От «Криминального чтива» до «Ла-Ла Ленда»: 10 фильмов, которые остались без «Оскара»

Выдающиеся шедевры кино, что не забрали статуэтку в главной номинации.
01 сентября
Ангелина Гура
списки фильмов
Кадр фильма «2001 год: Космическая одиссея» // Metro-Goldwyn-Mayer
Кадр фильма «2001 год: Космическая одиссея» // Metro-Goldwyn-Mayer

Победа в номинации «Лучший фильм» на премии «Оскар» — это высшая форма признания в кинематографическом сообществе. К заветной награде стремятся многие кинодеятели, но далеко не у всех получается забрать золотую статуэтку. Более того, многие величайшие фильмы в истории, которые любят как зрители, так и критики, остались без главной награды в вечер церемонии. Tvigle собрал 10 признанных киношедевров, так и не сумевших победить в категории «Лучший фильм».

«Гражданин Кейн» (Citizen Kane), 1941 год

«Гражданина Кейна» нередко называют величайшим фильмом всех времён, благодаря сочетанию технических приёмов и добротной истории. Режиссёр Орсон Уэллс проявил себя новатором, используя нелинейное повествование и нетипичные для того времени ракурсы. Несмотря на новаторский характер, «Гражданин Кейн» проиграл в номинации «Лучший фильм» более традиционной и сентиментальной ленте «Как зелена была моя долина» (How Green Was My Valley).

Возможные причины проигрыша:

«Гражданин Кейн» столкнулся с серьёзной негативной реакцией со стороны медиамагната Уильяма Рэндольфа Херста, чей образ отчасти послужил вдохновением для героя картины, и он мог оказать влияние на распределение наград в тот вечер. К тому же, работа Орсона Уэллса опередила время и могла показаться слишком «радикальной» для консервативных членов Киноакадемии тех лет.

Кадр фильма «Гражданин Кейн» // RKO Radio Pictures
Кадр фильма «Гражданин Кейн» // RKO Radio Pictures

«Криминальное чтиво» (Pulp Fiction), 1994 год

Фильм Квентина Тарантино возродил понятие «независимое кино» и стал настоящим феноменом в поп-культуре благодаря нелинейному повествованию, острым диалогам и запоминающимся персонажам. Тем не менее, лента уступила основную награду «Форресту Гампу» (Forrest Gump), который нашёл отклик у более широкой аудитории благодаря традиционному сюжету.

Возможные причины проигрыша:

Провокационное содержание и нетрадиционная структура «Криминального чтива» могли оттолкнуть всё тех же консервативных членов Киноакадемии. С другой стороны, сентиментальная привлекательность и технологические инновации «Форреста Гампа», возможно, просто затмили смелый фильм Тарантино.

Кадр фильма «Криминальное чтиво» // Miramax Films
Кадр фильма «Криминальное чтиво» // Miramax Films

«Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption), 1994 год

В прокате «Побег из Шоушенка» не показал себя интересным для аудитории фильмом (всего 29 млн долларов кассовых сборов), но после выхода на носителях и премьеры на тв нашёл своего зрителя, став одной из самых любимых картин всех времён. История о надежде и дружбе в безысходной тюремной обстановке произвела глубокое впечатление на зрителей, но «Оскар» за лучший фильм в 1995 году забрал «Форрест Гамп».

Возможные причины проигрыша:

Конкуренция на «Оскаре» в 1995 году была жёсткой, а «Побег из Шоушенка» не произвёл такого сильного впечатления, как некоторые из его конкурентов. Ленте потребовалось время, чтобы зрители оценили её в полной мере, поэтому на «Оскаре» фильм проиграл во всех семи заявленных номинациях.

Кадр фильма «Побег из Шоушенка» // Columbia Pictures
Кадр фильма «Побег из Шоушенка» // Columbia Pictures

«Бешеный бык» (Raging Bull), 1980 год

Работа Мартина Скорсезе широко известна в качестве одного из величайших спортивных фильмов в истории, который сочетает мощную актёрскую игру и фирменный режиссёрский стиль. Картину об истории боксёра Джейка ЛаМотты номинировали на восемь премий «Оскар», но в главной категории она уступила семейной драме «Обыкновенные люди» (Ordinary People) Роберта Редфорда.

Возможные причины проигрыша:

Благодаря эмоциональной глубине и доступной истории, «Обыкновенные люди», возможно, стали для Киноакадемии более безопасным и традиционным выбором в сравнении с жестокостью «Бешеного быка». Откровенности из жизни ЛаМотты, показанные в картине Скорсезе, могли сойти за слишком грубые сцены «с перебором».

Кадр фильма «Бешеный бык» // United Artists
Кадр фильма «Бешеный бык» // United Artists

«Ла-Ла Ленд» (La La Land), 2016 год

Картина Дэмьена Шазелла — это трогательное любовное послание к классическим голливудским мюзиклам, которое быстро завоевало признание критиков и обожание зрителей. «Ла-Ла Ленд» завоевал множество наград на разных фестивалях и церемониях, но до «Оскара» в номинации «Лучший фильм» так и не смог дотянуться. Награда отошла фильму «Лунный свет» (Moonlight) после того, как на церемонии ошибочно объявили победителем «Ла-Ла Ленд».

Возможные причины проигрыша:

«Лунный свет» забрал награду, так как, возможно, был более социально значимым и новаторским по сравнению с романтической историей Шазелла. При этом «Ла-Ла Ленд» любим за прекрасную музыку, воспевание золотого века Голливуда и проникновенную историю.

Кадр фильма «Ла-Ла Ленд» // Summit Entertainment
Кадр фильма «Ла-Ла Ленд» // Summit Entertainment

«2001 год: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey), 1968 год

«Космическая одиссея» Стэнли Кубрика считается одним из самых известных представителей научно-фантастического жанра, который оказал огромное влияние на киноиндустрию благодаря новаторским спецэффектам, философским темам и неоднозначному сюжету. Несмотря на это, лента даже не попала в номинацию на лучший фильм, не говоря уже о победе в категории.

Возможные причины проигрыша:

В конце 60-х работа Кубрика с её медленным темпом и абстрактным повествованием, бросающим вызов традиционным кинематографическим нормам, возможно, показалась слишком авангардной для Киноакадемии. Акцент фильма на визуальных и концептуальных инновациях, идущий вразрез с традиционным повествованием, мог вызвать отчуждение у зрителей.

Кадр фильма «2001 год: Космическая одиссея» // Metro-Goldwyn-Mayer
Кадр фильма «2001 год: Космическая одиссея» // Metro-Goldwyn-Mayer

«Апокалипсис сегодня» (Apocalypse Now), 1979 год

«Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы — это захватывающее повествование о войне во Вьетнаме, в котором сюрреализм и ужас сочетаются с мощными актёрскими работами и потрясающими визуальными эффектами. Несмотря на все достоинства, «Оскар» за лучший фильм года достался более личной и эмоционально насыщенной семейной драме «Крамер против Крамера» (Kramer vs. Kramer).

Возможные причины проигрыша:

Упор фильма «Крамер против Крамера» на семейные темы, вероятно, больше пришёлся по вкусу членам американской Киноакадемии после войны во Вьетнаме. Можно предположить, что мрачная и хаотичная работа Копполы стала неудобным выбором для голосующих.  

Кадр фильма «Апокалипсис сегодня» // American Zoetrope
Кадр фильма «Апокалипсис сегодня» // American Zoetrope

«Таксист» (Taxi Driver), 1976 год

«Таксист» Мартина Скорсезе являет собой мрачное и суровое погружение в жизнь большого города через призму восприятия «поломанного» ветерана войны Трэвиса Бикла в исполнении Роберта Де Ниро. Несмотря на положительные отзывы критиков, картина уступила победу на «Оскаре» спортивной драме «Рокки» (Rocky).

Возможные причины проигрыша:

Вдохновляющая и жизнеутверждающая история Рокки, вероятно, понравилась Киноакадемии больше в сравнении с тягостным сюжетом «Таксиста». К тому же, консервативных членов Академии могло оттолкнуть жестокое и неоднозначное наполнение работы Скорсезе.

Кадр фильма «Таксист» // Columbia Pictures
Кадр фильма «Таксист» // Columbia Pictures

«Нефть» (There Will Be Blood), 2007 год

Фильм Пола Томаса Андерсона представляет собой мощное погружение в личность неоднозначного героя в исполнении Дэниэла Дэй-Льюиса, показывая его жадность, амбиции и тёмную сторону американской мечты. Несмотря на признание критиков, «Нефть» не выдержала гонки за «Оскар» и уступила первенство «Старикам тут не место» (No Country for Old Men).

Возможные причины проигрыша:

«Старикам тут не место» мог показаться киноакадемикам более целостным и с куда более захватывающим сюжетом. «Нефть», несмотря на отсутствии «Оскара» в главной категории, считается одним из величайших фильмов 21-го века, а актёрскую работу Дэй-Льюиса часто называют одной из лучших в истории.

Кадр фильма «Нефть» // Miramax Films
Кадр фильма «Нефть» // Miramax Films

«Социальная сеть» (The Social Network), 2010 год

«Социальная сеть» Дэвида Финчера предлагает острый и откровенный взгляд на создание Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремисткой в России), погружая в сложные взаимоотношения между создателями соцсети. Фильм полюбился критикам и претендовал на звание «лучшей картины года», но в итоге уступил победу более традиционной биографической драме «Король говорит!» (The King's Speech).

Возможные причины проигрыша:

Современные темы «Социальной сети», возможно, оказались менее привлекательными для консервативных киноакадемиков по сравнению с историческим сюжетом «Король говорит!». При этом работа Финчера стала одним из определяющих фильмов цифровой эпохи, поскольку он художественно раскрывает рост популярности социальных сетей и их влияние на общество.

Кадр фильма «Социальная сеть» // Columbia Pictures
Кадр фильма «Социальная сеть» // Columbia Pictures

Смотреть шедевры мирового кино можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Топ-8 байопиков о рок-музыкантах
Топ-8 байопиков о рок-музыкантах
Любуемся на киновоплощения великих и ужасных рокеров и отцов рок-н-ролла.
Нетленные сокровища кинематографа: топ-20 классических лент, которые должен посмотреть каждый
Нетленные сокровища кинематографа: топ-20 классических лент, которые должен посмотреть каждый
От шедевров немого кино до современной классики — откройте для себя вечные сокровища, которые должен увидеть каждый киноман.
Неудачные роли голливудских актёров, которые мы бы хотели забыть
Неудачные роли голливудских актёров, которые мы бы хотели забыть
Джонни Депп, Дженнифер Лоуренс, Николас Кейдж – все они однажды снялись в откровенно плохом фильме и сыграли не менее плохую роль.
10 интригующих и малоизвестных фильмов про постапокалипсис
10 интригующих и малоизвестных фильмов про постапокалипсис
Сделали подборку картин про конец света, о которых вы могли не знать.