Победа в номинации «Лучший фильм» на премии «Оскар» — это высшая форма признания в кинематографическом сообществе. К заветной награде стремятся многие кинодеятели, но далеко не у всех получается забрать золотую статуэтку. Более того, многие величайшие фильмы в истории, которые любят как зрители, так и критики, остались без главной награды в вечер церемонии. Tvigle собрал 10 признанных киношедевров, так и не сумевших победить в категории «Лучший фильм».
«Гражданин Кейн» (Citizen Kane), 1941 год
«Гражданина Кейна» нередко называют величайшим фильмом всех времён, благодаря сочетанию технических приёмов и добротной истории. Режиссёр Орсон Уэллс проявил себя новатором, используя нелинейное повествование и нетипичные для того времени ракурсы. Несмотря на новаторский характер, «Гражданин Кейн» проиграл в номинации «Лучший фильм» более традиционной и сентиментальной ленте «Как зелена была моя долина» (How Green Was My Valley).
Возможные причины проигрыша:
«Гражданин Кейн» столкнулся с серьёзной негативной реакцией со стороны медиамагната Уильяма Рэндольфа Херста, чей образ отчасти послужил вдохновением для героя картины, и он мог оказать влияние на распределение наград в тот вечер. К тому же, работа Орсона Уэллса опередила время и могла показаться слишком «радикальной» для консервативных членов Киноакадемии тех лет.
«Криминальное чтиво» (Pulp Fiction), 1994 год
Фильм Квентина Тарантино возродил понятие «независимое кино» и стал настоящим феноменом в поп-культуре благодаря нелинейному повествованию, острым диалогам и запоминающимся персонажам. Тем не менее, лента уступила основную награду «Форресту Гампу» (Forrest Gump), который нашёл отклик у более широкой аудитории благодаря традиционному сюжету.
Возможные причины проигрыша:
Провокационное содержание и нетрадиционная структура «Криминального чтива» могли оттолкнуть всё тех же консервативных членов Киноакадемии. С другой стороны, сентиментальная привлекательность и технологические инновации «Форреста Гампа», возможно, просто затмили смелый фильм Тарантино.
«Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption), 1994 год
В прокате «Побег из Шоушенка» не показал себя интересным для аудитории фильмом (всего 29 млн долларов кассовых сборов), но после выхода на носителях и премьеры на тв нашёл своего зрителя, став одной из самых любимых картин всех времён. История о надежде и дружбе в безысходной тюремной обстановке произвела глубокое впечатление на зрителей, но «Оскар» за лучший фильм в 1995 году забрал «Форрест Гамп».
Возможные причины проигрыша:
Конкуренция на «Оскаре» в 1995 году была жёсткой, а «Побег из Шоушенка» не произвёл такого сильного впечатления, как некоторые из его конкурентов. Ленте потребовалось время, чтобы зрители оценили её в полной мере, поэтому на «Оскаре» фильм проиграл во всех семи заявленных номинациях.
«Бешеный бык» (Raging Bull), 1980 год
Работа Мартина Скорсезе широко известна в качестве одного из величайших спортивных фильмов в истории, который сочетает мощную актёрскую игру и фирменный режиссёрский стиль. Картину об истории боксёра Джейка ЛаМотты номинировали на восемь премий «Оскар», но в главной категории она уступила семейной драме «Обыкновенные люди» (Ordinary People) Роберта Редфорда.
Возможные причины проигрыша:
Благодаря эмоциональной глубине и доступной истории, «Обыкновенные люди», возможно, стали для Киноакадемии более безопасным и традиционным выбором в сравнении с жестокостью «Бешеного быка». Откровенности из жизни ЛаМотты, показанные в картине Скорсезе, могли сойти за слишком грубые сцены «с перебором».
«Ла-Ла Ленд» (La La Land), 2016 год
Картина Дэмьена Шазелла — это трогательное любовное послание к классическим голливудским мюзиклам, которое быстро завоевало признание критиков и обожание зрителей. «Ла-Ла Ленд» завоевал множество наград на разных фестивалях и церемониях, но до «Оскара» в номинации «Лучший фильм» так и не смог дотянуться. Награда отошла фильму «Лунный свет» (Moonlight) после того, как на церемонии ошибочно объявили победителем «Ла-Ла Ленд».
Возможные причины проигрыша:
«Лунный свет» забрал награду, так как, возможно, был более социально значимым и новаторским по сравнению с романтической историей Шазелла. При этом «Ла-Ла Ленд» любим за прекрасную музыку, воспевание золотого века Голливуда и проникновенную историю.
«2001 год: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey), 1968 год
«Космическая одиссея» Стэнли Кубрика считается одним из самых известных представителей научно-фантастического жанра, который оказал огромное влияние на киноиндустрию благодаря новаторским спецэффектам, философским темам и неоднозначному сюжету. Несмотря на это, лента даже не попала в номинацию на лучший фильм, не говоря уже о победе в категории.
Возможные причины проигрыша:
В конце 60-х работа Кубрика с её медленным темпом и абстрактным повествованием, бросающим вызов традиционным кинематографическим нормам, возможно, показалась слишком авангардной для Киноакадемии. Акцент фильма на визуальных и концептуальных инновациях, идущий вразрез с традиционным повествованием, мог вызвать отчуждение у зрителей.
«Апокалипсис сегодня» (Apocalypse Now), 1979 год
«Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы — это захватывающее повествование о войне во Вьетнаме, в котором сюрреализм и ужас сочетаются с мощными актёрскими работами и потрясающими визуальными эффектами. Несмотря на все достоинства, «Оскар» за лучший фильм года достался более личной и эмоционально насыщенной семейной драме «Крамер против Крамера» (Kramer vs. Kramer).
Возможные причины проигрыша:
Упор фильма «Крамер против Крамера» на семейные темы, вероятно, больше пришёлся по вкусу членам американской Киноакадемии после войны во Вьетнаме. Можно предположить, что мрачная и хаотичная работа Копполы стала неудобным выбором для голосующих.
«Таксист» (Taxi Driver), 1976 год
«Таксист» Мартина Скорсезе являет собой мрачное и суровое погружение в жизнь большого города через призму восприятия «поломанного» ветерана войны Трэвиса Бикла в исполнении Роберта Де Ниро. Несмотря на положительные отзывы критиков, картина уступила победу на «Оскаре» спортивной драме «Рокки» (Rocky).
Возможные причины проигрыша:
Вдохновляющая и жизнеутверждающая история Рокки, вероятно, понравилась Киноакадемии больше в сравнении с тягостным сюжетом «Таксиста». К тому же, консервативных членов Академии могло оттолкнуть жестокое и неоднозначное наполнение работы Скорсезе.
«Нефть» (There Will Be Blood), 2007 год
Фильм Пола Томаса Андерсона представляет собой мощное погружение в личность неоднозначного героя в исполнении Дэниэла Дэй-Льюиса, показывая его жадность, амбиции и тёмную сторону американской мечты. Несмотря на признание критиков, «Нефть» не выдержала гонки за «Оскар» и уступила первенство «Старикам тут не место» (No Country for Old Men).
Возможные причины проигрыша:
«Старикам тут не место» мог показаться киноакадемикам более целостным и с куда более захватывающим сюжетом. «Нефть», несмотря на отсутствии «Оскара» в главной категории, считается одним из величайших фильмов 21-го века, а актёрскую работу Дэй-Льюиса часто называют одной из лучших в истории.
«Социальная сеть» (The Social Network), 2010 год
«Социальная сеть» Дэвида Финчера предлагает острый и откровенный взгляд на создание Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремисткой в России), погружая в сложные взаимоотношения между создателями соцсети. Фильм полюбился критикам и претендовал на звание «лучшей картины года», но в итоге уступил победу более традиционной биографической драме «Король говорит!» (The King's Speech).
Возможные причины проигрыша:
Современные темы «Социальной сети», возможно, оказались менее привлекательными для консервативных киноакадемиков по сравнению с историческим сюжетом «Король говорит!». При этом работа Финчера стала одним из определяющих фильмов цифровой эпохи, поскольку он художественно раскрывает рост популярности социальных сетей и их влияние на общество.
Смотреть шедевры мирового кино можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!