С приходом компьютерной графики киногрим словно отошёл в сторону. Приклеив Анджелине Джоли пару накладок на скулы в «Малефисенте», маэстро Рик Бейкер ушёл со сцены, чтобы освободить трон для CGI. Действительно, магию грима в кино часто недооценивают, хотя все наши любимые монстры и запоминающиеся персонажи были созданы именно с его помощью. В нашей подборке мы отдаём должное революционерам, первопроходцам, бунтарям от кино — лучшим мастерам грима и практических эффектов в истории.
Лон Чейни («Призрак оперы», «Лондон после полуночи», «Горбун из Нотр-Дама»)
Великий и ужасный «Человек с тысячей лиц» и главный киномонстр немого кино, Лон Чейни гримировался сам, как и все актёры того времени. Но ему было недостаточно угрюмых злодейских бровей и искусственной бороды. Чейни придумывал ужасающие образы и на съёмках менялся до неузнаваемости. Неудивительно, что его современники в шутку призывали друг друга не давить тараканов — мол, среди них мог оказаться Чейни. Актёр с детства подрабатывал в театре и научился делать первоклассный грим. Его фирменный ящичек с реквизитом (например, глазными протезами) и искусственную голову для гримёрных экспериментов теперь бережно хранят в музее в Лос-Анджелесе.
Ради успешного образа Чейни был готов терпеть любые неудобства и даже боль. Один из секретов его впечатляющих преображений — специальные инструменты для изменения черт лица и фигуры. Так, чтобы добиться шокового эффекта в фильме «Призрак оперы», актёр стянул себе нос изнутри металлическими стяжками. А для роли горбуна Квазимодо он носил костюм с накладками и грим общим весом свыше 30 кг. Чтобы изобразить человека с ампутированными конечностями в «Наказании», Лон Чейни привязывал себе ноги назад и носил специальные наколенники. Всё это было крайне болезненно и даже опасно, но Чейни это не волновало. Для него были важнее правдивость и законченность кадра.
Джек Пирс («Франкенштейн», «Человек-волк», «Мумия»)
Джек Пирс, грек по происхождению, приехал в Америку, чтобы покорять Голливуд. Актёра из него не получилось. Однако вместо этого, научившись премудростям гримёрного ремесла у прославленного Лона Чейни, Джек создал культовые образы монстров для киностудии Universal. Он, должно быть, дико обрадовался, когда несговорчивого Белу Лугоши заменили на Бориса Карлоффа, и вместе с ним упорно работал над созданием франкештейновского монстра. Результат превзошёл все ожидания. Чудовище Пирса и Карлоффа не гротескно, но при этом вызывает оторопь своей реалистичностью. Гримёр предпочитал традиционный, тщательный подход, поэтому Карлоффу приходилось по четыре часа сидеть со смесью хлопка, коллодия и камеди на лице. Так создавались неестественно большая черепная коробка монстра и выступающий лоб. Искусственное происхождение существа также подчеркнули специальными восковыми накладками на веки. А желающий помочь Карлофф без проблем вытащил зубные протезы, чтобы щёки его героя получились впалыми. В дальнейшем Джек Пирс создал для актёра не менее зловещий грим мумии в одноимённом фильме, а для ужастика «Человек-волк» снабдил густой шерстью лицо Лона Чейни-младшего, сына своего знаменитого учителя.
Дик Смит («Изгоняющий дьявола», «Крёстный отец», «Амадей»)
Человек, создавший эталонный возрастной грим и жуткий образ одержимой Риган в «Изгоняющем дьявола». Диком Смитом восхищаются в том числе за его новаторский подход — вместо сплошных латексных масок он использовал набор искусно замаскированных накладок. Естественно, это создавало гораздо больше возможностей для актёров с точки зрения мимики. Не говоря уже о правдоподобности. Смиту удалось превратить 48-летнего Марлона Брандо в пожилого Вито Корлеоне в «Крёстном отце» и состарить Ф. Мюррея Абрахама в «Амадее». За образ Антонио Сальери Дик Смит в итоге получил «Оскара» в 1985 году. Грим Брандо для «Крёстного отца» не менее интересен: чтобы получить «брыли» и старческую челюсть, использовался протез со специальными полнящими вкладками. В «Изгоняющем дьявола» Смит превратил в старца 44-летнего Макса фон Сюдова, но зрителям, конечно, больше запомнился пугающий образ Линды Блэр, одержимой демоном Пазузу. Смит не только гримировал девочку, но и сам разработал некоторые эффекты, например, куклу с крутящейся головой, а также идеальную по консистенции и цвету кровь (ну и прочие субстанции). Дик Смит известен не только как первопроходец классического искусства грима, но и как щедрый учитель. Среди почитателей его таланта — Рик Бейкер и Гильермо дель Торо.
Рик Бейкер («Американский оборотень в Лондоне», «Гринч — похититель Рождества», «Хеллбой»)
Рик Бейкер, пожалуй, самый именитый специалист по монстрам за всю историю Голливуда. Он с детства был в восторге от разного рода чудищ и мечтал создавать их сам. Так и произошло: за свою долгую карьеру Рик получил рекордные семь «Оскаров», включая первую подобную статуэтку за лучший грим в 1981 году. Ему особенно хорошо удаются оборотни, что видно по фильмам «Вой» и «Американский оборотень в Лондоне». Во втором фильме главный герой переживает мучительную трансформацию. Такой она была и для съёмочной команды. Превращение в демонического волка готовилось в течение долгого времени, ведь нужно было правильно рассчитать порядок сцен, чтобы обрастание шерстью получилось эффектным, но при этом заняло минимум времени на площадке. Бейкер экспериментировал, чтобы найти идеально тянущийся материал для трансформации человеческого лица в волчью морду. Отдельная хитрость: внезапно вырастающие волосы, которые на самом деле втягивались самим Бейкером в материал, а отснятая сцена позже перематывалась в обратную сторону. Вот так шерстинки и появлялись в кадре сами собой!.
Бейкер также создал такие произведения искусства, как костюм Гринча (страшно чесучий, по словам Джима Керри) и «полный» костюм для Эдди Мерфи в фильме «Чокнутый профессор». Комбинезон и накладки в последнем Рик снабдил специальными мешочками, которые можно было заполнять воздухом. Так что перед съёмкой команда гримёров буквально надувала Мерфи как пляжный мяч. За оба фильма Рик Бейкер получил по «Оскару». В 2015 году маэстро оставил кинематограф, в котором, по его словам, стало слишком много компьютерной графики.
Том Савини («От заката до рассвета», «Пятница, 13-е», «Рассвет мертвецов»)
Том Савини был одним из тех, кого вдохновили невероятные превращения Лона Чейни. Юному энтузиасту больше всего нравилось гримировать себя и друзей. Пройдут годы, и Савини станет культовой фигурой в жанре ужасов, его даже назовут «Гением крови». Если некий убийца эффектно кромсает в кадре несознательную молодёжь, скорее всего, это грим Тома Савини. Именно он воплотил на экране кровавые смерти Кевина Бейкона и прочих, а также создал первоначальный образ Джейсона Вурхиса в слэшере «Пятница, 13-е» (1980). Его же мы помним по роли Секс-машины в культовой классике «От заката до рассвета». Да, ведь Том не только создаёт грим, он и сам не прочь сыграть в кино и даже покаскадёрить. Но сам мастер считает своей лучшей работой гораздо менее известный фильм «Незнакомец», в котором некий ветеран войны убивает парней и девушек из-за своей неверной подружки. Здесь всё в лучших традициях Савини: озабоченные юнцы, реки крови и взрыв мозга в самом прямом смысле слова.
Роб Боттин («Нечто», «Вспомнить всё», «Робокоп»)
Любой киношник знает: за шикарными мутантами нужно идти к Робу Боттину. Именно этот загадочный выдумщик создал марсиан в sci-fi боевике «Вспомнить всё» и инопланетные мутации в хорроре «Нечто». Еще ребёнком Роб впечатлился монстром Джека Пирса из «Франкенштейна» и решил связать свою жизнь с кино. Он показал свои работы Рику Бейкеру и тот сразу же взял молодого гримёра в команду. Во время съёмок «Нечто» Боттин полностью погрузился в процесс создания внеземной твари, которая умеет подстраиваться под внешность жертвы. Он буквально поселился на съёмочной площадке и в итоге довёл себя до нервного истощения. На создание инопланетянина-хамелеона были брошены все имеющиеся в арсенале средства — латексные формы, аниматроника и пищевые продукты от майонеза до варенья. Двигать фигуры также помогали спрятанные в укромных местах ассистенты.
Детальный подход Боттина помог создать экстремально расплавленного человека в «Робокопе» и незабываемые эффекты в фильме «Вспомнить всё», к радости режиссёра Пола Верховена. А вот оскароносный грим Повелителя тьмы и прочих в «Легенде» сослужил плохую службу фэнтези Ридли Скотта. Злодеи и сказочные существа оказались настолько самобытными, что оттянули зрительское внимание от и так не особо крепкого сюжета. Талант актёра Тима Карри + талант Боттина против режиссёрского эксперимента…Что ж, такова разрушительная сторона искусства!
Стэн Уинстон («Терминатор», «Парк Юрского периода», «Эдвард руки-ножницы»)
Признанный мастер технических эффектов и грима, создавший культовых киногероев и целую школу визуального искусства. Именно Стэну Уинстону мы обязаны знаменитым эндоскелетом Терминатора и ставшим уже нарицательным образом Арнольда Шварценеггера во франшизе Джеймса Кэмерона. Тот же самый Уинстон создал устрашающего Хищника для одноимённой серии фильмов. Ну и, разумеется, именно он спроектировал динозавров для блокбастера Стивена Спилберга «Парк Юрского периода». Однако таланта мистера Уинстона хватало не только на постройку шедевров аниматроники. Обладая художественным вкусом и соответствующими навыками, маэстро разрабатывал мрачные и одновременно поэтичные образы для фильмов Тима Бёртона. Чего стоят только «Эдвард руки-ножницы», принёсший славу Джонни Деппу, и полный чёрного юмора имидж Пингвина (Дэнни ДеВито) в сиквеле «Бэтмена»! Интересны также его полулюди-полуживотные в «Острове доктора Моро» (1996) и крайне самобытный персонаж Тыквоголовый в фильме, снятом Уинстоном лично.
Ричард Тейлор («Властелин колец», «Кинг-Конг», «Хоббит»)
Если кому и принимать эстафетную палочку Смита, Бейкера и Уинстона, то уж точно Ричарду Тейлору из WETA Workshop. Без него легендарная трилогия «Властелин колец» выглядела бы совершенно иначе. Ведь именно Тейлор и его команда создали весь реквизит для фильмов Питера Джексона, а также оружие и пластический грим. Ричард привлёк к работе молодых специалистов и вдохновил WETA на настоящий съёмочный подвиг, по сути, создав собственное Братство Кольца. Его команда кропотливо работала над тем, чтобы грим давал полную свободу мимике актёров и при этом был выразительным и реалистичным. Чтобы зрители сопереживали насупившемуся Гимли или ужасались звериному оскалу урук-хаев.
Однако самой сложной задачей для Тейлора и команды оказались… забавные хоббичьи стопы! Они должны были быть достаточно прочными для ходьбы, но при этом гибкими и не пружинящими. Исполнитель роли Сэма Шон Эстин рассказывал, что первые партии забавно трепыхались при каждом шаге, что в дальнейшем было исправлено. Кроме того, это вам не галоши «надел и пошёл»! Стопы нужно было каждый раз фиксировать и долго загримировывать в тон ног актёров, а потом ещё вручную приклеивать характерную шерстку. Но WETA и её предводитель справились и с этой задачей, в итоге собрав 4 «Оскара» за грим и спецэффекты в трёх фильмах. Секрет Ричарда Тейлора? Он всегда говорил так: «Мы снимаем не фэнтези, а настоящий исторический фильм».