Скрытые гении кино: 13 блистательных режиссёров, о которых вы могли не знать

Малоизвестные режиссёры, чье творчество заслуживает внимания.
17 мая
Ангелина Гура
что посмотреть
Кадр фильма «Проект Флорида» // A24
Кадр фильма «Проект Флорида» // A24

Поиск новых ощущений от кино неизбежно приводит к постановщикам, чья имена известны ограниченному числу кинолюбителей. Составили список из 13 малоизвестных режиссёров, чьи работы создают кинематограф завтрашнего дня.

Нури Бильге Джейлан

Нури Бильге Джейлан родился в Стамбуле. Там же он изучал кинематограф в Университете искусств им. Мимара Синана после того, как освоил инженерное дело. В его творчестве неоднократно присутствовали размышления о природе человека и экзистенциальных проблемах – отчасти на это повлияли его ранние годы жизни в небольшом сельском городке Енидже.

В фильмографию Джейлана входят такие признанные критиками фильмы, как «Отчуждение» (Uzak), получивший Гран-при Каннского кинофестиваля в 2003 году, и «Зимняя спячка» (Kis Uykusu), который завоевал Золотую пальмовую ветвь в 2014. Режиссёр прославился за счёт скрупулёзного построения кадра и натуралистичных постановок. В картинах Нури Бильге Джейлан часто исследует сложности человеческих взаимоотношений с помощью минимального количества диалогов и длинного кадра.

Постановщик сыграл важнейшую роль в выводе турецкого кинематографа на мировую арену, оказав влияние на новое поколение кинематографистов в своей стране.

Трейлер фильма «Зимняя спячка» // Pinema

Келли Райхардт

Американский кинорежиссёр Келли Райхардт специализируется на изображении жизни маргиналов и сельских жителей. Она выросла в Майами и изучала кинематографию в Школе изобразительных искусств в Нью-Йорке.

Келли Райхардт укрепилась в статусе инди-кинематографиста благодаря таким лентам как «Старая радость» (Old Joy) и «Венди и Люси» (Wendy and Lucy) с Мишель Уильямс в главной роли. Работа режиссёра под названием «Первая корова» (First Cow) получила признание критиков за трогательное раскрытие тем дружбы и выживания. Художественный стиль Келли Райхардт отличается лаконичной структурой повествования, минималистичной подачей и пристальным вниманием к психологии персонажей и окружающей их обстановке.

Работы постановщицы – важная часть независимого кино, которое освещают повседневную борьбу и спокойную жизнестойкость обычных людей.

Трейлер фильма «Первая корова» // A24

Линн Рэмси

Линн Рэмси родилась в Шотландии и прошла путь от фотографа до преподавателя киноискусств в Национальной школе кино и телевидения Великобритании. Именно там у будущего режиссёра раскрылся талант к визуальной подаче историй.

Главные работы Рэмси — «Что-то не так с Кевином» (We Need to Talk About Kevin) и «Тебя никогда здесь не было» (You Were Never Really Here) — получили высокие оценки критиков за насыщенное и напряжённое повествование. Обе картины были отмечены Каннским кинофестивалем, попав в основную конкурсную программу. Линн Рэмси прославилась своим бескомпромиссным кинематографическим видением, задействуя визуальные метафоры и необычный подход к звуковому оформлению для создания глубокого погружения в историю.

Инновационный подход к повествованию и способность создавать психологически насыщенные фильмы сделали имя Линн Рэмси нарицательным в независимом кино.

Трейлер фильма «Что-то не так с Кевином» // Artificial Eye

Хайфа Аль-Мансур

Первая женщина-режиссёр Саудовской Аравии Хайфа Аль-Мансур провела детство в небольшом городе Эль-Хуфуфе, что сильно повлияло на её творческую перспективу: сначала она получила степень по литературе в Американском университете в Каире, а затем погрузилась в изучение киноискусства в Сиднейском университете.

Дебютный полнометражный фильм Аль-Мансуры «Ваджда» (Wadjda) остался в истории как первая полнометражная картина, которую полностью сняли в Саудовской Аравии под руководством женщины. Работа получила сразу несколько наград Венецианского кинофестиваля 2012 года. Фильмы постановщицы часто поднимают темы расширения прав и возможностей женщин, призывая к социальным переменам в консервативном саудовском обществе. При этом Хайфа Аль-Мансур использует мягкий повествовательный тон в сочетании с острой социальной критикой.

Аль-Мансур открыла двери для женщин-кинематографистов в арабском мире, продолжая своим творчеством провоцировать дискуссии о гендерных ролях.

Трейлер фильма «Ваджда» // Sony Pictures Classics

Эндрю Хэй

Британский режиссёр Эндрю Хэй начинал свою карьеру в качестве помощника монтажёра, прежде чем полноценно пришёл в режиссуру. Его опыт работы оказал влияние на подход к повествованию в кино.

Прорывом для Хэя стал фильм «Уик-энд» (Weekend), который чрезвычайно понравился критикам за эмоциональность и красоту. После этого режиссёр снял драму «45 лет» (45 Years), удостоившейся номинации на «Оскар» за лучшую женскую роль в исполнении Шарлотты Рэмплинг. Картины Хэя отличаются от всех прочих интимностью, детальной проработкой характеров и реалистичными диалогами, в которых основное внимание уделяется личным отношениям и внутреннему миру героев.

Работы постановщика сыграли ключевую роль в изучении сложной эмоциональной динамики взаимоотношений, предлагая свежий взгляд на отношения и пожилых персонажей в кино.

Трейлер фильма «45 лет» // Artificial Eye

Аньес Варда

Родившаяся в Бельгии и выросшая во Франции Аньес Варда стала центральной фигурой Французской новой волны – направления в кино, сформировавшегося в конце 1950-х годов. Изначально Варда была фотографом, но затем увлеклась кино, что ознаменовало значительные перемены в её творческом самовыражении.

Режиссёр известна своими работами «Клео от 5 до 7» (Cléo de 5 à 7) и «Без крыши, вне закона» (Sans toit ni loi). Обе ленты были отмечены Каннским и Венецианским кинофестивалями, демонстрируя уникальное повествование и экспериментальный стиль автора. Фильмы Варды часто сочетают в себе документальный реализм с личным мировоззрением, используя ярко выраженный феминистский подход и инновационную визуальную подачу, что бросают вызов традиционным формам повествования.

Будучи женщиной-режиссёром-новатором, Варда оказала влияние на французское кино и мировое независимое кинопроизводство, прокладывая путь будущим поколениям женщин в индустрии.

Трейлер фильма «Без крыши, вне закона» // MK2 Diffusion

Хирокадзу Корээда

Японский режиссёр Хирокадзу Корээда прославился благодаря своему созерцательному стилю в фильмах, где он часто затрагивает тонкости семейной жизни и человеческих взаимоотношений. Прежде чем заняться кинематографом, он изучал литературу в университете Васэда и планировал стать писателем.

Известными работами постановщика стали драмы «Сын в отца» (Soshite chichi ni naru) и «Магазинные воришки» (Manbiki kazoku) — последний завоевал Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в 2018 году. Картины Корээды отличаются мягким темпом, скрупулёзным вниманием к деталям и тихим эмоциональным резонансом рассказанных историй.

Постановщика знают из-за его умений мастерски исследовать состояние человека в своих работах, а также из-за оказанного влияния не только на японское кино, но и на мировой кинематограф. Подобного эффекта Корээде удалось достичь благодаря глубокому интроспективному взгляду на семейные узы.

Трейлер фильма «Магазинные воришки» // GAGA

Барри Дженкинс

Американский режиссёр Барри Дженкинс рос во Флориде, а киноискусство изучал в местном университете. Именно там постановщик оттачивал своё мастерство в умении отменно рассказать историю посредством киноязыка.

Дженкинс снял фильм «Лунный свет» (Moonlight), который завоевал в 2017 году премию «Оскар» в категории «Лучшая картина». За успешной работой последовала ещё одна драма «Если Бил-стрит могла бы заговорить» (If Beale Street Could Talk), известная своим лирическим изображением любви и несправедливости. Барри Дженкинс выделяется среди режиссёров стремлением деликатно изобразить афроамериканских персонажей с акцентом на тонкое эмоциональное повествование и богатую визуальную эстетику.

Режиссёр играет важную роль в американском кинематографе, расширяя рамки истории и углубляя изображение людей со сложными судьбами, которые недостаточно представлены в кино.

Трейлер фильма «Если Бил-стрит могла бы заговорить» // Annapurna Pictures

Джули Дэш

Режиссёр из Нью-Йорка Джули Дэш была частью движения LA Rebellion – группы афроамериканских кинематографистов из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которые стремились переосмыслить кино, созданное при участии темнокожих кинодеятелей.

Картина Дэш под названием «Дочери пыли» (Daughters of the Dust) 1991 года стала первым полнометражным фильмом женщины-режиссёра афроамериканского происхождения, который показали в кинотеатрах США. Работы постановщицы получили известность благодаря поэтичному визуальному стилю и глубоким историям, в которых исследуются судьбы афроамериканцев через призму их самобытной культуры.

Джули Дэш оказала влияние не только на афроамериканский кинематограф, но и на широкое американское кино, выдвигая на первый план сюжеты, связанные с историей и самобытностью афроамериканцев.

Трейлер фильма «Дочери пыли» // Kino International

Шон Бэйкер

Американский кинорежиссёр Шон Бейкер привлёк к себе внимание благодаря инновационному использованию технологий в своих фильмах. Он прославился за счёт съёмки фильмов на iPhone, демонстрируя необычный подход к процессу создания картин.

Такие фильмы Бэйкера как «Мандарин» (Tangerine) и «Проект Флорида» (The Florida Project) получили высокие оценки критиков за подлинное и натуральное изображение маргинальных групп. Режиссёр снимает в картинах непрофессиональных актёров, отдавая предпочтение натурным съёмкам и мобильным технологиям. Его цель – создание захватывающего опыта для зрителей, который выводит на передний план людей, чьи жизни обычно остаются незамеченными.

Подход Шона Бэйкера изменил инди-кинематограф, показав, что при скромных ресурсах можно рассказывать захватывающие истории, в которых особое внимание уделяется персонажам, живущим на задворках общества.

Посмотреть фильм «Проект Флорида» Шона Бэйкера можно в нашем онлайн-кинотеатре!

Трейлер фильма «Проект Флорида» // A24

Ван Бин

Ван Бин – китайский режиссёр-документалист, чью карьеру определило изображение суровых реалий жизни промышленных рабочих и бесправного населения Китая.

В число известных работ автора входят документальные ленты «Тесицюй» (Tiexi qu) и «Пока безумие нас не разлучит» (Feng ai), которые критически анализируют стремительную индустриализацию Китая. Ван Бин повсеместно использует портативные камеры и длительные планы, погружая зрителей в суровые реалии жизни своих сограждан и отказываясь от манипулирования повествованием ради честности наблюдений.

Документальные фильмы Вана предлагают непредвзятый взгляд на аспекты китайской жизни, которые редко освещают крупные средства массовой информации. Также его работы оказывают влияние на производство документального кино не только в Китае, но и за рубежом.

Трейлер фильма «Тесицюй»

Ди Риис

Ди Риис – американский режиссёр из Теннесси, выпускница киношколы Нью-Йоркского университета. В своих работах она глубоко погружается в исследование тем самосознания и принадлежности людей к тем или иным группам.

Короткометражная работа Риис «Пария» (Pariah) углубляется в непростую жизнь темнокожей девушки-подростка из Бруклина, в то время как военная драма «Ферма “Мадбаунд”» (Mudbound) получила четыре номинации на премию «Оскар» за откровенное изображение расовых проблем и бедности в американской сельской местности. Фильмы Рис увлекают историями и показывают сильное развитие характера персонажей, воплощая в жизнь сложные сюжеты, что бросают вызов общественным нормам.

Работы Ди Риис расширили рамки того, как истории афроамериканцев воплощаются в кино, что неизбежно сказалось на современном кинопроизводстве.

Трейлер фильма «Ферма “Мадбаунд”» // Netflix

Селин Сьямма

Французская сценаристка и режиссёр Селин Сьямма прославилась за счёт картин, в которых глубоко исследуются проблемы гендера и сексуальной идентичности.

Её фильмы, в число которых входят «Водяные лилии» (Naissance des pieuvres), «Сорванец» (Tomboy) и «Портрет девушки в огне» (Portrait de la jeune fille en feu), стали известны благодаря деликатному изображению женских героинь и их взаимоотношений с окружающими. Сьямма отдаёт предпочтение минималистскому подходу с сильными визуальными композициями и акцентом на интимную динамику отношений между своими персонажами.

Работы режиссёра играют одну из ведущих ролей в обсуждении вопросов женской идентичности и сексуальности в кинематографе, открывая новые перспективы и обогащая не только французское кино, но и мировое.

Трейлер фильма «Портрет девушки в огне» // Pyramide Films

Смотрите фильмы лучших режиссёров в истории кинематографа онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
10 удачных переводов названий фильмов
10 удачных переводов названий фильмов
Когда креативщики преуспели.
10 сильных фильмов, которые сняли женщины
10 сильных фильмов, которые сняли женщины
От первой женщины-режиссёра в Саудовской Аравии до королевы боевиков и военных драм.
Как снимал Ингмар Бергман: краткий гид по режиссёрскому стилю великого шведа
Как снимал Ингмар Бергман: краткий гид по режиссёрскому стилю великого шведа
О чёрно-белом, женских лицах и экзистенциальных метаниях в фильмах шведского гения.
От слова к кадру: отличия и преимущества знаменитых экранизаций любимых книг
От слова к кадру: отличия и преимущества знаменитых экранизаций любимых книг
Разбираем достоинства и недостатки прославленных адаптаций на примере «Гарри Поттера», «Властелина колец» и других шедевров кино.