Наконец-то мир дождался премьеры розового кино-безумия под названием «Барби», фильма, на протяжении многих месяцев обещавшего нам воздушные замки глубоких смыслов и много розовой краски. Последнего в картине предостаточно, а вот на счет первого можно поспорить... но всё по порядку, начнём с основ.
Барби. Начало
Съёмки ленты стартовали в 2022 году, 13 лет спустя появления самой идеи на свет. Да-да грандиозный блокбастер был задуман ещё в далёком 2009 году, тогда ещё только в качестве концепции, разрабатываемой корпорацией Mattel (владельца бренда Barbie).
В 2016 году на роль светловолосой куклы была утверждена комедийная актриса Эми Шумер. Артистка к тому моменту только отблистала в ироничной комедии «Девушка без комплексов» про раскрепощенную, но не идеальную блондинку, которая учит зрителей принимать себя такой, какая есть и никогда не сдаваться (нет, это не «Барби», это другой фильм). Шумер, правда, быстро распрощалась с проектом после неясных разногласий с создателями картины.
Лента ждала своего героя до 2018 года, когда студия Warner Bros. Pictures переняла проект у Sony Pictures и в 2019 году утвердила на главную роль Марго Робби («Однажды в Голливуде...», «Отряд самоубийц», «Волк с Уолл-Стрит»). Актриса стала полноценным членом креативной группы, выполняя помимо прочего функцию продюсера. Когда к проекту присоединилась режиссёр «Лэди Бёрд» и «Маленьких Женщин» Грета Гервиг, девушки сразу стали работать в команде. С началом пандемии, Робби, Гервиг и её муж и соавтор Ноа Баумбак («Бесподобный мистер Фокс», «История о супружестве») самоизолировались для работы над адаптацией сценария. Так король и королева независимого кино (и Марго Робби) заключили настоящую «сделку с дьяволом» (в данном случаи студией Warner Bros. и корпорацией Mattel), чтобы вписать всем известную длинноногую куклу в анналы киноистории.
Роль Кена досталась Райану Гослингу («Ла-ла ленд», «Место под соснами», «Бегущий по лезвию 2049»), вернее она изначально была написана под него, но общественность получила подтверждение своих самых смелых мечтаний только в 2021 году. Гервиг же не хотела видеть на месте спутника Барби никого другого. Режиссёр назвала Гослинга смесью Марлона Брандо, Джина Уайлдера, Джона Берримора и Джона Траволты – идеальный микс смешного, мужественного и драматичного.
Укомплектованный состав в купе с целой когортой известных актрис и актёров (включая Джона Сина в роли Кена-русалки) приступил к съёмкам в 2022 году.
Барби в стране отсылок
Вышедшая 19 июля в мировом прокате картины собрала 350 млн. долларов в первый выходной прокат. Этот колоссальный успех объясняется не только настойчивой маркетинговой кампанией, которая влетела создателям в копеечку (а именно в 150 млн. долларов), но и ядерной (не путать с Оппенгеймером) смесью бесконечных шуток, отсылок, гэгов и неожиданных кукольных выходок. Зритель не успевает продохнуть между одной остроумной сценой, как в него тут же влетает следующая. Ну и, конечно, никто так не любит оммажи и ностальгию, как массовый зритель.
Картина врывается с разбега сценой-референсом к фильму «Космическая Одиссея 2001» режиссёра Стенли Кубрика. Кто не помнит, там появление мистического чёрного монолита на заре времён даровало обезьянам сознание, а с ним – жажду насилия. Примерно то же самое делает огромная кукла Барби, появившаяся в пустыне из бедных маленьких девочек, вынужденных играть с бесконечными куклами-младенцами. Своим появлением Барби дарует детям возможность вырваться из привычной колеи игр в дочки-матери и.... жажду насилия над надоевшими пупсами.
Параллельно голос прекрасной Хелен Миррен рассказывает, что Барби не просто спасла маленьких девочек от скучных игр, она подарила им надежду стать кем-то большим, чем просто домохозяйкой; она – решила все проблемы неравенства и шовинизма. Барби могла быть кем угодно: врачом, юристом, президентом, космонавтом. А значит, и играющие в неё дети могли стать кем угодно.
По крайней мере, так думали сами Барби, которые, оказывается, живут в розовой стране Барбиленд. Этакий провинциальный рай прямиком из Америки 50-х (отсылочка к эпохе первого появления куклы Барби на свет). В этой сказочной стране всегда хорошая погода, все жители относятся друг к другу с любовью и уважением, а каждое утро начинают с ритуала бесконечного здорования с соседями. В общем – фильм «Зеленее травы» с куклами. От приторной картинки сводит зубы, но голос Миррен посмеивается над происходящим, помогая зрителю не сойти с ума.
Нас знакомят с разными Барби, каждая из которых является отсылкой на реально существовавшие модели кукол. Среди них и Барби-русалки, Барби различных профессий, вечно беременная Мидж (которую нещадно буллят весь фильм, хотя она просто хотела показать детям, откуда они взялись) и другие. Игрушечные машинки, дома-мечты Барби, кошки и собаки – почти всё, что показано зрителю в Барбиленде имеет свой аналог, когда-то продававшийся в нашей с вами реальности. А главная героиня (Марго Робби) – всем Барби – Барби, а точнее – стереотипная Барби: длинноногая, светловолосая и голубоглазая. Все эти арийские преимущества делают её своего рода Альфой в данном комьюнити, поэтому девушка купается во внимании и в целом живет прекрасную жизнь.
Есть у неё и бойфренд – Кен (Райан Гослинг), которого высшие силы, видимо, назначили девушке в пару, хоть она её совсем и не хотела. Кен жаждет любви Барби, но ей на него как-то плевать, к тому же вокруг ещё десятки других Кенов, которые явно находятся для главной героини примерно на одном уровне. Как сообщает нам Миррен: у Барби всегда отличный день, а вот у Кена – всё хорошо только, когда Барби на него смотрит. Поэтому криповый персонаж Гослинга просто не даёт героине покоя, чем, наверное, сильно бы её раздражал, если бы Барби умели испытывать такие эмоции.
И всё бы ничего, только посреди своей роскошной жизни, Барби вдруг начинает думать о смерти, чем не мало пугает окружающих. А на следующий день, её ноги становятся плоскими, а на бёдрах появляется целлюлит. Как всем известно, нет ничего страшнее целлюлита, поэтому подруги отправляют девушку в гости к «Странной Барби», чтобы та помогла ей решить свою проблему. «Странная Барби», которую играет Кейт МакКиннон, выглядит не лучшим образом – когда-то ей «слишком сильно поиграли», и теперь у неё проблемы с головой и внешним видом. Хотя, из всех местных она кажется самой вменяемой. Оракул-Барби сообщает героине, что решение её проблем находится в реальном мире, и только выбравшись туда она сможет обрести свои идеальные выгнутые ноги и гладкую кожу.
Тут мы встречаем ещё одну весёлую отсылку, в этот раз на фильм «Матрица», «Странная Барби» предлагает девушке выбор между туфлей на каблуке и сандалей-Биркенштоком. Правильный выбор здесь, оказывается, Биркеншток, хотя Барби не горит желанием брать в руки сандаль (и мы её понимаем). В конце концов, девушка всё-таки отправляется в реальный мир, а её верный сталкер Кен следует за ней.
Не будем спойлерить все весёлые приключения куклы. Отметим только ещё пару моментов.
Например, очередную трогательную и не многим сразу понятную отсылку, когда Барби встречает пожилую женщину на скамейке. Это первое соприкосновение героини со старостью, которой не существует в её мире. Она смотрит на старушку и не видит в ней уродства или чего-то отталкивающего, а сообщает ей, что та очень красивая.
Эта, казалась бы, ничем не примечательная женщина и есть Барби. А точнее – Барбара Хэндлер, дочь создательницы куклы Барби Рут Хэндлер. Рут создала игрушку специально для своей дочери и таких же маленьких девочек и даже назвала её в честь Барбары – Барби.
Сама Рут также присутствует в фильме, вернее её персонаж, сыгранный Ри Перлман. Доброжелательная старушка, чей призрак живёт в кабинете на 17 этаже в офисе Mattel. Барби доведётся повстречаться с ней несколько раз. И в первый она не будет знать, кто эта таинственная женщина, помогающая ей. Старушка сделает героине чай и передавая ей кружку соприкоснётся с ней рукой, иллюстрируя знаменитую фреску Микеланджело «Сотворение Адама».
Вам повестка
С юмором и знанием кинематографа у создателей фильма «Барби» всё в порядке, но вот что же на счёт обещанного глубокого смысла? Чему учит нас картина?
Всё просто, тому же, чему нас пытается научить Netflix уже много лет: будь собой, люби себя, ищи себя, патриархат – это плохо. Что, в общем-то, не является плохими идеями как таковыми. Вот только для фильма, который потратил 150 млн. долларов, пытаясь убедить окружающих, что он несёт в массы доселе неведомые смыслы – это как-то слабовато. У короля и королевы независимого кино после продажи души дьяволу получился задорный «Диснеевский фильм». Картина яркая, остроумная, интересная и просто отрабатывает очередную повестку. Отрабатывает хорошо, качественно, только с опозданием лет на 5. Мы не зря упомянули фильм «Девушка без комплексов», потому что, если убрать шелуху в виде розового дома-мечты Барби и шедевральной песни Кена, мы имеем на руках задорную комедию 2016-2017 годов.
И тут остаётся вопрос: то ли первоначальный сценарий написанный в 2015 году вцепился своими мёртвыми пальцами в шею Гервиг и не дал ей полностью адаптировать себя под современность; то ли вся креативная команда слишком засиделась на самоизоляции и не обратила внимания, что мир за это время не стоял на месте; то ли просто стриминговые сервисы окончательно погубили большое кино и то, что создатели данного эпоса готовили к показу 2-3 года – за это время уже много раз было показано нам в интернете.