Что такое комиксы?
Комиксы — это графические романы со своей историей, жанрами и философией. Комикс, как говорят во Франции, это девятый вид искусства, стоящий на стыке литературы и живописи. Литературы, потому что имеет сюжет, большой выбор действующих лиц, идею и использует языковое средство художественной выразительности. А визуальная составляющая с особенным графическим стилем относится к изобразительному искусству. Из-за этого комикс считается сложным видом чтения, во время которого у человека работает два полушария одновременно. Причём они должны не только работать каждое само по себе, но и синхронно обрабатывать информацию. Поэтому психологи рекомендуют читать детям комиксы, это стимулирует работу мозга — в нём образуются связи между нейронами.
У комиксов много названий: например, во Франции это «банд-десине», в Финляндии — «сарьякува», в Японии — «манга», в США — «комиксы», а в России прижилось американское название.
Очень часто можно услышать скептические высказывания в адрес комиксов, что это жанр исключительно детской литературы, лёгкая карикатура или просто дешёвые истории про супергероев. На самом деле комиксы — это что-то глубже и серьёзнее, в них можно прочитать про Холокост, историю Франции в XX веке или историю взросления в семье, где ребёнок болеет эпилепсией. В комиксах иллюстрации играют роль визуальных образов, которые несут больше смысловой нагрузки нежели текст.
Чем же так привлекают людей комиксы?
Мы живём в эпоху визуальной культуры, у большинства людей визуальное восприятие является ведущим. 50% коры мозга так или иначе участвуют в обработке зрительной информации. И комиксы предлагают читателям баланс между текстом и картинкой, благодаря иллюстрациям увлечение сюжетом происходит гораздо сильнее. Идея, сюжет, интересные диалоги, захватывающие рисунки, разносторонние герои — все это включает в себя комикс.
Как комиксы превратились в отдельную индустрию?
Прообразом комиксов принято считать наскальные рисунки. Но своё официальное начало графические романы берут со стрипов — коротких историй, которые публиковались в газетах и журналах. В 30-е годы в США газеты по своей политической окраске не сильно отличались друг от друга, новости тоже были одинаковыми, и единственным отличием у газет были интересные стрипы в конце раздела. Они представляли собой часть большого приключенческого или юмористического произведения. Популярность газетных стрипов возрастала. Если газете удавалось напечатать цепляющую историю, то они переманивали к себе аудиторию других газет. Вскоре издательства пришли к выводу, что можно публиковать стрипы отдельно под одной обложкой, и это может быть очень прибыльно.
Таким образом, в середине 30-х годов появились первые журналы комиксов. Настоящий же прорыв случился позже — в 1938 году вышел первый журнал Action Comics, на его обложке был человек с суперспособностями и звали его Супермен. Изначально писатель Джерри Сигел и художник Джо Шустер создали персонажа, который просто умел прыгать на невероятные расстояния, и всё. Ничего схожего с тем героем, которого все знают сейчас. Копии журнала разлетелись с бешеной скоростью. Именно тогда издатели поняли, что людям нужны сильные герои. Затем появился герой Бэтмена, а параллельно под руководством Мартина Гудмена в 1938 году начинает свою деятельность Marvel Comics (изначально компания называлась «Timely Comic»). Первыми персонажами, представленные миру, стали Человек-факел и Нэмор Подводник. И только в 1941 году появился всеми любимый Капитан Америка. Подражатели супергероев множились с геометрической прогрессией. Не все герои смогли дожить до сегодняшних дней. Эпоха супергероев продлилась до 50-х годов.
После Второй Мировой войны интерес к супергероям утих, а популярность пришла к жанрам ужасов и детективов. Вскоре США захлестнула волна возмущений комиксами: многие родители считали, что комиксы вредят их детям, и даже возлагали ответственность на комиксы за выросшее количество преступлений, совершённых подростками. В 1954 году издательствам пришлось защищаться и было принято решение о вводе так называемого «Кодекса комиксов» — самой настоящей цензуры, свода жёстких правил, регулирующих, что можно, а что нельзя печатать на страницах комиксов. Под запрет попали жанры хоррора, запретили вампиров, зомби и оборотней. Из комиксов вырезали все сцены насилия и садизма, в романтических историях не было больше разговоров о разводе и полуобнажённых женщин. Разговорная лексика полностью перекраивалась цензорами, запрещалась критика церкви и властей. Чтобы попасть на заветные магазинные полки, комиксу нужно было получать особое разрешение, без чёрной эмблемы Comics Code Authority журнал уходил в подполье и многие о его существовании не могли узнать. Из-за ввода цензуры в стране закрылось 18 издательств.
Позже истории супергероев снова вышли из забвения. Теперь их пришлось переосмыслить по-новому, включая «Кодекс комиксов» и политическое влияние. Истории о том, как за преступлением следует наказание, а добро побеждает зло соответствовали требованиям Кодекса. Все герои DC Comics объединились в общую команду – Лигу Справедливости. В свою очередь, Стэн Ли, главный редактор их конкурента Marvel Comics, создал Фантастическую четвёрку и изменил подход к созданию героев. Персонажи Стэна Ли стали более человечными, с непростыми характерами, а их отношения между собой были сложными и непостоянными.
В 70-х годах в «Кодекс комиксов» внесли многие послабления: например, убрали из-под запретов жанр ужасов и вернули мистических существ. В эпоху Холодной войны и страха ядерных атак на страну сюжеты комиксов стали более серьёзными и социальными, делая героев более интересными и для взрослых. В комиксах активно отражаются проблемы с наркозависимостью и алкоголизмом, а супергерои перестали быть непобедимыми. В целом менялась вся индустрия, качество полиграфии улучшилось, а стиль у рисунка усложнялся. Появились целые магазины, специализирующиеся на продажах комиксов.
На сегодняшний день «Кодекс комиксов уже давно прекратил своё существование. Не боясь цензуры, многие авторы ушли в андерграундное направление, полностью отмежевавшись от классической супергероики. Комиксы эволюционировали из низового жанра в полноценное искусство. А в 1992-м году Арт Шпигельман получил Пулитцеровскую премию за графический роман «Маус», где рассказывалось о жизни отца автора Владека Шпигельмана, польского еврея, пережившего Холокост.
Индустрия комиксов считается одной из самых успешных бизнесов XXI века. Комиксами заинтересовались даже в Голливуде, где один за другим выходят киноадаптации о супергероях, снимают успешные сериалы – например, «Ходячие мертвецы». Сериал снят по одноимённым сериям комиксов Роберта Киркмана и Тони Мура. Первый номер комикса сегодня уже невозможно купить за вменяемые деньги, стартовая цена за один сингл начинается с 200 долларов. Сюжеты комиксов легли в основу многих компьютерных игр. Комиксы собирают огромные фестивали. Один из самых крупных фестивалей в мире Comic-Con ежегодно посещает более 130 000 участников.
А что же с комиксами в других странах?
СССР-Россия
Во времена СССР комиксы считались продуктом американской идеологии и чуждыми советскому гражданину. Но тем ни менее комиксы проникали в детскую литературу. Многим детям знакомы выпуски журналов «Весёлые картинки», «Барвинок», «Мурзилка» и многих других, а также переведённые французские комиксы «Приключения Пифа», которые печатались в СССР в 50-70-е года. В основном советская комиксография затрагивала два жанра – юмористические карикатуры и детские истории. Возможно в этом кроется восприятие комиксов большинством наших соотечественников в качестве несерьёзного творчества. На сегодняшний день развитие индустрии комиксов в России стоит на уровне 1937 года. Многие издательства наполняют рынок комиксами российских авторов и занимаются их популяризацией. С 2012 года издательство Bubble развивают свою супергеройскую вселенную и выпустило четыре серии комиксов: «Бесобой», «Красная Фурия», «Инок» и «Майор Гром», а по последнему вышел одноимённый фильм, который оказался успешен в прокате.
За последние несколько лет в России стали организовываться фестивали, где проходят выставки и презентации новых комиксов, люди могут пообщаться со своими единомышленниками, встретиться с художниками и авторами комиксов.
Франция
История развития комиксов в Европе такая же долгая и обширная, как в США. В каждой стране есть свои кумиры, своя стилистика и особенности. Но, пожалуй, самой мощной и самобытной традицией комиксов может похвастаться Франция. Для Европы на протяжении всей истории, в отличие от США, комиксы всегда были настоящим искусством. Франкоязычный мир воспринимает комиксы как национальное достояние, их комиксы занимают второе место, после американских, по значимости в мире. Рисованные истории во Франции называют – Bande Dessinée.
Настоящую популярность получил вышедший в конце 20-х годов XX века комикс про героя-подростка Тинтина и его преданную собачку Милу. Создателем Тинтина стал молодой бельгиец Жорж Реми, который взял себе псевдонимом Эрже. В то время Bande Dessinée выходили с продолжением в газетах и журналах. И только в конце 40-х годов комикс начинает выходить в виде книги – отдельным цветным изданием большого формата в твёрдой обложке объёмом около 50 страниц.
Долгие десятилетия комиксы во Франции служили развитию кругозора молодёжи и знакомили её с историей. В 50-е годы самыми популярными становятся серии Bande Dessinée про капитана британской секретной службы Фрэнсиса Блейка и учёного физика-ядерщика Филипа Мортимера. А в 60-е мир влюбляется в комедийную серию про приключения Астерикса и Обеликса. В 70-х стартовала фантастическая серия Пьера Кристина и Жана-Клода Мезьера «Валериан и Лорелин», которая сильно повлияла на развитие фантастики в кинематографе. Джордж Лукас многое позаимствовал оттуда при создании персонажей для своих «Звёздных войн». Разнообразие жанров в Bande Dessinée могут удовлетворить запросы самых капризных и претенциозных читателей. Исторические приключения, детективы, фантастика, фэнтэзи и даже вестерны. А есть и серьёзные социальные книги – например, автобиографическая книга Маржан Сатрапи «Персиполис», в которой от лица маленькой девочки рассказывается трагическая история исламской революции в Иране и её собственной жизни.
Япония
Во времена послевоенной оккупации на японскую культуру очень сильно повлияли американский кинематограф и комиксы. Японцы буквально впитывали в себя всё новое. И пока в 50-х годах американскую индустрию комиксов тормозила цензура, в Японии произошёл целый прорыв в производстве графической литературы. Комиксы в Японии называются «манга». В отличие от американских они публиковались на более дешёвой бумаге, были чёрно-белыми и увеличены во много раз в объёме.
Первым знаковым автором манги стал Осаму Тэдзука. Его первая успешная манга вышла в 1947 году — «Новый остров сокровищ» (Shin Takarajima), его мультяшный стиль и бесконечно оптимистичный сюжет покорили японцев. Манга разошлась тиражом в 400 000 экземпляров. Осаму Тэдзука за свою жизнь опубликовал более 500 выпусков манги, у него были свои ученики и последователи.
На сегодняшний день японская индустрия манги — это самый прибыльный издательский сектор. Японцы сразу же смогли расширить сюжетные возможности манги до такой степени, что их читают все — от маленьких детей до пенсионеров. На основе манги стали производить анимационные мультфильмы называющиеся «аниме».
Самым продаваемыми в мире стали следующие издания: «Ван-Пис» — сёнэн-манга за авторством Эйитиро Оды, повествует о приключениях пиратской команды под названием «Пираты Соломенной шляпы» во главе с капитаном Манки Д. Луффи; «Голго-13» — манга Такао Сайто, повествует о профессиональном киллере, действующем под именем «Голго-13»; «Жемчуг дракона» — манга, созданная Акирой Ториямой, главный герой произведения — мальчик с обезьяньим хвостом по имени Сон Гоку (японское чтение имени «Сунь Укун»), который учится боевым искусствам и изучает мир в поисках семи мистических предметов, известных как «жемчуг дракона»; «Наруто» — сёнэн-манга Масаси Кисимото, рассказывающая о жизни неугомонного ниндзя-подростка Наруто Удзумаки.