На стриминговой платформе Netflix состоялась премьера задорного триллера «Ручная кладь». Фильм уже во всю сравнивают с первой частью франшизы «Крепкий орешек» (да и со второй тоже). И не просто так – обе картины являются представителями такого интересного жанра как рождественский боевик. Что же представляет собой этот жанр, какие цели он преследует и можно ли уже ставить сыгравшего главную роль Тэрона Эджертона на один пьедестал с Брюсом Уиллисом? Давайте разбираться.
Боевое крещение
Представляя себе типичные рождественские фильмы, мы воображаем что-то наполненное уютом, семейным теплом и незамысловатой романтической линией. Это время, когда семьи собираются вместе и устраиваются на диване, чтобы погрузиться в атмосферу волшебства и забыть о своих проблемах. Не даром незатейливый жанр рождественской открытки Hallmark имеет такую дикую популярность. Ведь праздники – это время простых, беззаботных историй, верно?
Что ж, и да и нет. Жанр рождественского боевика на первый взгляд кажется парадоксальным, своего рода мутант с головой человека, а телом робокопа. Но фильмы данного характера не просто хорошо показывают себя в прокате, они становятся настоящей классикой, что пересматриваются каждое Рождество.
Одна из первых ярких подобных картин «Смертельное оружие» (1987) рассказывает историю погруженного в депрессию, отчаявшегося полицейского Мартина Риггза, который вместе со своим более психически стабильным напарником Роджером Мёрто пытаются расследовать дело подозрительного самоубийства. Мрачный сюжет картины, наполненный перестрелками, наркотиками, убийствами и суицидальными мотивами исходящими от самого Риггза сглаживается рождественским фоном. И, конечно же, в финале герои собираются вместе встречать Рождество.
К этому же жанру относятся первые части франшизы «Крепкий орешек», фильмы «Долгий поцелуй на ночь», «Последний бойскаут», «Поцелуй навылет», «Охота на Санту» и многие другие. Картины объединяет только задорный экшен, происходящий на рождественском фоне: переворачивающиеся и взрывающиеся машины, на улицах, украшенных гирляндами; главные герои, к чьим обычным проблемам в виде грабителей, шпионов и террористов добавляются рождественские дилеммы (вопросы семейных ценностей и романтические переживания, которые всегда остро встают в праздники).
«Рождество - это весело. Это объединяющий праздник и [при создании фильма, история которого разворачивается под Рождество] все ваши персонажи вовлечены в это событие, которое при этом остается в рамках общей истории. Оно [Рождество] укореняет саму историю. На Рождество одинокие люди становятся еще более одинокими. Люди начинают пересматривать и оценивать свою жизнь. Это просто фон, на котором могут происходить разные вещи, но с одним объединяющим, глобальным направлением. Мне всегда это нравилось, особенно в триллерах почему-то. Это прикосновение магии»
И всё же, зачем делать экшен-фильмы на рождественском фоне и почему они обретают такой успех?
Зачем нужны рождественские боевики?
Мы знаем, что кино – это зеркало общества. Все политические, социальные и экономические процессы так или иначе отражаются в кинематографе. Более того, очень часто кино является средством рефлексии и попыткой пережить эти процессы, как, например бесчисленное количество фильмов про трагедию 9/11.
Экшен фильмы в данном случае – это отличный способ поднять боевой дух нации и всего человечества, подарить им героя, который победит всех злодеев и убедится, что добро восторжествует. Если убрать из этого списка второсортные фильмы про бандитские разборки, то, как правило, это боевики, которые строятся вокруг реальных опасений общества:
- Терроризм: «Крепкий орешек», «Арго», «Мюнхен»
- Холодная война и угроза ядерной атаки: «Лучший стрелок», «Багровый прилив», «Терминатор 2»
- Климатические изменения: «Столкновение с бездной», «Безумный Макс: Дорога ярости», «Бегущий по лезвию 2049»
- Выход технологий из-под контроля: «Из Машины», «Апгрейд», «Матрица»
Какую же роль в данном случае играет Рождество? Рождество – это волшебный праздник, который так же часто сплетается с Новым Годом в связи с их непосредственной близостью. Это новое начало, рождение надежды и веры в лучшее будущее. Что может быть более благодатной почвой для уничтожения человеческих страхов?
Помимо того, что рождественский нарратив несомненно добавляет глубины и эмоций в любой боевик или триллер, просто заставляя героя чуть глубже и масштабнее размышлять о своих проблемах (и проблемах всего человечество), это также и квинтэссенция победы добра над злом, тьмы над светом, разноцветных гирлянд над серой будничностью. С таким фоном главный герой – это не просто добряк, поборовший злодеев, это рыцарь, убивающий дракона.
В Рождественских боевиках все переживания и страхи общества за последний год собираются вместе, как страшное мифическое существо. И у нашего героя стоит очень важная задача – победить его, подарив зрителям надежду на светлое будущее. Но какой бы тяжёлой ни казалась эта задача, мы знаем, что он справится, ведь в его руках – волшебный меч, а именно – рождественское чудо.
Так например, первая часть франшизы «Крепкий орешек» удачно вобрала в себя опасения американского общества на тот момент: это и страх перед терроризмом (в 1980-ые в США увеличилось количество крупных международных террористических атак); осознание хрупкости корпораций перед человеческой алчностью; опасения несовершенности систем безопасности. В 1980-е было очень популярно мнение, что Япония, со своим быстрым развитием в мире технологий и экономическим ростом, попросту «купит США», отсюда и небоскрёб «Накатоми Плаза», принадлежащий крупной японской компании. И, конечно, бороться с этим всем предстоит настоящему рыцарю, а точнее – полицейскому. Но про полицейскую пропаганду мы здесь рассуждать не будем.
Обзор на фильм «Ручная кладь»
Возвращаясь к картине «Ручная кладь», что вышла на платформе Netflix на прошлой неделе, мы можем смело сказать, что фильм не уступает своим собратьям по жанру. Что ярче подчёркивает разгар холодной войны, чем задорный рождественский боевичок? Разве что задорный рождественский Новичок, который террористы пытаются пронести на борт самолёта.
Главный герой фильма – сотрудник службы безопасности аэропорта Итан Копек (Тэрон Эджертон). Парень находится в поиске себя, он мечтал стать полицейским, но завалил тест в академию и совсем лишился надежды. Его девушка Нора (София Карсон) ждёт ребёнка, что добавляет ему переживаний, ведь их семья скоро пополнится, а он так и не нашёл своё место в жизни. Работа не доставляет ему удовольствия, но движимый желанием получить повышение и вдохновлённой речью Норы, герой упрашивает босса дать ему задачу посложнее и поставить работать на интроскоп (рентгенотелевизионное оборудование для досмотра багажа). Однако, Итан не подозревает, что именно эта позиция сегодня под ударом – террористы намереваются пронести в самолёт нервно-паралитический яд Новичок, а человек за интроскопом должен им в этом помочь. Героя «берут в заложники» при помощи беспроводного наушника и шантажом заставляют выполнять требования злодеев. Но Итан не так-то прост, быть может именно это травмирующее событие поможет ему найти себя? (спойлер, так и случилось).
Но нет, это не страшилка про «злых советских шпионов», здесь всё немного глубже, что безусловно добавляет картине плюсов в карму. Террористы, одного из которых играет харизматичный Джейсон Бейтман, не имеют ничего общего с Россией. Злодеи попросту украли химическое оружие, чтобы подставить российские спецслужбы. Их настоящей целью является член конгресса Грейс Тёрнер. Политик является основателем Акта по защите демократических государств, находящихся под угрозой. Она активно выступает за финансирование производства оружия, которое впоследствии можно было бы пустить на дело. Однако ей не хватило голосов, чтобы Акт вошел в силу, и тогда её коллеги по идеологии решили подстроить убийство женщины враждебной страной, чтобы спровоцировать отклик. За этим, естественно, стоят производители оружия, готовые пойти на всё, чтобы озолотиться.
Интересно, что в этот раз, угроза идёт не извне, как это часто бывает, а изнутри. Этот фильм хорошо показывает, что общество перестаёт доверять всему, что они видят и слышат по телевизору или смартфону. Люди ищут скрытый подтекст, неочевидного злодея, которому то или иное событие выгодно и, как правило, находят. Активно обсуждающиеся последние годы вопросы финансирования вооружения других стран тоже сыграли огромную роль.
Глубину истории добавляет харизматичный террорист, который, на первый взгляд, не является банальным «диснеевским злодеем». Мужчина по-своему сопереживает главному герою и, как будто искренне, хочет помочь ему пройти через этот день, чтобы вернуться к своей размеренной жизни. Правда, потом мы понимаем, что всё это было игрой. Оттуда – недоверие к харизматичным лидерам, призывающим к радикальным действиям.
Общество, загнанное в угол бесконечно льющейся на голову из всех щелей повесткой, непонятно кому выгодной; ощущением полной беспомощности перед большими игроками на политической арене; и, в конце концов, никуда не ушедшим страхом перед террористической угрозой (теперь в буквально «новенькой» обёртке), — может положиться только на простого парня Итана Копека, который, так же как и все мы, не может найти себя в этом безумном мире. Но, оказавшись перед лицом опасности, в конце концов, он превращается в настоящего героя.
Итан – это все мы. Обычные люди, попавшие в ловушку сильных мира сего и пытающиеся просто дожить до конца смены. Но именно он и становится нашим рыцарем в сияющих доспехах, победившим дракона, и, всё-таки попавшим в академию и ставшим полицейским. Но про полицейскую пропаганду мы здесь рассуждать не будем.
Картина, конечно, не дотягивает до «Крепкого орешка» ни своим звёздным составом, ни, возможно, радикальностью сюжета и остротой диалогов, но роль свою выполняет исправно.