватывающий экшен.
«Прочь» (Get Out)
Режиссёр: Джордан Пил.
Год выпуска: 2017.
Молодой афроамериканец погружается в тревожную тайну, когда приезжает на выходные к семье своей белой подруги и узнаёт истинную причину своего приезда.
Описание вступительной сцены: Картина берёт начало с леденящего душу эпизода похищения темнокожего мужчины, поднимая тему расовой напряжённости и ужаса.
Жуткая вступительная сцена создаёт тревожную атмосферу, привлекая внимание зрителей с первых секунд.
«Социальная сеть» (The Social Network)
Режиссёр: Дэвид Финчер.
Год выпуска: 2010.
Фильм рассказывает о создании социальной сети Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории России, заблокирована РКН), первом успехе компании и последующих судебных тяжбах между Марком Цукербергом и его партнёрами.
Описание вступительной сцены: Фильм стартует с разговора между Марком Цукербергом и его девушкой Эрикой в баре, демонстрируя социальную неловкость и амбиции будущего создателя известной соцсети.
Пронизанная диалогами сцена задаёт тон картине, посвященной коммуникации, амбициям и сложностям взаимоотношений в эпоху цифровых технологий.
«Нефть» (There Will Be Blood)
Режиссёр: Пол Томас Андерсон.
Год выпуска: 2007.
Безжалостный нефтяник Дэниэл Плэйнвью переживает бум нефтяной промышленности в конце 19-го века, который позволил ему обогатиться, обрести власть и окончательно потерять себя.
Описание вступительной сцены: Фильм начинается с 15-минутного эпизода без диалогов, в котором решительный и замкнутый Дэниэл Плэйнвью находит свою первую нефтяную скважину.
Бессловесное и визуально впечатляющее вступление сразу определяет характер фильма, где раскрываются темы амбиций, жадности и человеческой цены успеха.
Самые захватывающие фильмы с интересным сюжетом можно посмотреть онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!