От «Звёздных войн» до «Властелина колец»: как в кино используют миниатюрные модели

Что из себя представляют миниатюрные модели в кино и где их используют.
11 декабря
Ангелина Гура
съёмки кино
Кадр фильма «Властелин колец: Возвращение короля» // New Line Cinema
Кадр фильма «Властелин колец: Возвращение короля» // New Line Cinema

Миниатюрные модели в кино — это замысловатые копии в малом масштабе, которые переносят зрителей в захватывающие дух места: раскинувшиеся городские пейзажи, футуристические миры или поля сражений эпических масштабов. Миниатюрные модели на протяжении десятилетий были важнейшим элементом магии кино, позволяющим кинематографистам воплощать свои творческие замыслы в жизнь, когда компьютерной графики ещё не существовало. Как создаются и используются миниатюрные модели, какова их роль в истории и почему они остаются важным инструментом в киноиндустрии — обо всём этом в нашем материале.

Немое кино и золотая эпоха

Путь миниатюрных моделей в кинематографе начался в эпоху немого кино, когда кинематографисты искали способы показать грандиозные сцены, не имея ни бюджета, ни технических возможностей. В начале 20-го века режиссёр Жорж Мельес использовал миниатюры для создания фантастических декораций в своём классическом фильме «Путешествие на Луну» (Le Voyage dans la lune). Позднее миниатюры стали широко использоваться для изображения стихийных бедствий в немом кино. Съёмки обрушения зданий или крушения поездов небезопасно или же непрактично было снимать в полном масштабе, поэтому на помощь приходили миниатюрные модели. Эксперименты с ними в эпоху немого кино заложили основу для их широкого использования в последующие десятилетия.

Кадр фильма «Путешествие на Луну» // Star Film
Кадр фильма «Путешествие на Луну» // Star Film

1980-е и 1990-е годы ознаменовались золотым веком миниатюрных моделей в кинематографе, когда создатели фильмов расширили границы того, чего можно достичь с помощью этой техники. В серии «Звёздные войны» (Star Wars) и «Бегущий по лезвию» (Blade Runner) миниатюры «заменяли» детализированные космические корабли, футуристические городские пейзажи и инопланетные миры, а во франшизе «Индиана Джонс» (Indiana Jones) и «Властелин колец» (The Lord of the Rings) модели использовались для создания более правдоподобных, но всё же масштабных миров. Команда Питера Джексона придумала термин «бигатур», применимый для описания огромных миниатюр вроде башни Сарумана, построенной почти в человеческий рост. Миниатюры стали для кинематографистов экономичным и высокодетализированным способом создания крупномасштабного окружения, что сделало их незаменимыми в высокобюджетных фильмах.

Конец 1990-х годов привёл к появлению компьютерной графики (CGI), которая произвела революцию в подходе кинематографистов к визуальным эффектам. CGI подарила беспрецедентные возможности, неизбежно изменив роль миниатюр в кинопроизводстве. Но несмотря на набирающую темпы компьютерную графику, миниатюры никуда не исчезли. Они нашли себе новую роль в гибридных постановках, где есть сочетание созданных мини-моделей с компьютерной графикой. Например, в фильме «Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049) миниатюры использовались наряду с CGI для создания потрясающих пейзажей в антиутопическом мире. К тому же многие кинематографисты продолжают ценить миниатюры за их тактильную аутентичность, которую CGI лишь пытается воспроизвести. Это привело к возрождению использования мини-моделей в тех проектах, где особенно ценится искусство и реализм.

Кадр фильма «Бегущий по лезвию 2049» // Warner Bros. Pictures
Кадр фильма «Бегущий по лезвию 2049» // Warner Bros. Pictures

Что используют для создания миниатюр

Художники выбирают материалы для миниатюр, отталкиваясь от таких факторов, как долговечность, вес и возможность создания необходимого уровня детализации. Вот некоторые из наиболее часто используемых материалов, благодаря которым на съёмочной площадке появляются миниатюрные модели:

Пенопласт: лёгкий и беспроблемно поддающийся обработке материал часто используется для создания ландшафтов, внешнего вида зданий и других крупных конструкций. Он идеально подходит для придания формы сложным объектам, а также с лёгкостью может быть покрыт иным материалом для создания дополнительной текстуры.

Полимер: ценится за долговечность и способность сохранять мелкие детали. Его часто используют для изготовления небольших объектов вроде статуй, мебели или механических деталей.

Дерево: универсальный и прочный материал идеально подходит для создания реалистичных конструкций вроде домов или мостов. Художники чаще всего используют бальсу или липу из-за тонкой текстуры и простоты в обработке.

Пластмассы и акрил: прозрачные акриловые листы часто используют для создания окон, эффектов воды или футуристических элементов.

Переработанные материалы: найденные предметы, такие как крышки от бутылок или выброшенная электроника, иногда задействуется повторно для создания уникальных текстур и деталей.

Кадр фильма «Властелин колец: Братство кольца» // New Line Cinema
Кадр фильма «Властелин колец: Братство кольца» // New Line Cinema

Что касается инструментов, то традиционный подход остаётся незаменимым, хотя современные технологические достижения всё же существенно облегчили процесс создания миниатюр. К традиционным инструментам относятся: скальпели и ножи X-Acto (необходимы для точечной резьбы); наждачная бумага и напильники (используют для сглаживания поверхностей и обработки краёв); кисти (задействуют для придания цвета, текстуры и реалистичности деталям).

Современные технологии:

3D-печать: технология 3D-печати позволяет быстро создавать прототипы сложных форм и замысловатых дизайнов. Художники могут создавать цифровые чертежи и печатать их, задействуя полимеры или пластик.

Лазерные резаки: идеально подходят для создания сложных узоров и рисунков, воспроизводя последовательные и точные формы.

Станки с ЧПУ: режущие инструменты с компьютерным управлением, которые обеспечивают непревзойдённую точность обработки деталей.

Хотя материалы и инструменты имеют решающее значение, истинная магия миниатюрных моделей заключается в мастерстве их создателей. Каждая деталь, какой бы маленькой она ни была, должна быть выполнена с точностью, чтобы сохранить реалистичность. Вот что выделяет мастерскую миниатюрную работу:

Масштабирование: точные расчёты гарантируют, что все элементы будут гармонично сочетаться друг с другом, будь то городской пейзаж или отдельная комната.

Текстурирование: художники используют специальные приёмы для имитации реальных текстур, таких как изношенный камень, ржавый металл или потрескавшееся дерево.

Рисование: умелое нанесение краски повышает глубину и реалистичность, а такие техники, как сухая живопись и аэрография, добавляют тонкие блики и тени.

Воссоздание внешних факторов: чтобы создать ощущение подлинности, художники применяют грязь, ржавчину или мох, придавая модели вид живой или состарившейся вещи.

Кадр фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» // Lucasfilm Ltd.
Кадр фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» // Lucasfilm Ltd.

Ракурсы, свет и неизбежное вмешательство CGI

То, как снята миниатюра, может повысить или понизить её правдоподобность. Ракурсы и объективы имеют весомое значение в создания иллюзии масштаба и погружения зрителей в происходящее.

Низкие ракурсы камеры: расположение камеры под низким углом по отношению к миниатюре имитирует то, как мы смотрим на реальные сооружения с земли, благодаря чему модель кажется высокой и величественной.

Макрообъективы: позволяют кинематографистам снимать миниатюры крупным планом, демонстрируя сложные детали, которые придают увиденному достоверности. Они также помогают создать небольшую глубину резкости, имитирующей то, как крупномасштабные объекты выглядят в реальной жизни.

Оптическая иллюзия: использует расположение камеры так, чтобы объекты казались больше или меньше, чем они есть на самом деле. Например, если поместить миниатюру ближе к камере, сохраняя при этом фон на расстоянии, иллюзия глубины заметно усиливается.

Освещение является ещё одним важным фактором, придающим миниатюре правдоподобный вид. Правильная техника освещения гарантирует, что миниатюра будет взаимодействовать со светом так же, как объект в натуральную величину.

Кадр фильма «Властелин колец: Возвращение короля» // New Line Cinema
Кадр фильма «Властелин колец: Возвращение короля» // New Line Cinema

Масштабное освещение: интенсивность, направление и рассеивание света должны соответствовать масштабу миниатюры. Небольшие объекты требуют более мягкого, рассеянного света, чтобы удалось воссоздать естественный свет в больших масштабах.

Работа с тенью: являются ключом к сохранению реалистичности. Особое внимание уделяется направлению и мягкости теней, чтобы они соответствовали окружению сцены.

Практические эффекты: чтобы добавить реалистичности, кинематографисты часто используют миниатюрные лампочки, светодиодные ленты или волоконную оптику для создания освещения внутри сцены. Например, для создания уличных фонарей или светящихся окон.

В современном кинопроизводстве миниатюры редко используют в отрыве от других возможностей кино. Миниатюры часто сочетают с настоящими кадрами или компьютерной графикой для создания бесшовных, но при этом захватывающих визуальных эффектов.

Интеграция с зелёным экраном: миниатюры часто снимают на фоне зелёного экрана, что позволяет добавлять фон или дополнительные элементы в процессе постпродакшна. Этот приём гарантирует, что миниатюра идеально впишется в более крупную сцену.

Управление движением камеры: устройства позволяют воспроизводить движения в различных сценах, обеспечивая плавные переходы при комбинировании миниатюр с элементами реального мира или компьютерной графикой.

Цифровые улучшения: CGI часто используют для добавления к миниатюрным сценам таких деталей, как движущиеся облака, взрывы или водные эффекты. Этот гибридный подход сочетает в себе ощутимый реализм миниатюр с возможностями цифровых эффектов.

Соответствие масштабу: при объединении миниатюр с реальными кадрами необходимо соблюдать осторожность, чтобы масштаб и перспектива обоих элементов соответствовали друг другу. Например, миниатюрный космический корабль может быть встроен в сцену с актёрами лишь в тех условиях, когда он выглядит на их фоне достаточно большим.

Кадр фильма «Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедая» // Lucasfilm Ltd.
Кадр фильма «Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедая» // Lucasfilm Ltd.

Культовые моменты с миниатюрами в кино

Уже упомянутая трилогия Питера Джексона «Властелин колец» — это безоговорочный шедевр в области практических эффектов, а использование миниатюрных моделей или «бигатур», как их назвала съёмочная группа, сыграло ключевую роль в успехе картин.

Что такое Бигатур? Огромные миниатюры таких знаковых мест как Минас Тирит, Хельмова Падь и Ривенделл. Их большой размер позволил добиться невероятной детализации, что выгодно сыграло на руку итоговым версиям фильмов. Миниатюры использовались в сочетании с живыми кадрами и компьютерной графикой, а их тактильный реализм придал трилогии глубину и достоверность, которых невозможно достичь с помощью исключительно цифровых эффектов.

Оригинальная трилогия Джорджа Лукаса «Звёздные войны» произвела революцию в кинопроизводстве во многих отношениях, в том числе благодаря инновационному использованию миниатюрных моделей. Миниатюры широко использовались для создания таких культовых космических аппаратов как «Тысячелетний сокол», «Звёздные разрушители» и истребители X-Wings. Модели были отсняты на чёрном фоне, чтобы сымитировать необъятность космоса. Стоит также отметить, что сцены, подобные взрыву Звезды Смерти в «Новой надежде», сочетают миниатюрные модели с практичными эффектами.

Фильм Дени Вильнёва «Бегущий по лезвию 2049» доказал, что миниатюры по-прежнему имеют место в современном кинопроизводстве и что традиционное мастерство можно успешно сочетать с передовыми цифровыми технологиями. Чтобы изобразить залитые неоновым светом городские пейзажи мрачного будущего, съёмочная группа создала замысловатые миниатюрные декорации. Среди них были небоскрёбы, промышленные комплексы и даже миниатюрные транспортные средства. Все мини-модели были тщательно проработаны, чтобы добиться атмосферного внешнего вида. Миниатюры были улучшены с помощью компьютерной графики с добавлением динамических элементов по типу движущихся облаков и анимированной рекламы.

Кадр фильма «Бегущий по лезвию 2049» // Warner Bros. Pictures
Кадр фильма «Бегущий по лезвию 2049» // Warner Bros. Pictures

Смотреть самые красивые фильмы можно онлайн и в хорошем качестве на Tvigle!

Читайте также
Виртуозы грима и эффектов: кто создавал легендарных монстров в кино
Виртуозы грима и эффектов: кто создавал легендарных монстров в кино
От Призрака оперы до толкиеновских орков — гениальные гримёры и их творения в подборке Tvigle.
10 восхитительных фильмов, удачно смешивающих реальность и вымысел
10 восхитительных фильмов, удачно смешивающих реальность и вымысел
Картины о фантастических и одновременно приземлённых вещах.
Столкнуться с запредельным: 15 захватывающих сериалов о сверхъестественных вещах
Столкнуться с запредельным: 15 захватывающих сериалов о сверхъестественных вещах
Лучшие примеры мистических сериалов в истории телевидения.
«300 спартанцев», «Город грехов» и «Матрица»: как комиксы влияют на кино
«300 спартанцев», «Город грехов» и «Матрица»: как комиксы влияют на кино
Разбираем влияние комиксов на киноиндустрию.