Хрупкая дама в беде может оказаться сильнее, чем мы думаем. Она способна дать отпор маньяку или чудовищу. А может даже сама обратиться ужасным злом. Вот почему смотреть фильмы с так называемыми «последними девушками» столь захватывающе. Актрис, которые часто появляются в подобном амплуа или много играют в хорроре, называют «королевами крика». Сегодня мы вспомнили лучших из них в подборке Tvigle.
Ди Уоллес-Стоун
Обладательница честного взгляда и стойкой неприязни к уродливому гриму. В своё время Ди блистала в культовых хоррорах «У холмов есть глаза» (1977), «Вой» (1980) и «Куджо» (1983). После её карьера ушла в сторону пародийных ужасов вроде «Зубастиков» (1986) и «Страшил» (1996), но мало кому удалось с тех пор переплюнуть ту самую «хорошую женщину в беде». Настолько хорошую, что актриса отказалась от классического грима оборотня для фильма «Вой», добавив хлопот работавшему на площадке Робу Боттину. Ди хотела, чтобы её образ получился привлекательным, но в итоге осталась слегка похожей на мягкую игрушку.
Самара Уивинг
Свежее, но уже полюбившееся публике лицо из фильмов «Няня» (2017), «Я иду искать» (2019) и чёрной комедии «Эксперимент Офис 2» (2017). Также играла в сериале «Эш против зловещих мертвецов» (2015-2018) и появилась в недавнем «Крике 6» (2023). Симпатичная блондинка, Самара стала идеальной жертвой преследования, в итоге победившей охотников в ядрёном «Я иду искать». Её обманчивая хрупкость также приходится кстати, если нужно сыграть злодейку, как в фильме «Няня». В своё время девушка работала моделью, что неудивительно, ведь она племянница Элронда! То есть, самого Хьюго Уивинга («Властелин колец», «Матрица», «V значит Вендетта»).
Вероника Картрайт
Мало кто так умеет изображать бездну отчаяния и безумия, как Вероника Картрайт. Карьеру актрисы она начала ещё в детстве, сыграв, помимо всего прочего, в «Птицах» Альфреда Хичкока. Её талант был отмечен критиками в классических хоррорах «Вторжение похитителей тел» (1978) и «Чужой» (1979), где героини Вероники сталкивались с неотвратимостью зла. Однако особо Картрайт отличилась в мистической комедии «Иствикские ведьмы» (1987), перетянув на себя всю хоррор-составляющую фильма. Её персонаж Фелисия Олден — столп благочестия в примерном, но ужасно скучном городке. Она ревностно оберегает свои владения и приходит в бешенство, когда узнаёт о развлечениях трех главных героинь в старинном особняке. Одержимость и ужасное преображение Фелисии явно отсылают нас к «Изгоняющему дьявола» Уильяма Фридкина. Правда, в отличие от Линды Блэр, Веронике не потребовался грим, чтобы напугать зрителя.
Миа Гот
C её личиком стервозной девчонки с соседнего двора Миа Гот была обречена стать принцессой инди-хоррора. Сыграв болезненного вида девушек-жертв в «Лекарстве от здоровья» (2017) и «Суспирии» (2018), она спустя несколько лет появилась в нашумевшем фильме Тая Уэста «X» (2022). Здесь актрису поджидало испытание посерьёзнее: двойная роль преследователя и последней выжившей. Режиссёра впечатлила многогранность Гот — они так хорошо сработались, что Уэст предложил девушке задержаться и снять ещё один фильм. Так появилась «Пэрл» (2022), рассказывающая предысторию главной злодейки «X». Этот психологический хоррор сделал Мию иконой современных фильмов ужасов. Заключает трилогию с Гот картина «Максин XXX», вышедшая в кинотеатрах 4 июля.
Барбара Стил
Что только ни проделывали с Барбарой Стил на экране: душили, подвешивали, заражали чумой, хоронили заживо … Гранд-дама европейского хоррора, она запомнилась зрителю редкой зловещей красотой, которую могла при необходимости обратить в невинность. От неё был в восторге Феллини, её снимали в своих фильмах Роджер Корман, Марио Бава и Дэвид Кроненберг. Мрачная харизма Барбары идеально подходила для готических историй: актриса одинаково убедительно играла что жертв обстоятельств, что умелых манипуляторш. Её слава началась с «Маски Сатаны» (1960), где Стил воплотила сразу оба этих образа. Узница в «Колодце и маятнике» (1961) и расчётливая вдова в «Пяти могилах для медиума» (1965), Барбара стала истинным вдохновением для последующих королев хоррора.
Нив Кэмпбелл
Это потрясающий персонаж для любого фильма
Королева тинейджеров 90-х и одна из известнейших «последних девушек» в кино. Если бы не юношеская травма, Нив Кэмпбелл могла танцевать в балете. Но кинозрителю повезло больше, и темноглазая канадка начала сниматься в фильмах. После заметной роли в телесериале «Нас пятеро» актриса сыграла ведьмочку в молодёжной мистике «Колдовство» (1996), а затем была приглашена на главную роль в новом ужастике Уэса Крэйвена. «Крик» сделал из Нив звезду. Её героиня Сидни Прескотт — застенчивая, уязвимая девушка — раз за разом выживает в схватке с загадочным маньяком. Сама актриса считает, что ей очень повезло сыграть этого персонажа в целых 5 фильмах франшизы.
Дария Николоди
Фирменная актриса джалло, соратница и супруга Дарио Ардженто, Николоди создавала интеллектуальные и загадочные образы в его фильмах, а также картинах таких режиссёров, как Марио Бава и Микеле Соави. Никогда при этом не останавливаясь на одном типаже. Бойкая журналистка в «Кроваво-красном» (1975), нервная графиня в «Преисподней» (1979), зловещая фрау Брюкнер в «Феномене» (1985)... Дария играла классических последних девушек, охотниц за тайнами, благодетельниц и злодеек. Вместе с Ардженто она написала сценарий культовой «Суспирии» (1977), в которой должна была сыграть одну из ключевых ролей. Из-за травмы этому не суждено было случиться, но именно Дария озвучила жуткую ведьму Елену Маркос.
Сара Мишель Геллар
Баффи — это вам не шутки. Однако Сара Мишель Геллар известна не только как истребительница вампиров. На её статус королевы крика также повлияли работы в слэшерах «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и «Крик 2» 1997 года. Игра Сары Мишель в первом была высоко оценена, ведь актриса умудрилась превратить типичную королеву красоты в объёмного «почти выжившего» персонажа, которому зритель начинает сочувствовать. Геллар очень хотела сняться и в сиквеле «Крика», даже не прочитав предварительно сценарий. Пусть и здесь её героиня не выживает, зато Сара Мишель может похвастаться двумя легендарными экранными смертями — всё в один год!
Мэрилин Бёрнс
Фильмографию этой блондинки сложно назвать богатой, однако именно она подарила миру самый душераздирающий вопль в истории слэшера. Мэрилин Бёрнс была малоопытной актрисой из Техаса, имевшей за плечами лишь участие в нескольких пьесах. Её потенциал раскрыл Тоуб Хупер в революционном ужастике «Техасская резня бензопилой» (1974), где Бёрнс сыграла девушку, преследуемую семьёй маньяков-каннибалов. Салли Хардести, её персонаж, мила и добра — классическая «последняя леди». В знаменитой сцене за обеденным столом девушка приходит в себя привязанная к стулу из человеческих останков и издаёт впечатляющий по продолжительности и силе крик. Салли в абсолютном ужасе и вопит без остановки.
Надо сказать, съёмки «Резни» действительно были экстремальными и требовали от актрисы невероятной выдержки. Сцены снимали в сжатые сроки на техасском солнцепёке, а актёры то и дело получали настоящие травмы. Мэрилин не раз истекала вполне реальной кровью, например, когда ранила себя ветками во время съёмок погони. А в той самой сцене обеда она на самом деле дала порезать себе палец, поскольку искусственная кровь быстро густела на местной жаре. Вот такой хоррор в реале!
Джейми Ли Кёртис
Хоррор — это метафора всех человеческих проблем: алкоголизма, наркомании, насилия, измен … чего угодно
Кого ни спросите, в первую очередь вам назовут её. Дочка легендарных Тони Кёртиса и Джанет Ли, Джейми Ли Кёртис доказала, что является самодостаточной и универсальной актрисой. Она одинаково убедительна в хоррорах и комедиях, а в прошлом году Джейми получила «Оскар» за фильм «Всё везде и сразу». Добавьте к этому эталонный образ королевы крика, и готово! Актриса прославилась благодаря роли Лори Строуд в сверхуспешном ужастике Джона Карпентера «Хэллоуин» (1978). Её скромная героиня резко отличается от своих раскрепощённых подружек, у которых голова забита одними мальчиками. Будто современная Золушка, Лори работает, пока другие девчонки отрываются, и мечтает… Именно Лори становится самым ожесточённым противником маньяка Майкла Майерса: их противостояние в итоге растягивается на целую франшизу.
Забавно, но сама актриса не любит смотреть фильмы ужасов, хотя и совершенно не против в них сниматься. Помимо серии фильмов «Хэллоуин» она сыграла в ещё одной картине Карпентера «Туман» (1980), где боролась за выживание в наводнённом призраками городке. В это же время вышли и её менее успешные проекты «Поезд страха» и «Школьный бал». В 2010-х на Джейми можно было полюбоваться в многосерийном слэшере, который так и назывался — «Королевы крика». Несомненно, в дань уважения каноничной «последней девушке».