«Субстанция» — нашумевший боди-хоррор и победитель Каннского кинофестиваля 2024 года в категории «Лучший сценарий» — продолжает собирать кассу в российских кинотеатрах, несмотря на старт проката ещё в конце сентября. В настоящий момент фильм пересёк отметку в 400 млн рублей и ворвался в тройку лидеров зарубежных лент этого года, получивших официальный прокат в России. Объясняем, почему картина заслуживает внимания и почему её стоит посмотреть, даже если в процессе станет дурно.
О чём фильм «Субстанция»
Бывшая голливудская звезда Элизабет Спаркл (Деми Мур) долгое время вела фитнес-шоу на тв, пока однажды продюсер программы Харви (Деннис Куэйд) не решает, что она слишком стара для нынешней работы. Ведущую хотят поменять на кого-то моложе и привлекательнее, а Спаркл недвусмысленно указывают на дверь, вручив подарок по случаю «выхода на пенсию». Героиня впадает в крайнюю степень отчаяния, когда на выручку приходит загадочная организация с предложением опробовать препарат «Субстанция» — именно он поможет Элизабет «стать лучшей версией себя».
Спаркл, недолго мешкая, решается на эксперимент, что приводит к появлению молодой и привлекательной версии, взявшей себе имя Сью (Маргарет Куолли). Правила сосуществования просты: одну неделю должна действовать и существовать Сью, другую — Элизабет. Пока одна живёт, вторая дожидается своей очереди, получая специальное питание, что предоставляет всё та же неназванная организация. Нарушение правил ведёт к непоправимым последствиям, но кого это волнует, если Сью втягивается в молодую и беспечную жизнь очень быстро, получая всё то, о чём грезит «угасающая» Элизабет: славу, обожание и востребованность? Вскоре «улучшенной» версии перестаёт хватать отведённых семи дней, что неизбежно приводит к проблемам.
Это… красиво и пугающе
«Субстанция» поразительно красивый и в то же время омерзительный фильм. Жанр боди-хоррора подразумевает под собой внешние ужасающие метаморфозы, через которые приходится пройти как Элизабет, так и Сью, поэтому их преображение едва ли способно оставить кого-то равнодушным. Разрывающаяся плоть вдоль позвоночника, омертвевшая кожа, выпадающие зубы — предвестники полного физического разложения — всё это красноречиво демонстрирует «Субстанция», испытывая своих зрителей на прочность (многих увиденное откровенно шокирует). Подобный пугающе-отталкивающий эффект работает куда лучше на фоне манящего очарования Сью и яркой элегантности Элизабет. Нужно отметить, что ближе к финалу фильм «ломается», неожиданно превращая хоррор в чёрную комедию, от которой некомфортно и весело одновременно. Такая смена жанров становится неожиданностью, но она всё ещё идеально вписывается в стиль фильма.
Абсолютно все визуальные детали фильма работают на полную и буквально впечатываются в сознание зрителя: начиная от красочных элементов гардероба героинь и броских дизайнерских решений в офисе телеканала, заканчивая лаконичной подачей препарата «Субстанция» и стерильно минималистичной ванной комнатой Спаркл. В последней локации происходит то самое появление улучшенной версии, и очень кстати помещение похоже то ли на странную хирургическую, то ли на морг. И в этом есть смысл — ведь пока наслаждается жизнью одна, на голом кафельном полу без сознания ждёт своего времени другая. Особо внимательные ценители кино заметят кучу отсылок к другим известным фильмам, которые также работают на руку «Субстанции», усиливая чувство дискомфорта. К самому яркому и наглядному примеру можно отнести отсылку к «Сиянию» Стэнли Кубрика — да-да, речь о том самом кроваво-красном коридоре в телестудии Сью/Элизабет.
Это… звучно и преувеличено
Саундтрек «Субстанции» заслуживает отдельного упоминания, поскольку оригинальные треки, написанные композитором Рафферти, заползают под кожу и постепенно утягивают зрителя на болотистое дно вполне читаемой истории Элизабет. Композиции не дают расслабиться, бьют по сознанию отчётливым ритмом, разбавляя картину динамикой даже в тех моментах, где действие не предусматривается. Особенно выигрышно музыка срабатывает в зале кинотеатра, поэтому по возможности «Субстанцию» нужно смотреть с объёмным звуком и на большом экране.
Преимущества большого экрана раскрываются ещё больше благодаря обилию крупных планов в фильме. Здесь схлёстываются сексуальность и привлекательность с отвращением и страхом к неизвестному. Зрителю без лишних пояснений демонстрируют мерзкую натуру продюсера Харви через его поведение в ресторане, но в то же время раскрывают безоговорочную сексуальность Сью во время записи для фитнес-шоу через всевозможные ракурсы того, чем её наградила природа. К тому же, обилие крупных планов отлично передаёт гиперболизированность происходящего, коей насквозь пронизан весь фильм.
Это… не для всех
«Субстанция» — однозначно стильный, энергичный и умеющий нагнетать обстановку хоррор, который либо западёт в душу с первых кадров, либо навечно попадёт в список нелюбимых фильмов. Лента, несмотря на заявленный жанр, задаётся вполне обыденным вопросом, на который трудно (если вообще возможно) найти ответ: почему женщины так себя не любят? Элизабет, коей по сюжету перевалило за 50, отменно выглядит, но индустрия, в которой ей приходилось годами бороться за место под солнцем, диктует свои правила. Без привлекательности, сопутствующей молодости, она никому не нужна, но тут же возникает другой немаловажный вопрос: почему Элизабет живёт одним лишь стремлением к признанию? Ничего другого у героини нет и, судя по всему, быть не может.
Любопытно и другое обстоятельство: Элизабет и Сью делят одно сознание на двоих, но при этом умудряются мастерски ненавидеть друг друга. Лёгкий, беззаботный и пронизанный вечным весельем образ жизни Сью откровенно раздражает Элизабет, когда та включается в «игру». Ещё больше её бесят обстоятельства, когда Сью злоупотребляет отведённым ей временем, что оборачивается кошмарными последствиями для Элизабет. Чтобы заглушить злость на молодую версию, Спаркл предаётся чревоугодию и ведёт затворнический образ жизни. Её поведение в свою очередь доводит до кипения Сью, которой становится тошно каждый раз, когда она приходит в себя и оказывается в квартире, заставленной тарелками с жирной вредной пищей. Всё это наглядно иллюстрирует, как одна и та же женщина умеет ненавидеть себя, совершая импульсивные поступки и на условный следующий день жалея о них так, будто «непоправимое» сделал другой человек.
Случайно попавших на «Субстанцию» зрителей фильм может эмоционально вывернуть наизнанку, но при этом заложенные идеи могут вовсе показаться избитыми. Как и любителям хорроров, что приходят на сеансы ради впечатлений от пугающей картинки, происходящее может показаться не настолько страшным, как хотелось бы. Финальные минуты так и вовсе станут для кого-то ненужной «вечностью», поскольку концовка продиктована желанием создателей выжать абсурдность истории на максимум. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что дальше переходить черту уже ни физически, ни эмоционально невозможно, но авторы умудряются удивить даже в этом.
Итог
Перед началом сеанса создатели (или же прокатчики фильма) предупреждают о том, что особо впечатлительным зрителям лучше воздержаться от просмотра, и в этом случае действительно стоит несколько раз подумать, прежде чем соглашаться на дозу «Субстанции». Фильм бьёт по живому, утягивает в размышления о женщинах и их извечной борьбе за так называемое «совершенство», но при этом душит тошнотворностью и своим умением додавить зрителя, который весь фильм будет теряться в размышлениях по типу: «Дальше ведь не может быть омерзительнее, так ведь?» С другой стороны, «Субстанция» более чем доходчиво, наглядно и немного с перебором объясняет, почему погоня за идеалом лишена всякого смысла, а зрителю, вне зависимости от пола, стоит, наконец, научиться любить себя.