Лучшие из худших: классические злодеи кино, которых мы тайно любим

Ужасающе-великолепные и отталкивающе восхитительные персонажи, что не могут оставить зрителей равнодушными.
25 июля
Ангелина Гура
что посмотреть
Кадр фильма «Американский психопат» // Lionsgate Films
Кадр фильма «Американский психопат» // Lionsgate Films

Злодеям нередко достаётся ключевая роль в литературе и кино, где они, как правило, ощутимо играют на контрасте с героями. «Плохие парни» интригуют нас своими тёмными мотивами, сложными характерами, а иногда и сражают наповал неожиданно сильным обаянием. Собрали в одном материале классических злодеев кино, которые будоражат воображение зрителей на протяжении многих лет.

Дракула

Легендарного вампира Дракулу придумал писатель Брэм Стокер, опубликовав одноимённый роман о персонаже в 1897 году. С тех пор Дракула стал синонимом понятия «злодейство», но при этом вышел за рамки стереотипного кровожадного антагониста. Персонаж Стокера — это воплощение аристократической элегантности, притягательного обаяния и неутолимой жажды власти. Добавляет Дракуле привлекательности его способность безукоризненно вписываться в общество, при этом удачно сохраняя свою мрачную вампирскую тайну.

У зрителей антагонист вызывает симпатию благодаря своей трагической предыстории и вечному одиночеству, подпитываемому бессмертием. Неутихающие страдания Дракулы завязаны на утраченной любви, что характеризует его как более утонченную фигуру в сравнении с прочими отрицательными героями.

Персонаж Дракулы оказал огромное влияние на жанр фильмов о вампирах, укоренив в сознании зрителей стереотипы о них — это сверхчеловеческая сила, нетерпимость солнечного света и способность обращать смертных в себе подобных. В фильмах Дракулу показывали разным, но неизбежно любимым злодеем: от классического образа Белы Лугоши до более романтизированной версии Гари Олдмана. Двойственность натуры Дракулы — одновременно чудовищного и завораживающего существа — продолжает очаровывать зрителей по сей день, делая его вечной иконой ужасов.

Кадр фильма «Дракула» (1931) // Universal Pictures
Кадр фильма «Дракула» (1931) // Universal Pictures

Ганнибал Лектер

Созданный Томасом Харрисом доктор Ганнибал Лектер — ещё один злодей, которого зрители полюбили за утончённость и жестокость. Впервые представленный в романе «Красный дракон» и позже увековеченный Энтони Хопкинсом в «Молчании ягнят», Лектер представляет собой блестящего психиатра со склонностью к каннибализму. Хладнокровное поведение, впечатляющие интеллектуальные способности и специфический вкус к жизни — все это говорит о персонаже, как об особенно пугающем противнике.

Несмотря на ужасные поступки доктора-каннибала, зрители сочувствуют персонажу из-за его сложного внутреннего мира и тех моментов, в которых он время от времени проявляет свою человечность. Интригующие отношения с Кларисой Старлинг и собственный моральный кодекс, благодаря которому Лектер часто преследует тех, кого считает недостойными людьми, придают его характеру черты, вызывающие необъяснимое чувство сопереживания и симпатии.

От других злодеев Ганнибала Лектера отличает интеллект и интеллигентность. Он руководствуется не бездумным насилием, а стремится к извращённому чувству эстетики и превосходства над противником. Зрителей одновременно отталкивают его поступки, но влечёт харизма и игра ума — подобные сложности в характере делают Лектера поистине привлекательным персонажем.

Кадр фильма «Молчание ягнят» // Orion Pictures
Кадр фильма «Молчание ягнят» // Orion Pictures

Норман Бейтс

Печально известного антагониста «Психо» Нормана Бейтса придумал писатель Роберт Блох. Внешне спокойный владелец мотеля хранит мрачную тайну: раздвоение личности и одержимость покойной матерью заставляют его совершать жестокие убийства. В фильме Альфреда Хичкока Нормана Бейтса сыграл актёр Энтони Перкинс, и именно привнёс в персонажа тревожные, но в то же время вызывающие симпатию черты, сделав его одним из самых запоминающихся злодеев в истории кинематографа.

Зрители сочувствуют Бейтсу из-за трагической предыстории и психологической травмы, нанесённой матерью. Его внутренний конфликт и моменты уязвимости делают его жалкой фигурой — когда раскрывается его истинная натура, аудитория испытывают смесь ужаса и сострадания.

Персонаж Нормана Бейтса — образец для подражания в жанре психологического хоррора. Способность героя вызывать сочувствие, несмотря на совершённые им чудовищные поступки, говорит о нём, как о сложном, но в то же время очаровательном и нетеряющем актуальности злодеем.

Кадр фильма «Психо» // Paramount Pictures
Кадр фильма «Психо» // Paramount Pictures

Дарт Вейдер

Главный антагонист оригинальных «Звёздных войн» Дарт Вейдер — это персонаж, наполненный трагедией и силой. Будучи талантливым джедаем Энакином Скайуокером, он превратился в Дарта Вейдера, пережив предательства и тяжёлые потери. Грозный внешний вид, сокрытое маской лицо и неживой суровый голос делают его тем злодеем, который навсегда останется в памяти после знакомства.

Дарт Вейдер проходит путь от героя к злодею, но, в конечном счёте, получает своё искупление, что создаёт глубокую эмоциональную связь со зрителями. Его внутренний конфликт, любовь к своим детям и трагический переход на Тёмную сторону Силы порождают сочувствие и понимание. Благодаря этому Дарта Вейдера можно назвать многогранным персонажем, который в ходе истории оказывается кем-то большим, чем простым злодеем с коварными планами.

Внутренняя неутихающая борьба Вейдера и решение спасти сына — те самые причины, по которым ему невозможно не сопереживать. Узнаваемый внешний вид и культовые реплики антагониста прочно вошли в массовую культуру, которую трудно сегодня представить без самого неоднозначного джедая.

Кадр фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» // Lucasfilm Ltd.
Кадр фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» // Lucasfilm Ltd.

Джокер

Джокер, будучи заклятым врагом Бэтмена, — один из самых узнаваемых злодеев в истории комиксов. Обладая хаотичной натурой, садистским чувством юмора и непредсказуемым поведением, антагонист олицетворяет собой полную противоположность всегда собранному Бэтмену с собственным моральным кодексом чести. У Джокера отсутствует как таковая предыстория, что лишь добавляет ему загадочности и подкрепляет статус носителя анархии в чистом виде.

Оправдать ужасные поступки Джокера невозможно, однако его довольно часто представляют тем человеком, которого довели до безумия жестокая действительность и окружающие люди. Этот элемент трагедии вкупе с психическими заболеваниями и социальными неудачами способны вызвать симпатию и сострадание у зрителей.

От яркого исполнения Джека Николсона до мрачной и анархической интерпретации Хита Леджера — всё это помогло Джокеру получить статус любимого злодея. Сложные отношения с Бэтменом и способность доводить его до предела возможностей делают Джокера вечной и непоколебимой фигурой в жанре комиксов.

Кадр фильма «Бэтмен» (1989) // Warner Bros.
Кадр фильма «Бэтмен» (1989) // Warner Bros.

Волан-де-Морт

Главный антагонист романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере Волан-де-Морт представляет собой тёмного волшебника, одержимого страхом смерти и стремлением жить вечно. Получивший при рождении имя Том Реддл, он сменил его на Волан-де-Морта, встав на жесточайший путь получения власти и контроля над магической Британией. Обладая змееподобной внешностью и зловещей аурой, противник Гарри Поттера является поистине ужасающим злодеем.

Юный Том Реддл рос в сиротском приюте, будучи замкнутым и травмированным в душе ребёнком. Его происхождение и стремление победить смерть перекликаются с общечеловеческими страхами и желаниями, добавляя сложности персонажу и вызывая сочувствие.

Волан-де-Морт отражает укоренившиеся и понятные каждому человеческие тревоги, что делает его привлекательным и в то же время внушающим страх персонажем. Он оказал значительное влияние на жанр фэнтези, демонстрируя важность хорошо проработанных антагонистов в развитии истории и вызовах главному герою.

Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II» // Warner Bros. Pictures
Кадр фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II» // Warner Bros. Pictures

Фредди Крюгер

Фредди Крюгер — известный антагонист из хоррора «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крэйвена. С обожжённым лицом, перчаткой с когтями-бритвами и узнаваемым полосатым свитером Фредди проникает в сны подростков и превращает их в кошмары. Олицетворяя собой ужас и обладая чёрным юмором, антагонист пугает до чёртиков и навсегда врезается в память зрителей.

В своей предыстории Фредди Крюгер стал жертвой самосуда, что добавляет сложности персонажу. И хотя его поступки чудовищны, прошлое героя и обстоятельства, которые привели к преображению, могут вызывать определённую симпатию, даже если она никак не оправдывает совершённые преступления.

Фредди Крюгер служит воплощением хоррора и мрачной комедии, что сделало его выдающимся персонажем своего жанра. Шутки и садистское удовольствие от мучений своих жертв придают антагонисту специфичный шарм, а сам Фредди выходит за рамки собственных фильмов, уже давно оказывая влияние на массовую культуру, будучи удачным примером смешения хоррора с развлечением.

Кадр фильма «Кошмар на улице Вязов» // New Line Cinema
Кадр фильма «Кошмар на улице Вязов» // New Line Cinema

Круэлла де Виль

Круэлла де Виль — антагонист романа Доди Смит «Сто один далматинец» и его экранизаций. Эта злодейка одержима модой и питает особую слабость к мехам. Движимая желанием сшить шубу из щенков далматина она одновременно ужасает и поражает креативностью. Круэлла входит в пантеон запоминающихся злодеев благодаря своему яркому стилю и незаурядной творческой личности.

Театральность и эксцентричность Круэллы вызывают скорее интерес, чем пугают. На пути к своей цели она совершает поступки едва ли достойные сожаления, но экстравагантный стиль в симбиозе с юмористическими элементами делают её удивительно привлекательным персонажем, вызывающим невольное восхищение.

Внешний образ Круэллы с двухцветными волосами и броскими нарядами давно стал культовым. Её персонаж — воплощение тщеславия и жадности — служит как элемент поучительной истории, которая научит детей с любовью относиться к животным.

Кадр фильма «Сто один далматинец» // Walt Disney Productions
Кадр фильма «Сто один далматинец» // Walt Disney Productions

Патрик Бейтман

Патрика Бейтмана придумал писатель Брет Истон Эллис для своего романа «Американский психопат». Герой работает банкиром в Нью-Йорке и тайно «подрабатывает» серийным убийцей. Он обладает привлекательной внешностью, одержим своим статусом в обществе и склонен к насилию — всё это выливается в пугающий портрет психопата, который на экране воплотил Кристиан Бэйл.

Зрители могут симпатизировать Патрику Бейтману из-за сатирического характера персонажа. Он — итоговый продукт поверхностного и материалистического общества, отражающего абсолютную пустоту культуры потребления. Бейтман может и не заслуживает откровенной симпатии, но его действия отражают пороки общества, которые слишком хорошо знакомы каждому из нас.

Через Бейтмана Брет Истон Эллис исследует темы потребительства, самоопределения и ужасающе гнилой личности, скрывающейся за безупречной внешностью. Тщательно проработанный образ героя в сочетании с внешней «нормальностью» и жестокими поступками делают Бейтмана пугающим персонажем, которого уже не получится забыть.  

Кадр фильма «Американский психопат» // Lionsgate Films
Кадр фильма «Американский психопат» // Lionsgate Films

Алекс ДеЛардж

Алекс ДеЛардж — главный герой и антагонист романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» и экранизации Стэнли Кубрика. Он харизматичный, но в то же время крайне социопатичный юноша. Будучи главарём банды, Алекс нападает на людей и создаёт ту степень экстремистского насилия, которая одновременно шокирует и увлекает. Использование своеобразного сленга и любовь к классической музыке лишь придают пугающего очарования его извращённому характеру.

У зрителей симпатия к Алексу ДеЛарджу проявляется в тот момент, когда он подвергается лечению, нацеленному на уничтожение в нём любой степени агрессии. Болезненный процесс терапии лишает его человечности, а вместе с тем поднимает этические вопросы и порождает сочувствие на фоне потери героем самостоятельности.

Алекс ДеЛардж поражает зрителей тем, как в нём, совсем молодом юноше, «уживаются» обаяние и жестокость. Его путешествие по мрачному обществу, включая последующее лечение и «реабилитацию», поднимает вопросы о свободе воли, морали и государственном контроле. Алекс, как персонаж, оказал глубокое влияние на жанр антиутопии, заставляя задуматься о природе зла, наказаниях и исправлениях.

Кадр фильма «Заводной апельсин» // Warner Bros. Pictures
Кадр фильма «Заводной апельсин» // Warner Bros. Pictures

Смотреть лучшие психологические триллеры можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Виртуозы грима и эффектов: кто создавал легендарных монстров в кино
Виртуозы грима и эффектов: кто создавал легендарных монстров в кино
От Призрака оперы до толкиеновских орков — гениальные гримёры и их творения в подборке Tvigle.
Пугающе недооценённые: Топ-10 злодеев из хорроров, о которых стоит знать
Пугающе недооценённые: Топ-10 злодеев из хорроров, о которых стоит знать
Список из опасных, смертоносных и явно непростых злодеев, чьи имена вы могли не слышать.
Королевы крика: самые яркие звёзды хоррора
Королевы крика: самые яркие звёзды хоррора
Любуемся культовыми актрисами слэшеров, джалло и готических ужасов.
Поймать волну: 15 фильмов в разных жанрах для летней киновечеринки
Поймать волну: 15 фильмов в разных жанрах для летней киновечеринки
Подборка лент для тёплых летних посиделок.