80-е годы изменили кинематограф, и ни один жанр не выиграл от этого десятилетия больше, чем боевик. Технологии в производстве фильмов стремительно улучшались, а потребности зрителей в более острых ощущениях росли, что привело к появлению большего числа экшен-фильмов и титульных героев боевиков. Tvigle собрал в одном материале все боевики, без которых трудно представить кино 80-х годов.
«Терминатор» (The Terminator), 1984 год
«Терминатор» Джеймса Кэмерона стал не просто ещё одним боевиком, а совершил революцию в научно-фантастическом жанре. Образ безжалостного киборга-убийцы в исполнении Арнольда Шварценеггера стал культовым, а сочетание высокооктанового экшена и антиутопических тем не оставило зрителей равнодушными. «Терминатор» показал потенциал картины, в которой удачно сочетаются передовые спецэффекты, захватывающий экшен и насыщенное повествование, тем самым установив новый стандарт для жанра боевика.
«Рэмбо: Первая кровь 2» (Rambo: First Blood Part II), 1985 год
Второй «Рэмбо» взял за основу психологическую драму оригинальной «Первой крови» и превратил историю в полноценный боевик. Сиквел представил Рэмбо не просто лишённым покоя ветераном вьетнамской войны, а превратил его в армию из одного человека, который эффектно сражается с толпой противников и показывает чистое боевое мастерство. Захватывающие экшен-сцены и яркая игра Сильвестра Сталлоне сделали из Рэмбо символ американской мощи и поместили как персонажа, так и сам фильм в оплот поп-культуры 80-х.
«Крепкий орешек» (Die Hard), 1988
«Крепкий орешек» произвёл революцию в жанре боевика, представив героя, которому свойственно ошибаться. Джон Макклейн в исполнении Брюса Уиллиса не был суперсолдатом или машиной для убийства; он был обычным полицейским, который оказался не в том месте и не в то время. Место действия фильма — захваченное высотное здание — провоцировало у зрителя состояние клаустрофобии и заставляло нервничать из-за неутихающего напряжения. «Крепкий орешек» не только сделал Уиллиса звездой, но и послужил примером для подражания у боевиков, вышедших после.
«Хищник» (Predator), 1987 год
«Хищник» умело смешал жанры боевика и научной фантастики, чего толком не удавалось фильмам до этого. Во главе каста вновь встал Арнольд Шварценеггер, чей герой повёл команду элитных солдат в джунгли, где на них открыл охоту опасный инопланетянин. Саспенс, напряжённый экшен и безжалостный антагонист из глубин космоса мгновенно сделали картину классикой жанра. «Хищник» стал чем-то большим, чем просто боевиком; он послужил красочной иллюстрацией выживания, где схлестнулись опасный охотник и не менее опасная жертва. Арнольд Шварценеггер же вновь подтвердил свой статус непревзойдённого героя боевика.
«Коммандос» (Commando), 1985 год
В центре истории — полковник спецназа в отставке Джон Мэтрикс, чью дочь похищают, и он бросается на её поиски. Фильм олицетворяет собой захватывающий боевик 80-х, в котором Арнольд Шварценеггер расправляется с каждым новым противником всё более творческими способами. «Коммандос» — пример настоящего развлекательного кино, наполненного адреналином, юмором и зрелищным экшеном. Это ещё одна картина, что укрепила репутацию Шварценеггера в качестве незаменимой звезды боевиков 80-х годов.
«Смертельное оружие» (Lethal Weapon), 1987 год
«Смертельное оружие» привнесло в жанр боевика хорошо знакомую современному зрителю динамику «копов-приятелей», объединив в команду безрассудного Мартина Риггза (Мэл Гибсон) и более осторожного Роджера Мёрто (Дэнни Гловер). В фильме гармонично сочетаются взрывной экшен, острый юмор и драматические моменты с упором на историю персонажей — всё это сделало фильм одним из самых успешных и влиятельных боевиков десятилетия. Гибсон в образе Риггза добавил новые черты архетипу «герой боевика» — его персонаж получился эмоционально сложным и с набором сильных недостатков. Успех «Смертельного оружия» породил франшизу и закрепил формулу «копы-приятели на главных ролях» в качестве основы для многих экшен-фильмов в будущем.
«Робокоп» (RoboCop), 1987 год
«Робокоп» объединил суровый экшен и острые социальные комментарии, создав один из самых запоминающихся фильмов 80-х, который не утратил свою актуальность. История о зверски убитом полицейском, который «воскрес» в образе полицейского-киборга, погружает в темы корпоративной жадности, милитаризации правоохранительных органов и поисков себя в этом мире. Красочные экшен-сцены и чёрный юмор сделали ленту популярной, а актёрская работа Питера Уэллера превратила главного героя в культового персонажа. «Робокоп» выделяется не только как достойный боевик, но и как фильм, ставящий под сомнение саму природу человечности и справедливости.
«Безумный Макс 2: Воин дороги» (Mad Max 2: The Road Warrior), 1981 год
«Безумный Макс 2: Воин дороги» переносит зрителей в постапокалиптическую пустошь, где выживание — единственное правило. Мэл Гибсон воплотил на экране Макса Рокатански, находчивого, морально сложного и закалённого воина-одиночку, — этот образ нашёл отклик у зрителей и надолго остался в памяти. Скоростные погони в фильме и жестокие сцены сражений на фоне пустынного ландшафта вызвали ошеломляющий эффект у аудитории, послужив вдохновением для множества антиутопических сюжетов в кино и других медиа-продуктов.
«Побег из Нью-Йорка» (Escape from New York), 1981 год
В картине Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка» Курт Рассел сыграл ветерана войны Плискина по прозвищу Змей — циничного персонажа, далекого от традиционного архетипа героя. Ему необходимо спасти президента из тюрьмы строгого режима, которая занимает весь остров Манхэттен в этом антиутопическом сюжете. Мрачная и суровая атмосфера фильма, а также бунтарский образ Плискина показали иной тип героя боевика, морально неоднозначного и ломающего привычное. С момента выхода картина стала культовой, оказав влияние на жанр киберпанка и на дизайны персонажей в видеоиграх и комиксах.
«Полицейский из Беверли-Хиллз» (Beverly Hills Cop), 1984 год
В центре истории — Аксель Фоули в исполнении Эдди Мёрфи, опытный полицейский из Детройта и любитель пользоваться на работе нетрадиционными методами. Гармонично сочетая в себе боевик и комедию, «Полицейский из Беверли-Хиллз» демонстрирует харизматичную игру Мёрфи и острый ум его персонажа, добавляя жанру свежий и интересный оттенок. Успех фильма показал жизнеспособность комедийных боевиков в массовом кинематографе и породил множество продолжений — четвёртый фильм серии, к примеру, вышел на Netflix 3 июля 2024 года.
«Конан-варвар» (Conan the Barbarian), 1982 год
Арнольд Шварценеггер взял на себя роль свирепого воина Конана, жаждущего мести за жестокое убийство родителей в этом мифическом мире меча и магии. Фильм выигрывает за счёт впечатляющей внешности Шварценеггера и его способности делать картину увлекательной с минимальным количеством диалогов. «Конан-варвар» сочетает эпическое повествование с жестокими экшен-сценами, что способствовали увеличению популярности фантастических боевиков в то время.
«Кровавый спорт» (Bloodsport), 1988 год
«Кровавый спорт» рассказывает о дезертире Фрэнке Дюксе (Жан-Клод Ван Дамм), который, будучи мастером боевых искусств, оставляет службу и отправляется в Гонконг ради участия в подпольном турнире, где бьются лучшие из лучших. Картина может похвастаться напряжёнными и хорошо поставленными боевыми сценами, демонстрирующими атлетизм Ван Дамма и его мастерство в боевых искусствах. «Кровавый спорт» «дослужился» до культового фильма, повлияв на популяризацию картин о боевых искусствах в западном кинематографе.
«Бегущий человек» (The Running Man), 1987 год
Ещё один классический фильм с Арнольдом Шварценеггером, чьи события разворачиваются в мрачном будущем. Здесь осужденные преступники бьются за жизнь в смертоносном телевизионном игровом шоу на потеху зрителям. Картина сочетает в себе экшен вместе с социальной сатирой, критикой СМИ и темами авторитаризма, а герой Шварценеггера показывает свои умения в боевых сценах и запоминается крутыми остротами.
«Над законом» (Above the Law), 1988 год
В своём полнометражном кинодебюте Стивен Сигал сыграл роль Нико Тоскани — бывшего сотрудника ЦРУ и ныне чикагского полицейского, который бросается по следу правительственного заговора. Уникальное сочетание боевых искусств айкидо и ни с чем несравнимая стойкость героя Сигала добавили фильму уникальности и выделили среди других представителей жанра. Суровый реализм и достойные боевые сцены дали старт актёру в качестве самобытной звезды боевиков в конце 80-х и начале 90-х.
«Красный рассвет» (Red Dawn), 1984 год
В центре сюжета — группа американских подростков, которые оказывают сопротивление советским войскам, вторгшимся в США. Главные роли исполняют Патрик Суэйзи и Чарли Шин, а сама картина раскрывает темы патриотизма, выживания и холодной войны. Захватывающий экшен и эмоциональная глубина фильма позволяют по-новому взглянуть на жанр боевика, так как в центре внимания оказываются юношеский героизм и партизанская война.
Смотреть лучшие боевики можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!