Грим в кино всегда был чем-то большим, чем просто инструментом для улучшения внешности актёров. Грим помогает оживить персонажей, помогает сделать невозможное реальным. На протяжении всей истории кинематографа работа гримёров играла решающую роль в создании одних из самых знаковых героев. Мы с головой погрузились как в фильмы далёкого прошлого, так и в современное кино, чтобы отметить важные моменты внешней трансформации актёров и проследить изменения в самом понятии «грим».
Эпоха немого кино
«Носферату, симфония ужаса» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens), 1922 год
«Носферату, симфония ужаса» — один из самых ранних примеров жанра «хоррор», в котором актёр Макс Шрек сыграл свою известнейшую роль — графа-вампира Орлока. С помощью опередившего своё время грима удалось создать не по-человечески выразительные черты лица, а также ужасающе длинные пальцы и заострённые уши. Впечатляющая трансформация Шрека помогла определить визуальный язык хоррора и оказала влияние на бесчисленные фильмы о вампирах в будущем.
«Призрак оперы» (The Phantom of the Opera), 1925 год
Сыгравший главную роль актёр Лон Чейни не зря при жизни получил прозвище «Человек с тысячью лиц», так как именно он создал одного из самых запоминающихся персонажей в истории немого кино — обезображенного Призрака. Радикального преображения не получилось бы добиться без пугающего грима со шрамами, созданными с помощью коллодия. Инновационный подход гримёров «Призрака оперы» установил высокие стандарты перевоплощения персонажей на заре кинематографа.
«Метрополис» (Metropolis), 1927 год
В «Метрополисе» Фрица Ланга особенно впечатляющим проявлением искусства грима послужила трансформация человекоподобного робота в антагониста Марию. Художник-гримёр Вальтер Шульц-Миттендорф создал футуристический костюм цвета металлик, сочетающий специальные протезы и скрупулёзную детализированность. Благодаря его работе удалось добиться культового визуального стиля фильма, повлиявшего на жанр научной фантастики на десятилетия вперёд.
Золотой век Голливуда
«Волшебник страны Оз» (The Wizard of Oz), 1939 год
Команда гримёров под руководством Джека Доуна создала в «Волшебнике страны Оз» одних из самых запоминающихся персонажей в кино. Злая ведьма Запада в исполнении Маргарет Хэмилтон стала вечным символом злодейства благодаря зелёному цвету кожи и грозным чертам лица, подчёркнутым гримом. Для превращения Берта Лара в Трусливого Льва потребовались сложные лицевые протезы и костюм, что помогли «оживить» любимого персонажа со страниц произведений Лаймена Фрэнка Баума.
«Франкенштейн» (Frankenstein), 1931 год
«Франкенштейн» Джеймса Уэйла познакомил широкую аудиторию с одним из самых запоминающихся монстров в истории. Персонажа, сыгранного Борисом Карлоффом, «вылепил» художник-визажист Джек Пирс, который использовал прогрессивные методы в создании плоской головы монстра со всеми выступами и глубоко запавшими глазами. Трансформация не только задала новые стандарты для жанра ужасов, но и показала силу грима в передаче глубоких эмоций, поскольку игра Карлоффа затмила гротескную внешность его персонажа.
«Доктор Джекилл и мистер Хайд» (Dr. Jekyll and Mr. Hyde), 1931 год
Фредрик Марч «пережил» драматичное перевоплощение и получил «Оскар» за свою роль в «Докторе Джекилле и мистере Хайде». Гримёр Уолли Уэстмор передал двойственную натуру главного героя, используя интересное затенение в гриме, протезы и игру света. Сцены преображения доктора Джекилла показали психологическую борьбу двух сущностей, а достичь эффектной картинки удалось благодаря искусной работе оператора и гримёра.
«Горбун Собора Парижской Богоматери» (The Hunchback of Notre Dame), 1939 год
Квазимодо в исполнении Чарльза Лотона — ещё один классический пример мастерства гримёра. Известный своими работами в фильмах ужасов Джек Пирс разработал объёмные протезы в стремлении воссоздать узнаваемый облик горбуна. Грим отнимал у Лотона несколько часов в день, однако без впечатляющего внешнего преображения не получилось бы передать весь спектр физической боли и глубину эмоций персонажа.
Голливуд второй половины 20-го века
«Изгоняющий дьявола» (The Exorcist), 1973 год
Для хоррора «Изгоняющий дьявола» гримёр Дик Смит преобразил юную актрису Линду Блэр в одержимое демонами создание. Для визуального перевоплощения Смит использовал протезы, аэромакияж и механические эффекты, добившись ошеломительной трансформации, и тем самым раздвинул возможности профессии. Его работа вылилась в новый стандарт для фильмов ужасов и продемонстрировала способность одного лишь грима вызывать ужас и отвращение у зрителей.
«Человек-слон» (The Elephant Man), 1980 год
В «Человеке-слоне» Дэвида Линча актёр Джон Хёрт стал абсолютно неузнаваемым, находясь в облике своего героя Джозефа Меррика. Художник по гриму Кристофер Такер использовал сложные протезы, чтобы не просто передать уродство Человека-слона, но и вызвать неоднозначные чувства у зрителей. Грим подчеркнул мастерство Хёрта и помог сыграть одну из его лучших ролей, всецело раскрывающую темы сопереживания и человечности.
«Муха» (The Fly), 1986 год
Художнику по гриму Крису Уоласу удалось создать одно из самых ужасных и запоминающихся преображений в истории кино. Постепенная трансформация Джеффа Голдблюма в симбиоз человека и мухи включала в себя использование большого количества протезов, аниматронику и сам грим, иллюстрирующий ужас неудачных научных экспериментов. Фильм забрал «Оскар» за лучшую работу гримёров и напомнил о важности визуальной трансформации для повествования и развития персонажей.
«Эдвард руки-ножницы» (Edward Scissorhands), 1990 год
Для фильма Тима Бёртона актёр Джонни Депп перевоплотился в удивительное человекоподобное создание с ножницами вместо рук. Художник по гриму Ве Нилл создала образ бледнокожего, покрытого шрамами Эдварда, подчеркнув его неземную, но в то же время ранимую натуру. Уникальный облик персонажа стал культовым, отражая самобытный стиль Бёртона и роль грима в определении эстетики фильма.
«Битлджус» (Beetlejuice), 1988 год
Ещё один классический фильм Тима Бёртона, для которого уже упомянутая Ве Нилл преобразила Майкла Китона, придав ему эпатажный призрачный внешний вид. Нилл выделила черты лица актёра с помощью яркого грима и сделала своеобразную укладку волос, что подчеркнуло эксцентричный образ Битлджуса. Внешний вид героя по сей день остаётся узнаваемым и любимым в массовой культуре.
Современные шедевры
Трилогия «Властелин колец» (The Lord of the Rings), 2001—2003 годы
В трилогии Питера Джексона можно увидеть одни из самых передовых техник нанесения грима для начала 2000-х годов. Гримёры Ричард Тейлор и Питер Кинг вместе со своей командой превратили актёров в разноплановых фантастических существ: от хоббитов и эльфов до орков и волшебников. Внимание к деталям, большое количество реквизита и «вмешательство» цифровых технологий позволили создать визуально потрясающий и захватывающий мир, населённый восхитительными героями.
«Лабиринт Фавна» (El laberinto del fauno), 2006 год
При работе над фильмом «Лабиринт Фавна» режиссёр Гильермо дель Торо тесно сотрудничал с художником по гриму Дэвидом Марти, желая создать на экране завораживающе красивых существ. Бледный человек в исполнении Дага Джонса со своим безглазым лицом и намеренно преувеличенными чертами стал одним из самых запоминающихся персонажей фильма. Работа дель Торо и Марти вылилась в захватывающее зрелище и показала возможности грима вызывать как страх у зрителя, так и восхищение.
«Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button), 2008 год
Преображение Брэда Питта в картине «Загадочная история Бенджамина Баттона» — отличный пример сочетания грима и компьютерной графики. Художник по гриму Грег Кэнном вместе с создателями визуальных эффектов показали путь персонажа от пожилого мужчины до новорождённого ребёнка. Технологии и осязаемый вклад гримёров позволили зрителям прожить уникальную жизнь вместе с Бенджамином Баттоном.
«Звёздные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза» (Star Wars: Episode I - The Phantom Menace), 1999 год
Приквелы «Звёздных войн» познакомили зрителей с новой эрой грима и спецэффектов. Персонаж Дарта Мола в исполнении Рэя Парка мгновенно стал иконой поп-культуры благодаря красно-чёрным татуировкам на лице и рогам на голове. Художник по гриму Пол Энгелен использовал протезы и аэрографию, чтобы добиться зловещего внешнего вида для персонажа. Внешний облик Дарта Мола неизбежно повлиял на жанр научно-фантастики и представленных в нём персонажей, которые не относятся к расе людей.
«Хеллбой: Герой из пекла» (Hellboy), 2004 год
Стараниями художника-гримёра Джейка Гарбера актёр Рон Перлман превратился во впечатляющего главного героя по имени Хеллбой. Для создания приметной внешности использовали протезы, грим и практические эффекты, а конечным результатом стали красная кожа Хеллбоя, подпиленные рога и массивная правая рука. Всё это продемонстрировало мастерство и преданность делу команды гримёров, которые стремились воссоздать героя комиксов в реальной жизни.
Смотреть лучшие фантастические фильмы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!