![Кадр фильма «Соник в кино» // Sega Sammy Group](/media/sonik-v-kino-oblozhka.jpg)
Экранизации видеоигр прошли долгий путь от рискованных нишевых проектов до крупных голливудских постановок. На протяжении десятилетий картины, основанные на играх, пытались передать суть интерактивных миров на киноэкране — иногда с треском проваливаясь, а иногда добиваясь кассового успеха и восхищения поклонников. Tvigle расскажет о десяти фильмах, которые не только перенесли в жизнь культовые игровые франшизы, но и оставили ощутимый след в индустрии развлечений.
«Супербратья Марио» (Super Mario Bros.), 1993 год
Сантехники из Бруклина Марио (Боб Хоскинс) и Луиджи (Джон Легуизамо) случайно обнаруживают параллельное измерение Динохаттан. Во главе мира стоит злобный диктатор Купа (Деннис Хоппер), жаждущий поработить Землю с помощью супероружия. Нетерпящие несправедливости Марио и Луиджи берутся за дело, чтобы предотвратить вторжение ящеров и параллельно спасти принцессу Дейзи (Саманта Мэтис).
«Супербратья Марио» не стали кассовым хитом и не возымели успеха у критиков, но именно этот фильм стал первой крупной голливудской адаптацией видеоигры. Его влияние кроется в готовности создателей пойти на риск, чтобы вывести на большой экран историю всемирно известной игры. Провальные решения — к примеру, резкий переход от причудливого платформера к мрачной вселенной с элементами киберпанка — побудили студии и кинематографистов пересмотреть подход к адаптациям исходного материала.
Фильм также стал наглядным примером того, как трудно переосмыслить мультяшные элементы и переложить их в формат игрового кино, а финансовые показатели послужили тревожным сигналом киностудиям о том, что само по себе признание популярного бренда не может гарантировать успех. Однако со временем «Супербратья Марио» всё же приобрели популярность, отчасти из-за зрительской ностальгии, отчасти из-за своей необычной эстетики 1990-х годов. В более широком смысле картина подготовила почву для будущих экспериментов, показав кинодеятелям как подводные камни, так и потенциал киноадаптаций игр в целом.
![Кадр фильма «Супербратья Марио» // Hollywood Pictures](/media/superbratya-mario-kadr.jpg)
«Смертельная битва» (Mortal Kombat), 1995 год
Жители Земли находятся в смертельной опасности: тёмные силы Внешнего мира могут уничтожить человечество, если одержат десять побед в поединке против людей. Шаолиньскому монаху Лю Кану (Робин Шоу), кинозвезде Джонни Кейджу (Линден Эшби) и военному офицеру Сони Блейд (Бриджит Уилсон) предстоит взвалить на свои плечи «высокую честь» и дать отпор тем, кто стремится истребить жизнь на Земле. Им придётся проявить себя в турнире против сильнейших противников со сверхъестественными способностями, чтобы исполнить своё предназначение.
«Смертельная битва» — одна из первых экранизаций видеоигр, добившаяся разумного коммерческого успеха и одобрение фанатов. Несмотря на то, что возрастные ограничения фильма были снижены до уровня PG-13 (дети до 13 лет допускаются на сеанс только с родителями), он в итоге смог передать мистические и боевые элементы оригинала, которые прославили серию игр Mortal Kombat. Относительно точный подход к адаптации доказал, что сохранение предыстории персонажей и соответствие основным правилам уже существующего мира может привлечь не только оригинальную фанатскую базу, но и людей, не знакомых с первоисточником.
Кроме того, успех картины доказал жизнеспособность экранизаций игр в жанре файтинга, а запоминающийся саундтрек и стилизованные визуальные эффекты помогли перенести игровые особенности в фильм, способствуя его популярности. В будущих адаптациях Mortal Kombat использовались аналогичные стратегии: задействовались знакомые музыкальные мотивы, визуальный колорит и персонажи. Всё это способствовало установлению более прочных связей с игровой аудиторией.
![Кадр фильма «Смертельная битва» // Threshold Entertainment](/media/smertelnaya-bitva-kadr.jpg)
«Обитель зла» (Resident Evil), 2002 год
В секретной лаборатории корпорации Umbrella происходит утечка смертельно опасного вируса, превращающего людей в прожорливых зомби. Главная героиня Элис (Мила Йовович) связана с произошедшими событиями, но не помнит ничего из собственного прошлого. Постепенно восстанавливая память, она узнаёт о своей роли в корпорации и вместе с другими сотрудниками пытается попасть на место происшествия. Там их поджидает опасная система безопасности с даром ИИ, а также полчище зомби, в которых превратились бывшие сотрудники лаборатории.
Пусть сюжет фильма и отличался от сюжетной линии оригинальных игр Resident Evil, в нём сохранились ключевые элементы, которые ассоциируются у фанатов с франшизой: зомби, корпоративные заговоры и атмосфера клаустрофобии. Баланс между новым направлением истории (с участием оригинальных персонажей по типу Элис) и устоявшимся каноном позволил фильму привлечь как давних фанатов игр, так и новичков, тем самым продемонстрировав то, как гибкость в адаптации иногда может способствовать привлечению широкой аудитории.
«Обитель зла» доказала, что хоррор, основанный на мире игры, способен обрести успех в мейнстримном кинематографе и породить множество сиквелов, тем самым косвенно поощряя экранизации аналогичных мрачных игр. Лента с Милой Йовович не только запустила одну из самых продолжительных франшиз, основанной на видеоигре, но и подняла планку по использованию хоррор-элементов и экшена в экранизациях. Кроме того, в фильме (и последующих продолжениях) главным героем был женский персонаж, что открыло путь для большего количества протагонисток в других адаптациях видеоигр и жанровых картинах в целом.
![Кадр фильма «Обитель зла» // Constantin Film](/media/obitel-zla-kadr.jpg)
«Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (Lara Croft: Tomb Raider), 2001 год
Сыгранная Анджелиной Джоли Лара Крофт — бесстрашный мастер рукопашного боя, археолог и потомственная леди. История её приключения берёт начало со случайно обнаруженных старинных часов, в которых сокрыт ключ к поискам удивительного артефакта «Треугольник Света». Согласно легендам, он управляет пространством и временем, что подталкивает Лару отправиться на опасные и длительные поиски по всему миру.
Когда «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» вышла в кинотеатрах, новую жизнь обрёл один из самых культовых персонажей видеоигр. Благодаря Анджелине Джоли, авантюристка Лара Крофт превратилась в поп-культурную фигуру, которую теперь знают не только геймеры. Сочетание обаяния, боевых навыков и интеллектуального мастерства в героине помогло развеять представление о том, что успех экранизации видеоигры возможен лишь с участием мужского персонажа. И, несмотря на критику простоты истории, яркий экшен, красивые локации и звёздная мощь в лице Джоли помогли картине выделиться среди прочих фильмов подобного жанра.
Картина имела большой коммерческий успех для начала 2000-х, собрав в мировом прокате более 270 миллионов долларов. Это послужило сигналом Голливуду о том, что существующие игровые франшизы обладают достаточной узнаваемостью бренда и сюжетным потенциалом, чтобы оправдать высокие производственные бюджеты, тем самым побуждая студии активнее инвестировать в основанные на играх картины. «Лара Крофт» доказала, что благодаря интересной главной героине и качественному продюсированию, экранизации видеоигр могут превратиться из нишевого проекта в мейнстримные кинематографические события.
![Кадр фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» // Paramount Pictures](/media/lara-kroft-rashititelnica-grobnic-kadr.jpg)
«Сайлент Хилл» (Silent Hill), 2006 год
Обеспокоенная мать Роуз Дасилва (Рада Митчелл) отвозит свою приёмную дочь Шэрон (Джоделль Ферланд) в заброшенный городок Сайлент Хилл, так как последняя постоянно упоминает его в приступах лунатизма. Здесь Роуз надеется найти ответ на вопрос, какой недуг мешает её дочери спокойно жить и что с этим делать. В самом городке мать и дочь попадают в аварию, после которой Шэрон бесследно исчезает. Теперь Роуз предстоит её найти, столкнувшись с необъяснимыми обстоятельствами и загадочными обитателями Сайлент Хилла.
«Сайлент Хилл» выступает ярким примером того, как атмосфера хоррор-игр может быть успешно перенесена в формат фильма. На визуал картины сильно повлияла оригинальная эстетика игры Silent Hill. Разрушенные строения, жутковатое освещение и густой туман — всё это помогло воссоздать тревожную атмосферу игры. Зрители хвалили фильм за повторение визуальных элементов и настроения оригинала, тем самым дав понять Голливуду, что эстетическое соответствие исходному материалу может стать мощным инструментом в завоевании симпатий поклонников.
Картина также ознаменовала собой переход от более ранних адаптаций, ориентированных на экшен, к тем лентам, которые строятся на основе психологического хоррора. Несмотря на неоднозначные отзывы критиков, «Сайлент Хилл» приобрёл культовый статус среди любителей хорроров благодаря медленному и психологически насыщенному повествованию в кинематографическом формате. Используя визуальные подсказки непосредственно из игры, а также переплетая темы вины, материнства и искупления, картина помогла другим кинематографистам в понимании того, как лучше всего переносить игровые миры в реалии кино.
![Кадр фильма «Сайлент Хилл» // Davis Films](/media/sajlent-hill-kadr.jpg)
«Принц Персии: Пески времени» (Prince of Persia: The Sands of Time), 2010 год
Некогда беспризорник с улицы Дастан (Джейк Джилленхол) растёт на равных с двумя другими сыновьями правителя Персии, царя Шахрамана (Рональд Пикап). Совершив поход против священного города Аламут, братья навлекают злость отца, который в тот же вечер умирает от отравления. Под подозрение попадает Дастан, и ему не остаётся ничего иного, как пуститься в бега в компании принцессы Аламута Тамины (Джемма Артертон) — хранительницы волшебного кинжала, который случайно оказывается во владении главного героя.
Большой бюджет, звёздный актёрский состав и высокие производственные вложения в фильм свидетельствовали о возросшем доверии Голливуда к проектам по играм. И пусть «Принц Персии» получил неоднозначные отзывы, мотивированные в том числе неуместным «обелением» персонажей восточной страны, он, тем не менее, собрал в прокате свыше 300 млн долларов и показал, что богатые фэнтезийные приключения из игрового мира могут составить конкуренцию на кинорынке.
В творческом плане создатели попытались воссоздать механику игры в картине с помощью элементов паркура и стилизованного экшена. Подобное сочетание характерных для игры пробежек по стенам и акробатических трюков помогло сохранить важный элемент игрового процесса. Несмотря на то, что «Принц Персии» не достиг ошеломляющих успехов, он расширил возможности адаптаций видеоигр, заложив основу для будущих крупномасштабных зрелищных эпопей, в числе которых Warcraft и Assassin's Creed.
![Кадр фильма «Принц Персии: Пески времени» // Walt Disney Pictures](/media/princ-persii-peski-vremeni-kadr.jpg)
«Варкрафт» (Warcraft), 2016 год
Мир орков Дренор умирает. Местный чернокнижник Гул’дан (Дэниел Ву) открывает портал в процветающий мир Азерот, где его соплеменники намерены построить новый дом. Вот только местные жители, в числе которых правящий король Штормграда Ллейн Ринн (Доминик Купер), не намерены терпеть присутствие агрессивных захватчиков. По мере приближения войны орков и людей каждая из сторон сталкивается с внутренними распрями и моральными дилеммами, которые на раз могут сломить дух бойцов.
Фильм, снятый по мотивам популярной франшизы Warcraft, представляет собой амбициозную попытку адаптировать богатый фэнтезийный мир, у которого уже была (и по сей день остаётся) внушительная армия поклонников по всему миру. Одним из основных его вкладов стало освещение сложных знаний, присущих современным видеоиграм, — многочисленным расам, обширным историям и взаимосвязанным сюжетным линиям. В кинематографической форме «Варкрафт» стал свидетельством того, как студии могут использовать объёмный лор, чтобы сохранить привлекательность оригинальных игр и не потерять те самые важнейшие внутриигровые элементы.
С финансовой точки зрения успех фильма был неоднозначным: в Северной Америке он не вызвал особого восторга, но на международном уровне, особенно в Китае, уровень сборов взлетел до небес. Это обстоятельство подтвердило растущую важность глобального кинорынка для адаптаций видеоигр, поэтому в будущих проектах студии стали адаптировать сюжеты и маркетинговые кампании, чтобы те находили отклик в различных культурных контекстах. От критиков «Варкрафт» получила смешанные отзывы: картину хвалили за визуальные эффекты и попытки изобразить орков в качестве персонажей, которым можно симпатизировать, но критиковали за перегруженную сюжетную линию и расчёт на знания зрителей об игровом мире.
![Кадр фильма «Варкрафт» // Legendary Pictures](/media/varkraft-kadr.jpg)
«Кредо убийцы» (Assassin’s Creed), 2016 год
В центре сюжета — заключённый камеры смертников Каллум Линч (Майкл Фассбендер), которого от казни спасает компания «Абстерго», современный аналог ордена тамплиеров. Их цель — найти артефакт «Яблоко Эдема», с чьей помощью можно искоренить в людях стремление к насилию. Каллум Линч может помочь в поисках, и для этого его подключают к устройству Анимус, которое считывает генетическую память и позволяет пережить опыт предков. Так главный герой оказывается в личине дальнего родственника и члена Братства ассасинов Агилара де Нерха, которому придётся искать ниточки к артефакту в реалиях Испании 15-го века.
Киноадаптация Assassin’s Creed показала себя амбициозным проектом, однако критики сочли сюжет чрезмерно запутанным. Виной тому послужили сплетение временных линий и обилие информации об ассасинах-тамплиерах — всё это было трудно уместить в одном фильме и, возможно, истории требовалось больше экранного времени. Несмотря на проблемы, «Кредо убийцы» показал возможности внедрения в реальный кинематографический сеттинг визуальных концепций из игр по типу паркура, а вместе с ним исторических реконструкций и сложной технологии Анимуса.
Компания Ubisoft, создавшая первоисточник, принимала активное участие в адаптации, стремясь сохранить связь фильма с фундаментальными темами игр — свободой воли, историческими конфликтами и тайными братствами. Сотрудничество продемонстрировало меняющуюся динамику отношений между разработчиками игр и киностудиями, где совместное участие лишь помогает в процессе создания продукта, который остаётся узнаваемым для геймеров. «Кредо убийцы» — достойный пример того, как кинематографические амбиции и непосредственное участие создателей игры могут повысить ценность производства и сохранить важные тематические элементы — даже если конечный продукт с трудом переживает критику и оправдывает коммерческие ожидания.
![Кадр фильма «Кредо убийцы» // Regency Enterprises](/media/kredo-ubijcy-kadr.jpg)
«Покемон. Детектив Пикачу» (Pokémon: Detective Pikachu), 2019 год
Райм-Сити — современный мегаполис, где люди и покемоны живут бок о бок. Молодой парень Тим Гудман (Джастис Смит) приезжает в город и узнаёт об исчезновении отца, местного детектива. Разбирая вещи в отцовской квартире, Тим случайно обнаруживает покемона Пикачу (Райан Рейнольдс), который мало того что говорит на человеческом языке, так ещё и называет себя напарником пропавшего детектива Гудмана. Теперь Пикачу и Тиму придётся с головой погрузиться в жизнь города, чтобы отыскать отца главного героя и попутно раскрыть заговор против мирного сосуществования покемонов и людей.
До выхода «Детектива Пикачу» истории о покемонах в основном адаптировались в формате 2D-анимации, тогда как вышедший в 2019 фильм показал преимущества смеси живого действия с CGI-персонажами. Критики высоко оценили фильм за семейную направленность, в которой сочетается мистика, комедия и проникновенная история, способная порадовать давних поклонников Пикачу, но при этом оставаясь доступной для новичков. К тому же решение построить сюжет вокруг детективной составляющей, а не традиционного путешествия с покемонами, позволило раскрыть богатое мировоззрение бренда.
«Детектив Пикачу» имел кассовый успех, тем самым продемонстрировав огромную привлекательность покемонов для разных поколений. В более широком контексте фильм доказал, что адаптация игры может добиться успеха, если в ней сохраняется причудливый дух первоисточника и уважение к культовым героям. Также зрительский интерес к «Детективу Пикачу» побудил студии задуматься о более лёгких и комедийных жанрах на поприще игровых адаптаций, показав, что не все фильмы по играм должны включать в себя экшен и мрачный тон.
![Кадр фильма «Покемон. Детектив Пикачу» // Legendary Pictures](/media/pokemon-detektiv-pikachu-kadr.jpg)
«Соник в кино» (Sonic the Hedgehog), 2020 год
Говорящий синий ёжик Соник (Бен Шварц) живёт на Земле и скрывается от людей уже много лет. Свой родной мир он вынужденно покинул из-за дарованных ему способностей — Сонику нет равных в том, что касается скорости. Однажды ёжик невольно привлекает внимание, играя в одиночку в бейсбол, из-за чего всплеском «невиданной силы» интересуется блестящий учёный доктор Роботник (Джим Керри). Теперь последний одержим поисками пришельца из другого мира, а Сонику придётся раскрыть свою тайну людям, чтобы получить помощь.
У «Соника» выдался довольно трудный производственный путь. Когда вышел первый трейлер и фанаты увидели дизайн любимого героя, то на создателей обрушился шквал критики. Студии пришлось отложить релиз картины, чтобы переработать дизайн в том стиле, который был бы близок к классическому игровому облику Соника. И это решение послужило ключевым фактором в успехе ленты. Прислушавшись к просьбам фанатов, создатели спровоцировали динамику, при которой фанаты могут существенно повлиять на конечный продукт. Этот момент стал прецедентом для более активного реагирования со стороны студий к тому, чего поклонники на самом деле хотят получить от развлекательного контента.
Сочетание юмора, сентиментальных моментов и экшена в фильме доказало, что игровые адаптации могут успешно охватывать несколько жанров одновременно. Возможно, ключ к успеху заключался ещё и в том, чтобы передать основную суть игрового персонажа — скорость Соника, его игривый дух и стремление к общению. Эта выигрышная формула проложила путь для создания сиквелов и спин-оффов, продемонстрировав, что уважение к исходному материалу и желаниям фанатов имеют решающее значение при адаптации культовых игр.
![Кадр фильма «Соник в кино» // Sega Sammy Group](/media/sonik-v-kino-kadr.jpg)
Смотреть лучшие фильмы с закрученным сюжетом можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!