История Бэмби не имеет ничего общего со сказками, которые студия Уолта Диснея экранизировала ранее. Всем известны незатейливая, но добрая история Белоснежки, а также поучительный рассказ о похождениях деревянного мальчика Пиноккио. Последовавший за ними анимационный концерт «Фантазия» (1940) оказался слишком радикальным для тогдашней публики, поэтому Дисней решил вернуться к детской аудитории с экранизацией развивающей книжки про слонёнка Дамбо. Однако всё это время мультипликатор думал о совершенно другом сюжете.
Ещё в начале 1930-х Сидней Франклин выкупил права на экранизацию романа австрийского писателя Феликса Зальтена. Роман назывался «Бэмби» и рассказывал о взрослении и жизни молодого оленя. Это была одна из первых книг, описывающих вред, который наносит природе человек. Само собой, снять фильм такого формата в то время не представлялось возможным. Тогда было решено превратить историю Бэмби в мультфильм, то есть, обратиться к Уолту Диснею. Но тот понимал, что его студия ещё не готова к такому ответственному проекту. Он опробовал технологию создания анимационного шедевра на классической сказке братьев Гримм, но и после этого не сразу смог решиться на работу с материалом Зальтена.
Вместо того, чтобы стать первым полнометражным мультфильмом Disney, «Бэмби» (1942) стал пятым. После нескольких громких проектов команда была готова к вызову, который бросал сложный энвайронменталисткий сюжет. В процессе работы над мультиком было сделано несколько дерзких, революционных решений, и на этот раз они оправдались. В 82-ю годовщину премьеры «Бэмби» мы разбираемся в секрете анимационного сокровища Disney.
- Серьёзные темы
«Бэмби» стал первым диснеевским мультфильмом, познакомившим юных зрителей с понятием смерти, причем сделано это было максимально деликатно. Как мы помним, в лесу у самки косули рождается детёныш. Мама называет его Бэмби, а все зверушки приветствуют юного принца леса. Оленёнок открывает для себя мир, совсем как человеческий малыш: учится говорить, заводит друзей и узнаёт, что в жизни есть как веселье (снег такой интересный!), так и опасность. Например, беспечные животные легко могут стать добычей некоего Человека. Об этом существе звери говорят приглушёнными голосами, с ужасом.
К несчастью, именно мама Бэмби погибает от охотничьей пули. Изначально Уолт Дисней хотел подробно показать мёртвого родителя и горе детёныша, как это позже было сделано в «Короле льве» (1994). Однако в итоге смерть решили оставить за кадром, лишь дав понять Бэмби и зрителю, что произошло. Пытаясь убежать от опасности, оленёнок слышит выстрел позади себя. Из укрытия Бэмби зовёт маму, но ответа нет. Из реакции малыша и резкой смены музыки мы понимаем, что случилось. Идёт снег, Бэмби начинает плакать и вдруг встречает своего отца, Короля леса. Величественный олень произносит жестокие слова правды: «Твоя мама больше не может быть с тобой». Такая сцена производит куда больший эффект.
- Реалистичная анимация
Начнём с того, что на создание мультфильма ушёл один миллион картинок, причём рисовать оленей оказалось более чем непростой задачей. Мультипликаторы студии были не в восторге от того, как эти животные получились в «Белоснежке и семи гномах» (1937); так Эрик Ларсон считал, что они похожи на «мешки с мукой». Чтобы помочь художникам добиться большей реалистичности рисунков, Дисней привёз в студию двух ручных оленят, за которыми можно было спокойно наблюдать. Нетрудно догадаться, что их назвали Бэмби и Фалина. Делу также помогла видеосъёмка диких косуль на воле и в зоопарке. С тех пор наблюдение вживую стало важной частью анимирования животных — так снимают мультфильмы даже сегодня. К тому же, команда Диснея работала со специалистами по анатомии, которые помогали создать убедительный силуэт, не забывая при этом о деталях.
- Минимализм
Несмотря на уклон в реализм, «Бэмби» совершенно самобытен в плане стиля. Это в том числе заслуга мультипликатора Тайруса Вонга, чьи наброски пастелью убедили Уолта Диснея отказаться от излишней детализации. Пока другие прорисовывали чуть ли не каждую травинку, Вонг сделал упор на настроение, атмосферу, передающуюся через цвет и изящество линий. Команда поразилась, насколько живыми и эмоциональными оказались минималистские работы Тайруса. Особенно хорошо его стиль виден в сцене пожара, где на фоне яркого бушующего пламени выделяются тёмные силуэты животных, наблюдающих, как горит их дом. Лаконичность рисунка не умалила, а, наоборот, подчеркнула драматизм момента.
- Убедительные герои
... животные стали отражениями людей и в то же время вели себя как животные. Это изменило мультипликацию навсегда
Ещё один революционный подход сделал мультфильм «Бэмби» настоящим любимцем публики. Художнику Марку Дэйвису пришла в голову блестящая идея «очеловечить» животных, чтобы зрителю стали ближе их эмоции. Дабы сделать кроху оленёнка обаятельным персонажем, Дэйвис засел за энциклопедии. Он изучил мимику и поведение маленьких детей, а потом перенёс их выражения лиц на Бэмби. Наш маленький герой улыбается, хмурится и удивляется — совсем как человек. Плачет и смеётся … То же самое было проделано с закадычными друзьями Бэмби, зайчонком Топотуном и маленьким скунсом, которого оленёнок по незнанию прозвал Цветочком. Чему тот, кстати, оказался безумно рад! Так родилась традиция придавать героям-животным человеческие черты и создавать хорошо узнаваемые образы. Вспомните хотя бы «Зверополис»!
- Идеальный злодей
Как чудовище может быть страшным, если мы его даже не видим? В этом-то и соль, неопределённость вызывает страх, именно на этом построен приём саспенса. И именно поэтому Человек из «Бэмби» входит в список 50 величайших злодеев кино (по версии Американского киноинститута). На протяжении всего мультфильма нам так ни разу и не удаётся увидеть антагониста. И всё же мы знаем, что он рядом, когда слышим его музыкальную тему, в которой звучит угроза. Человек здесь показан глазами животных, на которых он охотится. А одна из сцен даже напоминает съёмку с точки зрения злодея, когда жертвы не подозревают, что за ними кто-то наблюдает. От этого создаётся ощущение, что враг вездесущ, что его могущество абсолютно. Уолт Дисней хотел показать, как Человек сгорает в пламени пожара, который сам же и устроил в лесу. Однако в итоге от этого сюжета отказались, поскольку сочли его чрезмерно жестоким.
- Экологический посыл
История Бэмби стала мощным заявлением о жестокости человека по отношению к дикой природе. Как и в реальности, люди здесь не только охотятся на лесных животных, но и разрушают их среду обитания наплевательским отношением и неосторожностью. В 40-е это прозвучало необычайно громко — оказывается, неуважение к природе может привести к катастрофе. «Бэмби» призывает публику задуматься о мире, в котором мы живём, учит детей заботе об окружающей среде. Разумеется, самого Диснея после выхода фильма завалили письмами разгневанные охотники. Однако сам мультипликатор относился к этому философски, а «Бэмби» навсегда остался его любимым детищем и главной гордостью.