Так же как и в литературе, киноистории в целом можно поделить на восемь базовых сюжетов. Независимо от жанра или бюджета, оригинальный сценарий может скрывать за собой хорошо знакомую нам историю. Какую? Читайте в нашем разборе!
1. «Золушка» — заслуженный триумф добродетели
Классическая история успеха «из грязи в князи». Добрый и скромный герой невысокого происхождения либо оказавшийся в тяжёлой ситуации вызывает сочувствие зрителей. Мы понимаем, что он заслуживает большего. Кроме того, история справедливого вознаграждения мотивирует — зритель начинает ассоциировать персонажа с собой. Почему бы и нет, ведь чудеса действительно происходят! Вспомните головокружительную карьеру модели и актрисы Натальи Водяновой! Золушка из одноимённой версии Шарля Перро, несмотря на знатное происхождение, становится рабыней злобной мачехи и двух её дочерей. Служанка в собственном доме, девушка вырастает красивой и доброй, усердно трудясь каждый день и сохраняя оптимизм. Пока в один прекрасный день судьба не предоставляет ей уникальный шанс.
Нет ничего удивительного в том, что такой воодушевляющий сюжет стал безумно популярен в кино. От легенды о добродетельной египтянке Родопис и европейских сказок он проходит путь до неожиданной интерпретации в фильме Роба Маршалла «Красотка» (1990). Только здесь вместо принцев и добрых фей нам предлагают красавца-бизнесмена, а вместе несчастной сиротки — «честную куртизанку» Вивиан. Профессия не оставила отпечатка на очаровательной личности девушки, на что и обратил внимание герой Ричарда Гира. Впрочем, сюжет про Золушку не обязан включать в себя лавстори. Посмотрите на любого малыша-каратиста из мотивационных драмеди: изначально слабый герой обучается боевым искусствам у доброго мастера и даёт неожиданный отпор врагам. А хлюпик-лингвист Майло из мультфильма Disney «Атлантида: Затерянный мир» (2001) в результате становится правителем великой цивилизации. И правильно, нужно верить и никогда не опускать руки!
2. «Ромео и Джульетта» — роковые влюблённые
Пара, ставшая нарицательной в современности. Влюблённые, которых постоянно разлучает судьба либо же им чинят препятствия окружающие. Обречённая пара встречается случайно, сразу же попав в сети любви. С лёгкой руки Уильяма Шекспира история о влюблённых подростках, которым не давали быть вместе, превратилась в главный любовный сюжет мировой культуры. Ромео встречает Джульетту, тайно пробравшись на бал Капулетти, и двое моментально влюбляются друг в друга. Однако их семьи враждуют. Единственный способ остаться вместе — побег. Но этому не суждено сбыться из-за череды ужасающих событий.
Публику всегда захватывал масштаб любовной драмы. Вообще, практически все ромкомы можно отнести к сюжету о Ромео и Джульетте. Посудите сами: встречаются двое, но их любви вечно что-то мешает. Парочка расстаётся и только в конце фильма происходит долгожданное воссоединение. От развесёлых советских «Девчат» (1962) до созерцательной «Интуиции» (2001) с Кейт Бекинсейл и Джоном Кьюсаком — эти картины традиционно заканчиваются хэппи-эндом. Но есть и те работы, что трогают зрителей до слёз грустным завершением. Каноничный пример: трагедия влюблённых из фильма-катастрофы «Титаник» (1997) Джеймса Кэмерона. Роуз и Джек принадлежат к разным мирам и всё же любят друг друга. Именно Джека выбирает героиня, которой претит брак по расчёту. Она ещё не знает, что скоро им придётся сражаться не только за любовь, но и за собственные жизни.
3. «Ахиллесова пята» — у героя есть фатальная слабость
Роковой недостаток может испортить всю картину. Или вывезти на себе весь сюжет, если мы говорим о кино. Герой древнегреческих мифов Ахиллес был неуязвим стараниями своей матери Фетиды: ещё малышом она окунула его в воды Стикса. Вот только держала она его при этом за пятку, которая и осталась единственной уязвимой частью тела героя. Именно сюда Ахиллес был поражён и в итоге умер от маленькой и нелепой раны. «Больное место» может быть как буквальным, так и переносным. Часто в кино мы наблюдаем сильных, успешных персонажей, слабым местом которых оказываются их человечность и чувства к близким — семье или друзьям.
Впрочем, какой там Ахиллес! Вспомните ключевых героев боевиков, которые переходят дорогу преступникам и вынуждены защищать любимых от опасности. Тот же самый Брюс Уиллис часто играет суровых мужчин, по которым пытаются ударить через его женщин («Крепкий орешек», «РЭД 2») или семью («Крепкий орешек 4»). У крутого героя Мела Гибсона в постапокалиптическом боевике «Безумный Макс» (1979) есть та же слабость: важные для него люди. Мстительные байкеры отбирают у Макса сначала друга, а потом и семью. Силача Геркулеса из одноимённого мультфильма практически побеждают, пользуясь его любовью к земной женщине. Впрочем, позже эта же слабость парадоксально делает героев сильнее, наделяет особой мотивацией. А вот с пороками сложнее: если бы не пристрастие к взбалмошным блондинкам, адвокат и примерный семьянин Дэн (Майкл Дуглас) из «Рокового влечения» (1987) не подверг бы опасности всех, кого любит.
4. «Фауст» — сделка с дьяволом
«Я душу дьяволу продам …». Для многих киногероев это не проблема, если сделка поможет достичь желаемого. Классический сюжет поэмы Гёте «Фауст» основан на старинной немецкой легенде об учёном, обменявшем свою душу на земную славу и мирские удовольствия. Сатана сманил пожилого доктора Фауста вернуть себе молодецкую удаль и вкус к жизни с помощью инфернальной сделки. Помолодевший герой предаётся разврату и соблазняет невинную девушку Маргариту, что оборачивается для неё гибелью. Наиболее ярко фаустовский сюжет показан в драме Иштвана Сабо «Мефисто» (1981), где амбициозный актёр соглашается на сотрудничество с нацистами ради желанных ролей. Образ лицедея, попавшего под пяту Третьего рейха, блестяще воплотил на экране австриец Клаус Мария Брандауэр.
Зловещая тема сделки с Сатаной стала основной многих культовых фильмов («Адвокат дьявола», «Сердце ангела»), но самого Нечистого часто заменял проклятый артефакт, дающий необыкновенные способности. К примеру, открывший шкатулку Лемаршана вызывает на свою голову сенобитов «Восставшего из ада» (1987). Балерина, надевшая метафорические «Красные башмачки» (1948), становится заложницей сценического колдовства. Девушка, сыгравшая злосчастную мелодию в «Сонате» (2018), превращается в настоящую всадницу Апокалипсиса. Впрочем, где есть порок и скрытые желания, мистика совершенно необязательна. Например, герой Леонардо ДиКаприо из «Волка с Уолл-Стрит» (2013) с восторгом погружается в разгульную жизнь, чтобы поддерживать форму инвестиционного брокера. Роль дьявола здесь выполняет его босс и наставник Марк Ханна (Мэттью Макконахи).
5. «Орфей» — потерянное сокровище
История Орфея — одна из самых поэтичных в мире. Одарённый герой теряет самое дорогое, что у него есть. Это может быть какая-то ценная вещь, любимый человек или же что-то нематериальное, например, вера. Герой либо возвращает себе потерянное либо (по классике) остаётся ни с чем. У непревзойдённого музыканта Орфея была возлюбленная Эвридика. Прекрасная дева внезапно погибает, и потрясённый любимец Аполлона отправляется за ней в подземный мир. Пение Орфея трогает самого Аида, поэтому повелитель царства мёртвых дает музыканту возможность забрать любимую обратно в мир живых. К несчастью, в самый последний момент, потеряв самообладание, Орфей не выполняет обязательное условие и теряет Эвридику уже навсегда. Кстати, в версии Жана Кокто Орфей и его возлюбленная остаются вместе, очнувшись после удивительного сна.
В переносном смысле подземным царством можно назвать легендарный клуб Гарольда Зидлера «Мулен Руж» из одноимённого киномюзикла (2001) База Лурмана. Прекрасная куртизанка Сатин (Николь Кидман) томится в плену парижского ночного клуба, мечтая о карьере актрисы, о серьёзных ролях. Появляется ее Орфей — восторженный молодой поэт Кристиан — и предлагает красавице сбежать, чтобы начать новую жизнь. Однако для Сатин всё не так просто: она находится во власти кое-чего ещё более могущественного, нежели порочная публика «Мулен Руж». Жизнеутверждающие версии орфического мифа тоже востребованы в кино. Так, герой Тома Круза в пронзительной драме «Человек дождя» (1988) возвращает себе потерянную семью и идентичность. А бывшему священнику Грэму Хессу (Мел Гибсон) из триллера «Знаки» (2002) придётся пройти через настоящий инопланетный кошмар, чтобы вновь обрести веру.
6. «Тристан и Изольда» — третий лишний
Что может быть драматичнее любовного треугольника? Человечество считало так и в давние времена. Всемирную известность получила грустная средневековая легенда об обречённой любви Тристана и Изольды, а также тронутого их чувствами короля. Вагнер написал одноимённую оперу, а в наше время было снято несколько фильмов и сериалов, отдающих дань уважения этой истории. Британский рыцарь Тристан встречает белокурую Изольду, предназначенную другому. Обманутый жених, король Марк находит в себе силы простить молодую пару, когда узнаёт, как сильна их любовь. Что, однако, не приносит героям счастливой жизни. В киноверсии Кевина Рейнольдса Тристан (Джеймс Франко) умирает на руках Изольды, получившей прощение мужа.
Эталонный любовный треугольник мы помним по культовой драме Франсуа Трюффо «Жюль и Джим» (1962). Так зовут двух друзей, австрийца и француза. Один поярче, второй поскромнее — их дружбе это не мешает. Пока не появляется женщина. Катрин (Жанна Моро) потрясающе похожа на статую, очаровавшую обоих мужчин, да ещё и привлекательно дерзкая в своем досуге и интересах. Естественно, оба друга тут же влюбляются. Катрин выбирает то одного, то другого … В современном кино всё тоже наэлектризовано: вампир и оборотень сражаются за сердце флегматичной девочки по имени Белла во франшизе «Сумерки». Более искушённый зритель любуется сумасшедшими страстями в вудиалленовской мелодраме «Вики Кристина Барселона» (2008). Ну а совсем недавно нас эпатировала Зендея со товарищи в новом фильме Луки Гуаданьино «Претенденты». Любовь втроём или эгоизм поодиночке? В любом случае, тема остаётся благодатной.
7. «Цирцея» — коварный хищник и его жертва
Хитрая обольстительница заманивает несчастных в свои сети, будто паук, охотящийся на мух. Этот сюжет вовсю спекулирует «ужасной красотой зла», при этом показывая незавидную судьбу обманутой жертвы. Впрочем, попадаются и герои, которые способны дать отпор, устоять перед чарами обольстительницы (или обольстителя). Так, древнегреческому герою Одиссею удаётся выпутаться из сетей колдуньи Цирцеи, превратившей его спутников в свиней. Ведь наш путешественник и сам непрост. В двухсерийном фэнтези Андрея Кончаловского «Одиссей» (1997) коварную Цирцею играет Бернадетт Питерс, наделившая своего персонажа жутковатой харизмой. И правильно, ведь красота требует жертв, а Цирцея прекрасно знает, где их достать.
Злодеи в кино невероятно притягательны. Да что уж там, и в реальной жизни у расчётливых часто неплохой улов. Однако гораздо безопаснее наблюдать за антагонистами, сидя перед экраном — нам нравится видеть, как кто-то в фильме нарушает все возможные правила. Как Шэрон Стоун в классике эротического триллера «Основной инстинкт» (1992). Её героиня, писательница Кэтрин Трамелл, кушает бабников на завтрак, а в перерывах пишет романы, странным образом перекликающиеся с происходящими в городе жестокими убийствами. Более приземлённая товарка Стоун по жанру щелкает поклонников как орехи в «Последнем соблазнении» (1994). Темноволосая роковая красавица Бриджет в исполнении Линды Фиорентино не гнушается ничем, чтобы заполучить желаемое. А помогают ей в этом мужчины, очарованные загадочной беглянкой. На свою беду.
8. «Кандид» — неубиваемый герой
Настоящему герою всё по плечу, и тут мы нисколько не преувеличиваем. Ведь речь идет о вольтеровском Кандиде, славном юноше, живущем в «лучшем из миров». В своей блестящей сатире Вольтер прошёлся по современным ему политике, искусству, религии и в особенности концепции безудержного, доходящего до наивняка оптимизма. На голову Кандида и его друзей обрушиваются неисчислимые бедствия, но наш милый, пусть и не очень сообразительный герой всегда на коне. Он хорош априори. Отдельное удовольствие — Кандид в прочтении Жан-Пьера Касселя для комедийной экранизации 1960 года. Очень часто герой сам не понимает, как ему удаётся выходить сухим из воды. Возможно, это та самая магия «пьяного мастера»?
Именно из неуязвимости Кандида выросли современные удалые киногерои, приключения которых растягиваются на целые франшизы. Что бы ни случилось, агент 007 неизменно наготове. Индиана Джонс традиционно выпутывается из самых невероятных переделок. Джон Макклейн из «Крепкого орешка» привычно раздаёт тумаки плохим парням, даже если речь идёт о киберпреступниках. Меняется окружение персонажей, а в случае Джеймса Бонда сменяют друг друга десятилетия и даже актёры, играющие супершпиона на службе Её Величества. Но сам персонаж остается неизменным, комфортно стабильным. Шон Коннери, Пирс Броснан или Дэниэл Крэйг — герой готов к подвигам в любом обличье. И это воодушевляет.