Картина «Борат 2» Саши Барона Коэна создала настоящий ажиотаж в минувшем месяце и стала не только информационной отдушиной на фоне пандемии, но и претендентом на главную бескомпромиссную сатиру последнего 10-летия. Огромные надувные 12-метровые куклы Бората Сагдиева в знаменитых «мэнкини» проплыли по рекам Лондона, Торонто и Нью-Йорка.
Огромная статуя казахстанского журналиста была установлена вертолетом на берегу Сиднея, где под аккомпанемент песни Little Big верные поклонники гения провели церемонию поклонения самому яркому карикатурному образу Америки за последние 20 лет.
Про реакцию в Казахстане как позитивную, так и негативную, мы писали ранее. Сегодня я хотел бы проанализировать вторую часть фильма с точки зрения духа времени и разобрать, почему фильм «Подарок порнографической обезьяны вице-премьеру Михаилу Пенсу в пользу недавно уменьшившейся нации Казахстана» оказался вовсе не фильмом, а экранизированной серией блистательных провокаций.
Как время изменило Бората
Осторожно, спойлеры!
Сатирическое роуд-муви начинается с предыстории, где мы узнаем, что произошло после выхода первого фильма «Культурные познания Бората в Америке в пользу славы великолепной казахстанской нации». Картина казахстанского телевидения стала невероятно популярна за рубежом, но в своей стране Борат превратился в персону нон-грата. Отменили любимый казахстанцами праздник «Гон еврея», экспорт лобков и кала упал на 120%, запретили ненавистную журналистику, а самого Бората Сагдиева отправили на каторгу в Гулаг. Однако спустя 14 лет, наконец, Асашай возглавил достойный лидер, герой Америки и просто красавец — Дональд Трамп, с которым несменный премьер-министр Назарбаев (не тот) хочет наладить отношения.
Правительство Казахстана решает подарить 45-ому президенту США своего министра культуры и первую порнозвезду страны — обезьянку Джони. К несчастью для руководства, только один человек в Казахстане говорит на английском и это Борат Сагдиев. Бората возвращают с каторги, посвящают его в миссию и отправляют на следующий день в США. За день до вылета Борат узнает, что его семью увел тот самый ненавистный сосед из первой части и что у него теперь есть дочь. Девочку зовут Тутар, она живёт на привязи в сарае и мечтает о своей личной клетке (как все нормальные девочки в фильме). Мило побеседовав со своей дочерью, герой отправляется в Америку, попутно посетив все столицы мира (это очень важно). По прибытии в США Сагдиев узнаёт две вещи: Тутар пробралась в контейнер с обезьяной и съела её, а в США Борат теперь знаменитость, поэтому ему необходимо скрываться.
Нет спойлеров.
Описанный выше уровень фантасмагорического абсурда не покидает зрителя до конца фильма, и это сильная сторона картины. Однако именно с прилётом Сагдиевых в США всё дальнейшее повествование состоит из конфликта образа Бората с современностью. Тот великолепный формат абсурдного, жёсткого, смешного и сверхреалистичного мокьюментари, который прогремел в начале нулевых, сегодня разрушается из-за неправдоподобности. Дело в том, что тогда ещё неизвестный Саша Барон Коэн со своей съёмочной группой смог сойти за телевизионного журналиста из Казахстана и брать свои невероятные интервью.
Сегодня узнаваемость образа и масштаб Коэна разрушают миф первой части. Следовательно, если раньше зритель был на территории «невероятно, но факт», то сегодня зритель оказывается в приграничном, и, честно говоря, выматывающем состоянии между «да не верю, интервью постанова» и «слушай, вот сейчас верю». Получается достигший невероятной популярности Борат является для режиссера преградой к непритворной искренности, и чтобы снова снимать честные, бескомпромиссные интервью, необходимо убрать самого Бората. Что Коэн и попробовал в одном эпизоде, когда Тутар попала в сообщество консервативных женщин Америки, и получилось невероятно смешно, искренне и в которое ты веришь безоговорочно.
В защиту
обновления образа Бората необходимо сказать, что присутствие потрясающей Тутар
(в исполнении болгарской актрисы Марии Бакаловой), действительно, освежило
повествование. Тот мир пост- и метаиронии, в котором варятся герои, позволяет
персонажам говорит такие вещи, за которые любая другая картина получила бы гору гневных комментариев в соцсетях, если бы не была запрещена к показу.
Борат 2 — не фильм
Если мы рассматриваем фильм как синтетическое цельное полотно, которое, при всем своём многообразии, соединяется сюжетом и воспринимается целиком, а не по отдельным эпизодам, то Борат 2 — это не фильм.
Борат 2 — это экранизированная серия провокаций.
Фильм продолжает классическую форму первой части, которая построена на интервью, смешных событиях, атмосфере нереальности и жёстком юморе. Однако во время перестройки данного формата Коэном акцент был смещён с интервью на провокации. Таким образом, мы получаем довольно неправдоподобные интервью-эпизоды, за которыми следуют яркие, смешные и невероятно талантливые провокации. Например, в процессе акции на съезде республиканцев Борат переодевается в Трампа, берёт свою дочь и несёт её в дар Майклу Пенсу во время выступления политика. Или уже прогремевшая в американских СМИ перед выборами президента акция, где Тутар приглашает на интервью адвоката Дональда Трампа Рудольфа Джулиани, соблазняет его и практически раздевает. Акций в фильме очень много, и каждая последующая сильнее и круче предыдущей.
Без всяких сомнений, акции смело, дерзко и очень органично вписаны в структуру сюжета, однако из-за смещённого акцента, конфликта с современностью и раздробленности повествования получается, что фильм перестает быть фильмом как таковым.
Почему стоит смотреть Борат 2?
Несмотря на нереализованные надежды стать главной сатирой нового десятилетия, экранизированная серия провокаций сохраняет в себе остроту, абсурд, метаюмор и отсылки к любимой первой части. Фильм однозначно достоин того, чтобы его посмотрело как можно больше людей, как минимум за его прекрасный конец (не буду спойлерить, посмотрите сами, это того стоит) и за ту смелость в комедии, которую очень давно не было видно в кино и которую так не хватает сегодня.