Харизма и пластика танцоров не только впечатляют публику, но и зачастую вдохновляют создателей фильмов. Некоторые звёзды балета благосклонно принимали предложения режиссёров и снимались в кино как приглашённые танцоры. Но не все артисты довольствуются классическими фильмами-балетами, трансляциями постановок или хореографическими вставками в кино - некоторые талантливые и амбициозные примы и премьеры мечтают расширить амплуа и попробовать нечто новое. Неожиданные появления артистов балета в фильмах — от «гостевых ролей» до полноценных кинокарьер — в нашей подборке.
Владимир Васильев и Екатерина Максимова
Легендарный балетный дуэт, звёзды советской и мировой сцены. Фильмы-балеты с их участием (Владимир в том числе ставил хореографические номера) пользовались популярностью и за рубежом, особенно «Анюта» (1982) по мотивам «Анны на шее» А. П. Чехова. В этом же году супруги приняли участие в грандиозной экранизации «Травиаты» Джузеппе Верди, классической оперы о несчастной любви молодого юноши и куртизанки. В своём проекте Франко Дзеффирелли собрал лучших — оператора Эннио Гварньери, работавшего с де Сика и Пазолини, гения исторического костюма Пьеро Този («Леопард», «Гибель богов»), дирижёра Джеймса Левайна, — а также звёзд оперы и балета. Екатерина и Владимир исполняют роли испанских танцоров, развлекающих гостей во время бала-маскарада.
Майя Плисецкая
Не всех звёзд балета устраивает роль приглашённого танцора в фильме. Например, прима-балерина Майя Плисецкая отметилась в «Анне Карениной» (1967) Александра Зархи. Она сыграла кузину Вронского Бетси Тверскую, светскую львицу и змея-искусителя главной героини. По сюжету, Бетси немало посодействовала сближению Анны с Вронским, но предала подругу, когда стала свидетельницей её эмоциональных поступков. Холодную грацию балерины в фильме подчёркивают платья от Пьера Кардена (остальным актёрам костюмы шила Людмила Кусакова). Балерина и модельер на тот момент уже были хорошими друзьями, поэтому Карден придумал для Бетси Тверской самые элегантные наряды, оттеняющие её расчётливость и светский лоск.
Наталья Седых
Главные роли в кино балеринам также достаются чаще, чем кажется. Нельзя не вспомнить Настеньку из новогодней сказки Александра Роу «Морозко» (1964). Именно Наталью Седых режиссёр хотел видеть в главной роли — его не смущало, что 15-летняя девушка не имела актёрского опыта. Сначала Наталья занималась фигурным катанием, в телевизионном ролике Роу как раз её и приметил. Потом Седых ушла в балет, но Александр Роу перехватил её для съёмок в «Морозко». После этого Наталья сыграла ещё в одном фильме режиссёра («Огонь, вода и… медные трубы») и распрощалась с кино — её интересовал только балет, поэтому она продолжила учёбу и в итоге была принята в труппу Большого театра. Балерина не жалеет об отказе от кинокарьеры и считает своей лучшей работой партию Кити в балете «Анна Каренина».
Евгения Образцова
Ещё один пример балерины в главной драматической роли - прима Большого театра Евгения Образцова в фильме Андрея Смирнова «Француз»(2019). До этого Евгения уже появлялась в роли русской танцовщицы в ромкоме Седрика Клапиша «Красотки» (2005), но на этот раз ей досталась гораздо более серьёзная роль. Её героиню, балерину Киру Галкину, встречает молодой парижанин Пьер, приехавший в СССР начала оттепели, чтобы найти своего отца. Парня удивляет грубоватый юмор и волевой характер, казалось бы, такой хрупкой и изящной девушки. Во «Французе» Евгении удалось разрушить шаблон «красивой картинки» и показать судьбу артистки и женщины того сложного времени. Прочувствованное исполнение Образцовой было номинировано на премию «Ника» в категории «Открытие года».
Сергей Полунин
Бунт Сергея Полунина против чего-то всегда был бессмысленным и беспощадным. Ранее премьер Королевского балета в Лондоне, а ныне директор Севастопольского театра оперы и балета, танцор всегда стремился быть в центре внимания. Его бурная профессиональная жизнь с некоторого времени включает в себя и съёмки в кино. Поначалу Сергей играл небольшие «гостевые» роли, в основном связанные с балетом, в фильмах «Убийство в «Восточном экспрессе», «Красный воробей», и «Щелкунчик и четыре королевства». В последнем он снялся вместе с американской балериной Мисти Коупленд. После этого Полунин сыграл советского артиста балета Юрия Соловьёва в фильме «Нуреев. Белый ворон», а двумя годами позже снялся в своей первой крупной кинороли в фильме «Обыкновенная страсть» (2020). Enfant terrible современного балета сыграл обольстителя главной героини, татуированного русского дипломата Александра, появляющегося и исчезающего из жизни Элен, когда ему заблагорассудится. На этом Сергей Полунин решил остановиться и переключил своё внимание на политический активизм и громкие заявления.
Александр Годунов
У свободолюбивого и талантливого Александра Годунова была сложная, но насыщенная жизнь. В Большом театре солист попал в самое пекло разборок между хореографом Григоровичем и Майей Плисецкой, за что поплатился своей карьерой на советской сцене. Танцору не давали нормально выступать и в 1979 году, во время гастролей Большого театра в США, артист запросил политическое убежище, в результате чего «лёг на полку» музыкальный фильм «31 июня», в котором он сыграл одну из ведущих ролей вместе с женой Людмилой Власовой. Впрочем, творение Леонида Квинихидзе не устраивало руководство по многим причинам, главной из которых была его «западность».
В Америке Годунов присоединился к труппе другого «невозвращенца», Михаила Барышникова, но в 1982 ему пришлось уйти из-за разногласий. Помимо выступлений в качестве приглашённой звезды и гастролей по всему миру, Александр стал брать уроки актёрского мастерства в Джульярдской школе искусств и в итоге ушел из балета в кино. Массовому зрителю Годунов известен как эффектный злодей Карл из «Крепкого орешка» с Брюсом Уиллисом и Аланом Рикманом. В соответствии со своим типажом артист часто играл зловещих или эгоцентричных персонажей вроде Скарабиса в «Музее восковых фигур 2» или Макса в «Долговой яме». Одним из его лучших фильмов остаётся «Свидетель» (1985) Питера Уира, в котором он снялся вместе с Харрисоном Фордом.
Михаил Барышников
В отличие от своего однокашника Годунова, Михаил Барышников всегда выбирал сцену, но именно его появление в кино отмечено номинациями на престижные кинопремии. Известного своими потрясающими прыжками и яркой харизмой артиста угнетали картонные постановки и бесконечная цензура, поэтому во время гастролей Большого театра в Канаде он откликнулся на предложение своего друга Александра Минца и не стал возвращаться в СССР. Он присоединился к труппе Американского театра балета, а в 1978 году дебютировал в кино. В фильме «Поворотный пункт» рассказывается история двух подруг на фоне закулисья балетного мира. ДиДи (Ширли Маклейн) бросила балет ради семейной жизни, а Эмма (Энн Бэнкрофт) пожертвовала личной жизнью ради сцены. Герой Барышникова, русский танцор Юрий, начинает встречаться с дочерью ДиДи, юной балериной Эмилией. Эмоциональная работа Михаила настолько впечатлила критиков, что артиста номинировали на «Оскар» за «Лучшую мужскую роль второго плана». Особо пикантно смотрятся его дуэты с «идеальной английской балериной» Антуанетт Сибли.
Барышников ещё не раз возвращался к образу русского танцора, причем довольно удачно. В 1985 году он снялся в фильме «Белые ночи» с Грегори Хайнсом, Хелен Миррен и Изабеллой Росселлини. Его герой волей судьбы снова оказывается в СССР, где его считают изменником и помещают под надзор чечёточника Реймонда (неожиданно драматичная роль Грегори Хайнса), приехавшего из Америки. Публика по достоинству оценила дуэт Хайнса и Барышникова, что сделало фильм кассово успешным. В дальнейшем артист появлялся и в эстетически менее амбициозных проектах, например, сериале «Секс в большом городе» и боевике «Джек Райан: Теория хаоса».
Мойра Ширер
Одно из самых впечатляющих появлений танцора балета в кино — это, безусловно, роль балерины Мойры Ширер в фильме «Красные башмачки» (1948). Изначальная задумка снять историю безумия Нижинского превратилась в сюжет о «гипнотизёре» и его жертве. В фильме снялись такие виртуозы танца, как Леонид Мясин и Роберт Хелпман, а на главную роль взяли шотландку Мойру Ширер, которая оказалась ещё и одарённой актрисой. Её героиня, Вики Пейдж, находится под влиянием властного балетмейстера (великолепный Антон Уолбрук), который требует от девушки принести в жертву личную жизнь ради сцены. По его мнению, вся нереализованная чувственность балерины должна передаться танцу, и Вики начинает разрываться между одержимостью балетом и любовью к мужчине.
Кроваво-красные пуанты, которые героиня носит в фильме, намекают на трагическую развязку. Принято считать, что из этого фильма Даррен Аронофски позаимствовал сюжет о сходящей с ума балерине для «Чёрного лебедя» с Натали Портман. Картина «Красные башмачки» произвела фурор в США и отныне считается одним из шедевров британского кино. Сама же Мойра Ширер стала кинозвездой, совершенно не желая этого — она считала, что фильм испортил её сценическую карьеру. Тем не менее, она всё же снялась в «Сказках Гофмана», ещё одном проекте Пауэлла и Прессбургера, а потом, после завершения балетной карьеры, появилась в нашумевшем психологическом триллере Майкла Пауэлла 1960 года «Подглядывающий».
Рудольф Нуреев
Творческого гения Рудольфа Нуреева хватало на всё. После отказа вернуться в СССР c гастролей, артист стал премьером Королевского балета в Лондоне и постоянным сценическим партнёром примы-балерины Марго Фонтейн, а после — руководителем балетной труппы в парижской Опере. Он одинаково успешно выступал в классических балетах и современных постановках, пробовал себя в качестве дирижёра, коллекционировал живопись и даже участвовал в «Маппетах». Именно Нуреев доказал, что мужчина в балете — не подставка для балерины, а полноценный артист. Такой яркий характер пришёлся по душе британскому режиссёру Кену Расселу, который и сам был весьма необычной личностью. Рассел пригласил Нуреева на небольшую роль Вацлава Нижинского в своём фильме «Валентино» о секс-символе немого кино. После внезапной кончины Пола Кларка, который должен был играть главную роль, Рассел понял, что никто не сыграет Валентино лучше харизматичного Нуреева. В роли Нижинского же отметился молодой Энтони Дауэлл.
Специально для фильма Рудольф Нуреев освоил итальянский акцент, записался на уроки бокса, а также ознакомился с фильмами Рудольфа Валентино. Съёмки картины были омрачены неприязнью между Нуреевым и Мишель Филлипс, игравшей жену Валентино Наташу Рамбову, а также разногласиями между Нуреевым и Расселом. Как заметил позже сам артист, «мы оба сильные личности со своим собственным мнением, но всё же это его фильм, а в кино он понимает, естественно, гораздо больше меня». Критики разошлись во мнениях относительно и фильма, и работы Нуреева. Кто-то считал игру артиста неубедительной, а кто-то, наоборот, оценил то, как танцор вжился в роль противоречивого Валентино, потенциал которого так и не был оценён по достоинству.
Кристофер Гейбл
Кристофера Гейбла, сценического партнёра Линн Сеймур и одного из лучших Ромео в истории английского балета, давно хвалили за редкий актёрский талант. Именно для него и Сеймур сэр Кеннет Макмиллан создал каноничную версию «Ромео и Джульетты», но, несмотря на протесты хореографа, для мировой премьеры балета утвердили дуэт Фонтейн-Нуреев. Это стало настоящим ударом для уже тогда испытывавшего проблемы со здоровьем Гейбла, и в 1966 году он ушел из балета, чтобы стать профессиональным актёром. Упомянутый выше Кен Рассел, сам когда-то танцевавший в балете, взял его на роль Эрика Фенби, ассистента ослепшего композитора Делиуса в фильме «Делиус: Песнь лета» (1968), и не прогадал: статный танцор легко превратился в застенчивого юношу, благоговеющего перед великим композитором.
Так началось многолетнее сотрудничество Кристофера Гейбла с мэтром британского кино — он стал одним из фирменных актёров Рассела и сыграл в семи его фильмах. Артисту удавались как лирические роли («Влюблённые женщины», «Приятель»), так и антагонисты, например, интриган из «Любителей музыки», мстящий Чайковскому за нанесённую обиду. Персонаж Антона Шиловского, от манер до внешности, получился той самой избыточной сладостью, которая в итоге портит зубы. Также Гейбл играл в труппе Королевской шекспировской компании и в Вэст-Энде, а после основал собственную балетную школу и параллельно занял пост художественного руководителя Северного балетного театра, который при нём стал одним из лучших в Великобритании.