Рецензия на «Оппенгеймер»: Трагедия всего человечества

Разбираемся в гении Кристофера Нолана и его последнем детище, фильме «Оппенгеймер»
29 июля
Александра Рачкова
разборы
Промо-кадр к фильму «Оппенгеймер»
Промо-кадр к фильму «Оппенгеймер»

Фильм Кристофера Нолана про отца атомной бомбы вышел в мировой прокат 19 июля и уже собрал 230 млн. долларов. Хотя картина и проигрывает по сборам розовому безумию «Барби», затраты на её производство и маркетинг сильно ниже, так что сборы можно считать вполне себе успешными.

Картина снята по мотивам американского бестселлера «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея», написанного авторами Каем Берда и Мартином Шервином. Книга вышла в 2005 году, однако Шервин работал над ней ни много ни мало 25 лет. Будучи историком, он много времени потратил на изучение трагедии в Хиросиме и Нагасаки. В 1975 году он даже выпустил книгу об этих событиях. Данный проект и вдохновил его на углубление в жизнь одного из главных «виновников» бомбёжек, «отца атомной бомбы» Оппенгеймера. Шервин провёл интервью с 112 людьми, лично знавшими астрофизика, включая его сына Питера и близкого друга Хаакона Шевалье. За 25 лет написания книги, историк собрал 50 000 страниц различных интервью, писем, отрывков из дневников, секретных материалов ФБР, досье и других документов, к которым ему удалось получить доступ. Многим позже он пригласил своего друга писателя Кая Берда помочь ему оформить всю эту информацию в художественном стиле.

Благодаря Шервину мы получили такое точное и глубокое понимание чувств и потайных страхов Роберта Оппенгеймера. А благодаря Кристоферу Нолану, мы смогли увидеть их на экране. Но начнем сначала.

Кто такой Роберт Оппенгеймер?

Роберт Оппенгеймер
Роберт Оппенгеймер

Родившийся в 1904 году, Оппенгеймер всегда был достаточно тихим и вдумчивым мальчиком. Родители не давали ему играть со сверстниками и всячески оберегали ребёнка от окружающего мира. Возможно, именно поэтому он в конце концов так сильно увлёкся физикой – не способный взаимодействовать с окружением он стал изучать его.

Но Оппенгеймер сразу столкнулся с проблемами, отправившись вслед за мечтой в Кавендишскую лабораторию в Кембридже после окончания Гарвардского университета (бакалаврскую степень с отличием он получил всего за три года). Если дома учёного считали «золотым мальчиком», то в Англии его прозвали неуклюжим и даже слабоумным. Он проводил много времени сам с собой, изучая физику и фантазируя об устройстве мироздания.

В Германии физик получил докторскую степень, после чего вернулся на родину и устроился работать в Калифорнийском университете. Если до путешествия в Европу Оппенгеймер был аполитичным, то по возвращению его мнение сильно изменилось. Его поразило отношения немцев к евреям в предвоенной Германии (сам ученый был из еврейской семьи), а позже в Америке с началом Великой депрессии, он и вовсе углубился в изучение политических и экономических процессов. Так он и познакомился с коммунистической партией американцев, с которой часто пересекался в последствии.

Не смотря на «заигрывание» с вражеской идеологией, Оппенгеймера назначили главой проекта «Манхэттен» - призванного изобрести ядерное оружие, способное положить конец войне. Главная движущая сила данного проекта заключалась в том, что немцы уже давно находились в разработке ядерного оружия, более того, они были близки к его изобретению.

Под руководством Оппенгеймера, в пустыне в Нью-Мексико был построен секретный объект Лос Алмос, куда поселились учёные, работавшие над проектом, и их семьи. Там и родилась первая в мире атомная бомба.

Однако к моменту её создания, Германия была уже на грани капитуляции и применять бомбу против фашистов не имело смысла. Япония же, по-прежнему оставалась уверенным в себе противником, по крайней мере – так подавалось американскому обществу. Именно на эту страну пала страшная участь испытать на себе первую в мире атомную бомбу.

Созданные в Лос Алмосе снаряды по имени «Малыш» и «Толстяк» были сброшены на города Хиросима и Нагасаки, понеся за собой более 80 тысяч жертв. И это только мгновенно погибшие от взрыва, пострадавших в последствии от лучевых болезней насчитывается от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч в Нагасаки.

Бомбардировка Японии сделала Оппенгеймера не просто отцом атомной бомбы, а настоящим доктором Франкенштейном 20ого века. Человек, чьё детище уничтожило около 300 тысяч человек, Оппенгеймер так и не смог с этим смириться, всю оставшуюся жизнь ученый посветил попыткам установить международный контроль за ядерным оружием.

Как снимался «Оппенгеймер»

Собственно, именно эту историю и захотел показать режиссёр в своей картине. Как всегда, массовик-затейник Нолан не сумел держаться линейного повествования и подарил зрителю фильм, нашпигованный различными этапами жизни физика. Однако по внешнему виду героя и его окружению, догадаться, что и когда происходит достаточно легко (явно легче, чем в «Доводе»).

Кадр из фильма «Оппенгеймер»
Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Так как картина является глубоким погружением во внутренний мир Оппенгеймера, её нельзя назвать по-настоящему биографичной. Нолан уделяет большое внимание внутренним переживаниям, о которых мы можем только догадываться по информации из книги Шервина и Берда. Возможно, именно для этого было решено разделить повествование не только временными рамками, но и внешней картинкой. В большинстве своём цветная лента то и дело перебивается чёрно-белыми вставками, которые должны характеризовать сторонний, непредвзятый взгляд на события. В этот момент мы не видим чувства героя, не знаем, о чём он думает, мы – всего лишь сторонние наблюдатели происходящего. Что не удивительно, учитывая, что большая часть чёрно-белых кадров приходится на события, в которых Оппенгеймер вообще не принимал никакого участия.

Фильм снимался на 70-милиммитровую плёнку IMAХ, которая обеспечивает наивысшее качество картинки. По мнению Нолана, это должно способствовать полному погружения зрителя в историю. Режиссёру было важно снять всю картину в IMAX, поэтому для чёрно-белых кадров ему пришлось создать, в сотрудничестве с компанией Kodak, специальную камеру, которая умеет снимать на данную плёнку в чёрно-белом формате.

Постер к фильму «Оппенгеймер»
Постер к фильму «Оппенгеймер»

Перфекционист Нолан даже атомный взрыв отказался делать при помощи графики. И нет, режиссёр не стал взрывать ядерную бомбу для своего фильма. Главный по спецэффектам в проекте Скотт Р. Фишер воссоздал взрыв на большой миниатюре ядерного полигона. Для этого Фишер использовал бензин, пропан, алюминиевую пудру и магний.

В итоге, получился самый длинный фильм в карьере Кристофера Нолана. Картина длится 3 часа, что на 11 минут дольше ленты «Интерстеллар».

Как он чувствует!

Фильм Кристофера Нолана очень хорошо показывает нам все описанные в книге переживания учёного. Этому способствует и мрачная картинка, и напряжённая музыка композитора Людвига Йоранссона. Это, кстати, второй раз, когда Нолан обратился за сотрудничеством не к своему любимому Гансу Циммеру, что явно пошло фильму на пользу.

Киллиан Мёрфи в роли Оппенгеймера
Киллиан Мёрфи в роли Оппенгеймера

Главная роль досталась великолепному Киллиану Мёрфи («Острые козырьки», «Бэтмен. Начало», «28 дней спустя»). В общем-то, одно его лицо и было главной маркетинговой стратегией фильма, и не зря! Смотреть, как Киллиан буравит экран своими голубыми глазами, наполненными «вселенской скорбью» можно бесконечно. Но он не единственный, на кого стоит посмотреть на экране. В картине снялось большое количество «громких имён»: тут и Метт Деймон, Эмилия Блант, Кейси Айффлек, Флоренс Пью, Гари Олдман и, конечно же, великолепный Роберт Дауни младший, которому подозрительно сильно идёт роль заносчивого козла.

Как уже упоминалось раньше, «Оппенгеймер» - это картина о чувствах, о внутренних переживаниях ученого. Несмотря на то, что нам достаточно подробно и увлекательно рассказывают историю создания бомбы и политического преследования её "отца", историческая часть фильма отнюдь не является её фокусом. Это скорее бэкграунд для тех, кому скучно смотреть на грустного Киллиана Мёрфи 3 часа. Этим же людям будут непонятны периодические визуальные вставки звёзд, космоса, частиц и других образов, занимавших разум Оппенгеймера. Да, для исторического блокбастера это выглядит странным, но «Оппенгеймер» - это не исторический блокбастер, это своего рода атомное «Древо жизни». Попытка изучить и передать миру эмоциональный аспект последствий создания массового оружия уничтожения.

Интернет уже переполнился критикой «правдивости» фильма, ведь «страшные муки совести» Оппенгеймера никогда не были достоянием общественности. Более того, многие считают, что картина про создание ядерной бомбы должна фокусироваться не на её «отце», а на пострадавших, которых в ленте не показывают ни разу. Но Нолан не просто так снял этот фильм именно сейчас. Не секрет, что последние события в мире сильно попортили нервные клетки всем, кто следит за новостями. Сообщения о военных конфликтах, революциях, переворотах, испытании водородной бомбы в Северной Корее (той самой, изобретение которой Оппенгеймер пытался замедлить) – всё это неминуемо влияет на сознание. Правда ли «отец» атомной бомбы так сильно страдал после использования своего детища или нет, мы, возможно, никогда доподлинно не узнаем, но мы точно знаем, с какими катастрофическими последствиями столкнулся мир после Хиросимы и Нагасаки. И мы знаем, что вопреки громким словам о том, что подобная бомба поможет положить конец всем войнам в мире – этого не произошло. И никогда не произойдёт, какими бы убийственными ни были последствия изобретения всё новых и новых оружий.

Трагедия Оппенгеймера – это трагедия всего человечества. Попытка использовать свой талант, своё увлечение во благо для физика закончилась колоссальной трагедией. Потому что, какие бы благие ни были намерения, какой бы большой ни был талант, всегда найдётся кто-то, кто использует изобретение в своих алчных, жестоких целях, не думая о простых людях. И когда в конце герой Киллиана Мёрфи смотрит на нас своими голубыми глазами – мы видим это, мы это осознаём. И это делает картину «Оппенгеймер», наверное, самым грустным фильмом в карьере Кристофера Нолана.

Читайте также
Нолан объяснил отсутствие кадров разрушений Хиросимы и Нагасаки в «Оппенгеймере»
Нолан объяснил отсутствие кадров разрушений Хиросимы и Нагасаки в «Оппенгеймере»
По словам режиссёра, это связано с субъективным подходом к повествованию в фильме.
Критики высоко оценили выходящие в один день фильмы «Барби» и «Оппенгеймер»
Критики высоко оценили выходящие в один день фильмы «Барби» и «Оппенгеймер»
Картину об отце атомной бомбы называют лучшей в карьере Кристофера Нолана.
Роберт Дауни мл. похвалил работу Киллиана Мерфи в «Оппенгеймере»
Роберт Дауни мл. похвалил работу Киллиана Мерфи в «Оппенгеймере»
«Он знал, что берётся за тяжелейшую задачу» — отметил актёр, также сыгравший в фильме.
Рецензия на фильм «Барби»: розовый взрыв из прошлого
Рецензия на фильм «Барби»: розовый взрыв из прошлого
Делимся интересными фактами и впечатлениями о фильме «Барби»